Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы актуальна в связи с тем, что эффективность закупочных процессов напрямую влияет на эффективность деятельности субъекта бизнеса, конечные результаты его деятельности.
Управление закупочными процессами на предприятии - это один из основных бизнес-процессов. Эффективность закупочных процессов в компании прямо оказывает влияние на основные финансовые показатели ее деятельности, к которым относится прибыль и рентабельность. А они, в свою очередь, влияют на конкурентоспособность и успешность деятельности субъекта хозяйствования.
Процессы закупочной логистики, использование закупочных процедур направлены на повышение конкурентоспособности фирмы за счет приобретения необходимых ресурсов, в нужных объемах и определенного качества, точно в срок, в нужном месте и с минимумом затрат. Закупки, осуществляемые на конкурентной основе, помогают на практике реализовать главные условия рынка, заключающиеся в открытости и добросовестности конкуренции. Конкуренция оказывает влияние на объективность выбора заказчиком наиболее выгодных предложений со стороны поставщиков. Эффективность закупок, производимых при помощи конкурентных процедур, по оценкам, которые дают специалисты в этой области, составляет примерно от 8 до 25% от планируемой стоимости закупки товаров. 5,с.89
Каждая организация должна поддерживать определенный ассортимент, ведь покупатели должны иметь возможность приобретать те товары, которые им необходимы. Если же эти товары заканчиваются, то следует своевременно восполнить их запасы. Это зависит от четко налаженной системы закупок.
Сущность закупок - в обеспечении необходимыми материально-производственными ресурсами, товарами потребителей в нужное время и в необходимом объеме. В связи с этим, основные виды деятельности в закупочных процессах заключаются в предварительном отборе и оценке поставщиков; управлении поставщиками по результатам переоценки; работе с необходимыми объемами материалов и комплектующих; в управлении складскими запасами 43.
Вышеуказанные положения определили выбор темы данного исследования и его актуальность.
Целью курсовой работы заключается в исследовании закупочных процессов при реализации проектов в организации.
Цель курсовой работы определила те задачи, которые должны быть решены в ходе исследования:
- изучить экономическую сущность и особенности закупочных процессов на предприятии;
- рассмотреть формы и методы снабжения субъекта хозяйствования необходимыми товарами;
- проанализировать основные показатели деятельности ООО «НИНА и К»;
- провести анализ системы управления закупками в ООО «НИНА и К».;
- разработать рекомендации по совершенствованию закупочных процессов данного Общества.
Объект исследования – коммерческое предприятие ООО «НИНА и К».
Предметом исследования является система закупок в ООО «НИНА и К», основным видом деятельности которого является оптовая торговля кондитерскими изделиями и другими продуктами питания, а также направления ее совершенствования.
Информационной базой послужили труды таких авторов в области снабжения и закупочной деятельности предприятий, таких как: НИНАа Н.В., Балашевич М.И., Бадокин О.В., Баско И.М., Висюлин Ф.П., Копнов В.А., Кирсанов В.Н., Степанова А.С., Фатхутдинов Р.А. и др., Интернет-ресурсы, материалы периодической печати, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «НИНА и К».
В работе использовались следующие методы исследования: монографический, аналитический, статистический, графический и другие.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации позволят усовершенствовать систему управления закупками в ООО «НИНА и К», повысят эффективность закупочной деятельности фирмы.
Актуальность, цель, задачи, предмет, объект обусловили структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты закупочных процессов на предприятии. Рассмотрены место и роль управления закупками на предприятии, а также цели, задачи, формы, методы, используемые в закупочной деятельности субъекта хозяйствования.
Во второй главе проведен анализ системы управления закупками в ООО «НИНА и К». Представлена общая характеристика предприятия, организационная структура управления, выполнен анализ основных экономических показателей его деятельности за 2021-2023 годы, а также проведен анализ элементов системы закупок и разработаны рекомендации по ее совершенствованию.
В заключении представлены выводы по всей работе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие, сущность, задачи и способы закупок
Согласно Проекту Национального стандарта РФ «Организация закупочной деятельности» «Закупки — приобретение Заказчиком (иными уполномоченными лицами от имени Заказчика) товаров, работ, услуг, иных благ на основе гражданско-правового договора, по которому Заказчик является плательщиком и получателем товаров, работ, услуг, иных благ.
