Фрагмент для ознакомления
2
В условиях современной экономики слияния и поглощения компаний становятся все более значимым фактором развития бизнеса и экономики в целом. Это связано с тем, что крупные корпорации стремятся расширить свою деятельность, увеличить свою долю на рынке и повысить свою конкурентоспособность. Слияния и поглощения позволяют объединить ресурсы, технологии, знания и опыт различных компаний, что способствует созданию новых продуктов и услуг, а также повышению эффективности бизнес-процессов.
Кроме того, слияния и поглощения могут привести к созданию новых рабочих мест и увеличению инвестиций в экономику. Однако, необходимо учитывать, что такие процессы могут также привести к монополизации рынка и ограничению конкуренции, поэтому важно обеспечить прозрачность и справедливость при проведении слияний и поглощений.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть рынок слияний и поглощений в России на примере одной компании. Проанализировать результаты действия эффекта масштаба и разнообразия. В первой главе работы мы рассмотрим понятия и виды слияний и поглощений, их рынок и эффект масштаба и разнообразия. Вторая глава посвящена анализу рынка слияний и поглощений, а именно на примере холдинга Черкизово.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
• Изучить теоретические аспекты слияния и поглощения
• Изучить рынок слияний и поглощений
• Изучить эффекты масштаба и разнообразия
• Собрать и проанализировать статистические данные о слияниях холдинга Черкизово
• Выявить причины, последствия слияний, а также результата действия эффекта масштаба и разнообразия.
Объектом исследования курсовой работы является рынок слияний и поглощений в России.
Предметом исследования является процессы объединения предприятий путем слияния или поглощения
Глава 1. Слияния и Поглощения: теоретические аспекты
1.1 Понятие и виды слияний и поглощений
Компания, как и любое экономическое явление, имеет определенный специфический период функционирования, а именно жизненный цикл, на стадиях которого может применяться стратегия расширения, реализуемая двумя способами: органический и неорганический рост. Органический (внутренний) рот обеспечивается путем эффективного развития операционной деятельности, создания нового или инновационного продукта, что в последующем приводит к увеличению стоимости активов и (или) захвату большей доли рынка. В свою очередь, неорганический (внешний) рост характеризуется приобретением некоторых преимуществ дешевле через внешнюю экспансию, т. е. через совершение сделок слияния и поглощения.
В широком смысле понятия «слияний и поглощений» (англ. Mergers and Acquisitions, сокращенно – M&A) – это современная мировая тенденция, отражающая процессы экономической глобализации в условиях растущей конкуренции.
В более узком понимании термин «Слияние и поглощение» следует знать как экономический процесс укрепления бизнеса и капитала, исходящего на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, в результате которых на рынке появляются более крупные компании взамен нескольких менее значительных.
Для последующего раскрытия темы следует понимать разницу слияния и поглощения:
Слияние – это объедение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новая, объединённая экономическая единица. Поглощение – представляет собой сделку, осуществляемую путем приобретения более 30% уставного капитала (акций или долей поглощаемой компании) при сохранении юридической самостоятельности объекта.
Не всегда такой процесс можно назвать добровольным. Ученые выделяют отдельный вид «недружественных» поглощений – под ними подразумевается радикальные изменения во владении корпорацией без соглашения между инвестором и действующим менеджментом объекта поглощения, компании «жертвы» или попытка получения контроля над финансово-хозяйственной деятельностью, а также активами компании-цели в условиях сопротивления со стороны руководства или ключевых участников поглощаемого предприятия.
Выделяют три основных способа захвата – акции, долги, административный ресурс. Кроме того, такие сделки не всегда продиктованы бизнес-эффективностью. Часто в качестве мотивационной составляющей выступает желание получить «билет» на новые рынки сбыта, земельные владения, бренды, перспективные лицензии, патенты и т. д. Если компания поглотитель не может по каким-то причинам создать добавочную стоимость организации в размере, превышающем средства, необходимые для ее приобретения, то сделка попадает в категорию неэффективных слияний.
Поглощение предприятия – это завершенный процесс взятия одной компанией другой под свой контроль, управлению ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Практика показывает: нередко готовый бренд проще купить – для сбалансированности собственного бизнес-портфеля или дальнейшей перепродажи с премиальной надбавкой к цене.
Есть несколько типов сделок слияния и поглощения:
А) Горизонтальные сделки происходят между участниками одного и того же рынка.
Часто такие сделки приводят к концентрации ресурсов у одной компании и монополизации рынка.
Б) Вертикальные сделки приводят к изменению числа взаимодействующих агентов в рамках вертикальной продуктовой цепочки.