Закупочная деятельность — любая деятельность, осуществляемая сотрудниками Заказчика (иными уполномоченными лицами от имени Заказчика) в целях закупок4.
Заказчик — коммерческая или некоммерческая организация (включая государственные корпорации), индивидуальный предприниматель, ведущие свою предпринимательскую и иную деятельность на территории Российской Федерации.
Поставщик — любое лицо, с которым Заказчик (или иное лицо от его имени) заключает гражданско-правовой договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предоставление иных благ для нужд Заказчика и за счет его средств.
Продукция — товары, работы, услуги, иные блага, приобретаемые Заказчиками. Под иными благами понимаются права аренды, права использования объектов интеллектуальной собственности, права использования товарного знака или знака обслуживания и тому подобное»4.
Торговля – это тип экономических систем, для деятельности которых характерны потоковые процессы, которые требуют комплексного управления. При этом предметом логистики являются процессы оптимизации потоковых процессов (материальных, финансовых, трудовых, информационных и пр.).
Закупочная логистика - это управление потоками товарно-материальных ценностей (ТМЦ) для обеспечения организации материальными ресурсами 8,с.231. В любой коммерческой или производственной фирме должна быть служба, отдел или подразделение, осуществляющие процессы закупки, доставки и временного хранения сырья, материалов, товаров и т.п.9,с.181
Логистика закупок - это логистическая подсистема, изучающая процессы движения ТМЦ от поставщиков до складов предприятия.
Иностранные авторы-экономисты деятельность, которая связана с обеспечением предприятия-производителя или торговой компании необходимыми материальными ресурсами и готовой продукцией, называют purchasing/procurement. Это означает «закупки/управление закупками (снабжением)» 11,с.128.
В России эта область деятельности в организациях оптовой торговли называлась товароснабжением. Однако в настоящее время она получила название закупочной логистики.
Общая цель закупок - обеспечить в срок субъект бизнеса необходимыми ТМЦ, причем в нужном месте согласно заключенным договорам поставки по оптимальным ценам 14,с.123. В связи с этим можно выделить цели управления закупками, наглядно представленные в Приложении А.
Чтобы достигнуть тех целей в сфере управления закупками, что представлены в таблице Приложения А, необходимо выполнять разные стандартные операции. Для этого рассмотрим наиболее характерные задачи, которые способствуют рационализации всей системы закупок. Они наглядно представлены в Приложении Б.
По мнению Зевакова А.М. основные задачи, которые решает закупочная логистика, состоят в определении предмета (структуры) закупок; выборе поставщика; определении объемом закупаемых товарно-материальных ценностей; условиях закупок 17,с.99.
Способы закупок при этом автор выделяет те, что наглядно показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 – Способы закупочной деятельности
Основной способ из вышеуказанных – редукцион, что не отменяет и другие способы. Он проводится в электронной форме на электронной закупочной площадке 2.
Информация о втором, третьем и четвертом и в порядке способах размещается на муниципальной или региональной электронной площадке закупок. Она определяется методикой проведения соответствующего способа закупки и гражданско-правовым договором, который заключается между специализированной организацией и субъектом бизнеса.
Первый, второй, четвертый и пятый из указанных способов чаще всего проводятся в несколько этапов в случае размещения заказа на сложную в технологическом плане продукцию, а также тогда, когда у субъекта хозяйствования нет возможности четко и однозначно устанавливать требования к закупаемой продукции и к условиям создаваемого договора. Условия этой многоэтапной процедуры устанавливаются в методике проведения соответствующего способа закупки. Также указанные выше способы закупки применяются тогда, когда приоритетным в выборе поставщика с целью заключения договора является его квалификация, надежность, положительная репутация в деловом мире, наличие необходимых объемов ресурсов, бесперебойность в их поставках, качество 2.
Редукцион как способ закупок применим в основном тогда, когда предмет закупки - серийная продукция, а также есть конкуренция между поставщиками. Он может применяться также и в других случаях по решению субъекта бизнеса. Например, в случаях наступления условий, которые ограничивают применение таких способов закупки, как «запрос цен» и «непосредственная закупка». В редукционе может принимать участие неограниченное число участников процедур закупок.
Конкурс как способ закупки применим в тех случаях, когда значимость высокой квалификации поставщика, качество поставляемых им товаров, работ, или услуг выше значимости цен закупки. От того, какой вид проведения выбран для его проведения, зависит ограниченное или неограниченное число участников будет принимать участие в процедуре закупок.
Запрос цен как способ закупки применим, если предмет закупки - поставка товаров, работ или услуг - осуществляется не по конкретным заявкам субъекта бизнеса. Или тогда, когда есть функционирующий рынок, есть точно сформулированное техническое задание и (или) характеристики товара, а сумма закупки не превышает определенную установленную сумму. Этот способ также проводится или для ограниченного, или для неограниченного числа его участников 3.
Конкурентные переговоры как способ закупки применяется в случаях, когда в предполагаемом договоре на поставку товаров, работ или услуг субъекту хозяйствования трудно сформулировать подробно спецификации продукции или точно определить характеристики работ, услуг.
Выбор этого способа закупки ограничен условием: цена договора, который заключается по результатам конкурентных переговоров, не более одного миллиона рублей.
Конкурентные переговоры проводят для ограниченного, заранее определенного круга участников процедуры закупок 11, с.98.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: [федер. закон. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. по сост. на 1 янв. ноября 2001 г. (действующая редакция от 29.06.2022)] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf, свободный (дата обращения 2.10.2023)
2. Федеральный закон от 05.04.2020 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/about/presscenter/news/2023/06/article7586/
3. Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц. 21.07.2022 - Электронный ресурс - Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=1937
4. Проект Национального стандарта Российской Федерации «Организация закупочной деятельности». http://geum.ru/next/art-218906.leaf-2.php
5. Аникин Б.А Коммерческая логистика / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин - М.: Маркетинг. 2021 . - 427 с.
6. Аникин Б.А.. Логистика: Учебник для вузов/ Б.А. Аникин, Т.А. Родкина – М.: ТК Велби, Проспект, 2020. – 408 с.
7. Балашевич М.И., Баско И.М., Висюлин Ф.П. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятия: учеб. пособие для вузов. – Минск: Высшая школа, 2020. – 304 с.
8. Брагин Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Л.А.Брагин.- М.: ИНФРА -М, 2021. - 254 с.
9. Гаджинский А. М. Логистика. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2022.- 408 с.
10. Гайденко А.А. Логистика / Гайденко А.А., О.В. Гайденко – М.: КноРус, 2020. – 272с.
11. Голиков Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность. СПб. 2021. – 352 с.
12. Джонсон Дж. Современная логистика: перевод с английского. - М.: Проспект, 2021.- 524 с.
13. Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие/ И.Н. Денисова. – М.: ИНФРА – М, 2020. – 124 с.
14. Елагин Ю. А., Николаева Т. И., Николаева Н. А. Организация коммерческой деятельности в торговле: Учебное пособие. – Екатеринбург: Издат- во Урал. гос. экон. ун- та, 2021.- 156 с.
15. Зеваков А.М. Логистика производственных и товарных запасов /А.М. Зеваков, В.В. Петров – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2020. – 225 с.
16. Иванов Д.А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб: Питер, 2021. – 660 с.
17. Киршина М. Коммерческая логистика. - М: Благовест-В, 2022. – 256 с.
18. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле /Кравченко Л.И. –- М.: Новое знание, 2022. – 512 с.
19. Лайсонс К. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок.- М.: Дело и Сервис, 2020. – 798 с.
20. Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов/ Ю. М. Неруш. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 389 с.
21. Октябрьский П.Я. Маркетинговые исследования/П.Я.Октябрьский. – М.:ИНФРА-М, 2021. – 345 с.
22. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятель¬ности: Учебник для студентов сред. спец. учеб. заведений. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. - 633 с.
23. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2022.-504 с.
24. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА- М, 2022.-248 с.
25. Попков В. П., Потолокова М. О. Экономика и организация закупок: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2021. – 144 с.
26. Сергеев В.И., Сергеев И.В. Логистические системы мониторинга цепей поставок. М.: Маркетинг. 2020 г. – 161 с.
27. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник/ Под общ. ред. проф. Л.А. Братина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 560 с.
28. Уваров С.А. Логистический менеджмент фирмы: концепция, методы и модели: Учебное пособие. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2022. — 384 с.
29. Чудаков А.Д. Логистика. М.: ИНФРА-М. 2020. – 480 с.
30. Шевченко Н.С. Роль запасов в логистической системе. //Логистика & система. – 2023, №12. – с. 19-23.