Преимущество таких сделок заключается в объединении последовательных процессов производства, которое дает эффект снижения производственных и сбытовых затрат и нивелирования риска контрагентов, значимым в условиях неопределенности поставок ввиду санкционных влияний, недостаток – существует вероятность неестественного ограничения конкуренции и неэффективного распределения ресурсов
В) Конгломератовые сделки происходят между фирмами, принадлежащими к неконкурирующим отраслям и рынкам.
Такая сделка позволяет формировать в условиях нестабильности и обеспечивает рост компании за пределами основной отрасли функционирования.
Рассмотренная общая классификация сделок слияния и поглощения как экономического явления в целом базируется на цели и способе интеграции. В зависимости от этого сделки M&A разделяют на три блока: статутные, подчиняющие, обратно подчиняющие.
Однако кроме рассмотренных подходов M&A необходимо дифференцировать и по мотивам – факторам, обуславливающим принятие решения о проведении сделки.
А) операционные мотивы – относятся к текущей деятельности компании. Например, осуществляется экономия на масштабе производства.
Б) финансовые мотивы – заключаются в части формирования финансовых ресурсов, источников фондирования и расчетов по обязательствам. Популярным является сокращения налогового бремени через использование льгот партнера, операционных убытков или амортизации.
В) инвестиционные мотивы – основываются на новых возможностях инвестирования: у приобретенной компании есть свободные ресурсы, которые можно проинвестировать, или неэффективные активы, которые можно продать.
Г) стратегические мотивы – направлены на достижение долгосрочных результатов путем повышения эффективности управления, приобретения продуктивного менеджмента, расширения клиентской базы.
Д) личные мотивы – интересы отдельных субъектов идут в разрез с целями компании.
В основе всех мотивов принятия решения о проведении сделок слияния и поглощения лежит синергия, благодаря которой достигается целевые установки компании. Синергия – это взаимодействие отдельных элементов системы, объединение которых даст результат, превышающий суммарный эффект отдельного функционирования.
Принято разграничивать четыре типа синергии сделок слияния и поглощения:
А) Операционная синергия – ее источником является увеличение доходов или рост выручки
Б) Финансовая синергия – достигается через дифференциацию и уменьшение инвестиционного риска и затрат на капитал.
В) Налоговая синергия – проявляется в оптимизации налогового планирования, заключенного в снижении налоговой базы ввиду льгот приобретенной компании, а также амортизационных отчислений после совершения сделки слияния и поглощения.
Г) Технологическая синергия – цель данных слияний заключается в объединении и(или) выстраивании технологий в экосистему\технологию приобретающей компании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белокрылов, К.А. Микроэкономика: учебник / К.А. Белокрылов. - РнД: Феникс, 2016. - 491 c.
2. Борисовская, Т.А. Микроэкономика. Макроэкономика (для бакалавров) / Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков, В.Д. Камаев. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
3. Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. ечканова. - СПб.: Питер, 2019. - 128 c.
4. ГК «Черкизово»: официальный сайт. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://cherkizovo-group.com/.
5. Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и Российская практика / А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов, Ю.А. Поздняков. – Москва : Кнорус, 2008. 619 с. – ISBN 978-5-85971-999-0.
6. Гусейнов, Р.М. Микроэкономика: Учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2019. - 576 c.
7. Долганова, О.И. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.И. Долганова, Е.В. Виноградова, А.М. Лобанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 289 c.
8. Журавлева, Г.П. Микроэкономика: Уч. / Г.П. Журавлева, Г.П. Журавлева, Л.Г. Чередниченко. - М.: Инфра-М, 2018. - 448 c.
9. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Уч. / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.
10. Ильяшенко, В.В. Микроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. - 640 c.
11. Косов, Н.С. Микроэкономика: Учебное пособие / Н.С. Косов, Н.И. Саталкина, Г.И. Терехова. - М.: Инфра-М, 2019. - 448 c.
12. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики / В. Л. Музыкант. — Москва : Юрайт, 2024. 501 с. – ISBN 978-5-534-14314-0.
13. Передера, Ж. С. Анализ слияний и поглощений / Ж. С. Передера, А. В. Федоров. — Москва : Юрайт, 2024. 140 с. – ISBN 978-5-534-14819-0.
14. Розанова, Н. М. Теория отраслевых рынков / Н. М. Розанова. — Москва : Юрайт, 2024. 407 с. – ISBN 978-5-534-16056-7.
15. Розанова, Н. М. Управленческая экономика / Н. М. Розанова. — Москва : Юрайт, 2024. 425 с. – ISBN 978-5-534-17940-8.
16. Шёнталер, Ф. Бизнес-процессы. Языки моделирования, методы, инструменты / Ф. Шёнталер. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 264 c.