Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Плавание сегодня - один из труднейших видов олимпийской программы. Для достижения выдающегося результата в этом виде спорта требуется максимальное напряжение физических и духовных сил, высокое мастерство, самозабвенные тренировки на протяжении многих лет. И эту напряженную работу надо совмещать с учебой. Такую задачу спортсмен может решить лишь совместно с высококвалифицированным тренером, овладевшим передовой методикой тренировки.
Методика подготовки юных пловцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическое решение вопросов тренировки пловца, оторванное от медико-биологических и педагогических данных, приводит к слепому экспериментированию на детях, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для здоровья.
Последние крупные соревнования по плаванию показали, что подготовка плавательного резерва должна строиться с учетом современных достижений в этом виде спорта. Они определяют основные требования, предъявляемые новому поколению пловцов, которые должны пополнить резерв страны. Среди этих требований большое значение имеет высокий уровень развития специальных физических качеств: быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости.
Актуальность использования повторного метода при обучении кролю на груди на специальном этапе подготовки поможет создать прочные основы для дальнейшего усовершенствования техники плавания и достижения лучших результатов в спорте.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс пловцов на этапе спортивной специализации.
Предмет исследования: совершенствование техники плавания способом кроль на груди на этапе спортивной специализации с применением специального инвентаря.
Цель исследования: подобрать комплексы упражнений направленные на совершенствования техники плавания способом кроль на груди на этапе спортивной специализации с применением специального инвентаря.
Задачи исследования:
1. Проанализировать технику плавания способом кроль на груди.
2. Охарактеризовать этап специальной подготовки у пловцов.
3. Изучить средства и повторный метод, направленный на обучение техники плавания способом кроль на груди.
4. Подобрать комплексы упражнений на суше и на воде направленные на обучение техники плавания способом кроль на груди на этапе начальной подготовки.
Методы исследования:
1. Анализ научно – методической литературы.
2. Обобщение педагогического опыта.
3. Педагогическое наблюдение.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИСЛЕДЫВАНИЯ
1.1 Анализ техники плавания способом кроль на груди
Общая характеристика способа «кроль на груди»
При плавании кролем на груди цикл движения состоит из гребков правой и левой руками, ударов ногами и движений головой для вдоха. По количеству ударов ногами за цикл движения руками различают двух-, четырех- и шестиударный кроль. Шестиударный применяется на спринтерских дистанциях, а двухударный – на стайерских, четырех- и восьмиударный кроль практически не применяется. Обучение, как правило, начинают с шестиударного варианта. На длинных дистанциях вдох делается на каждый второй или третий гребок руками, на коротких – по необходимости (3-4 вдоха на 100-метровой дистанции). Тело человека, находясь в воде, испытывает влияние действия сил, которые обеспечивают его плавучесть и возможность передвижения в трехмерном пространстве
Кроль – стиль плавания на груди, при движении которым пловец совершает широкие гребки вдоль тела попеременно правой и левой руками, и одновременно постоянно выполняет удары ногами в вертикальной плоскости (по принципу работы ножниц). Лицо спортсмена почти постоянно находится при этом в воде; периодически, во время одного из гребков он поворачивает голову в сторону, поднимая лицо из воды для того, чтобы сделать вдох.
Кроль на груди, или вольный стиль, самый быстрый способ спортивного плавания. Один цикл гребка включает по одному гребку правой и левой рукой, а также различное количество движений ногами. Благодаря, высокой скорости передвижения кроль на груди стал наиболее распространенным способом плавания. В соревнованиях вольным стилем кролем плавают дистан¬ции 100, 200, 400, 800 и 1500 м. Кроме того, этим способом плавают в эстафетах 4 x 100 и 4 x 200 м. Он входит в комп¬лексное плавание на 200 и 400 м и в комбинированную эстафету 4 x 100 м. Кролем плавают сверхдлинные дистан-ции и при сдаче норм комплекса ГТО.
В 1873 году на соревнованиях был представлен новый стиль плавания, привезенный из Южной Америки Д.А. Тредженом, который получил его имя. В этом стиле пловец лежит на груди, держа голову высоко над водой; руки делают попеременные гребки и выносятся вперед над поверхностью воды. С 1905 по 1908 года стиль был изменен путем добавления движений ног - "ножницы".
Хотя стиль "треджен" как способ плавания вышел из общего использования, в России и Советском Союзе он оставался самостоятельным долгое время. В период с 1914 по 1952 годы рекорды по этому стилю регистрировались отдельно на национальных чемпионатах. Соревнования для мужчин проводились на дистанциях 100 и 300 метров, а для женщин - 100 и 200 метров.
Следующее усовершенствование стиля связано с именем Золтана Халмаи, который разработал кроль на груди, используя попеременные гребки выпрямленными руками с соответствующими движениями ног в вертикальной плоскости. В ходе этих изменений его способность плавать быстрее значительно возросла, и на Олимпийских играх 1904 года он смог завоевать две золотые медали.
Важный вклад в развитие кроль-стиля внес американец, родом с Гавайских островов, Д. Каханомоку. В Стокгольме в 1912 году он одержал победу на сто ярдах с рекордным для того времени результатом – 1.03,4 сек. Отличительной чертой стиля Каханомоку было плавание ногами с плавными и быстрыми движениями, с небольшими изгибами в коленных суставах. Использование такого подхода позволяло равномерно продвигаться вперед. С применением этого стиля Дюк Каханомоку одержал победу на сто ярдах также на Олимпиаде 1920 года. В этот же период на Олимпиаде представитель Австралии, Н. Росс, победитель на 400 и 1500 ярдах, продемонстрировал новую версию австралийской техники кроль-плавания. Он первым использовал многоударный вариант согласования движений рук и ног, при котором при двух ударах руками выполнялись шесть ударов ногами. В 1922 году американец Джони Вейсмюлл продемонстрировал технику плавания кроль, близкую современной. Этот выдающийся пловец преодолевал дистанцию 100 м с феноменальным результатом для того времени — 57,4 с. Он был победителем;': Олимпийских игр 1924 и 1928 годов, установив мировые рекорды на дистанциях от 100 до 800 м.
Кроль на груди - стиль плавания, когда спортсмен держит голову в воде, а тело - вытянутым для достижения наилучшей обтекаемости. Бедра должны быть максимально приближены к поверхности воды, а мышцы живота и поясницы - напряженными.
Положение тела и движения ногами:
Во время плавания кролем на груди, правильное положение тела играет ключевую роль. Пловец должен обеспечить оптимальное погружение в воду, чтобы минимизировать сопротивление. Туловище ритмично поворачивается, что помогает сделать движения эффективнее и улучшить гидродинамику. Каждое движение ног помогает равномерному продвижению вперед, а правильное выполнение ударов стопой обеспечивает максимальную силу и эффективность.
Плавание кролем на груди также требует хорошей координации и синхронизации движений. Пловец должен умело контролировать свои движения, чтобы сохранить баланс и направление движения. При этом важно обращать внимание на мелкие детали, такие как положение головы и ног, чтобы избежать излишнего сопротивления и увеличить скорость плавания.
Стопа и голень должны опираться на воду так же, как опираются на нее кисть и предплечье. Единственный способ опереться на воду при ударе ногой в кроле – при движении вниз согнуть ее. Нога, которой спортсмен прикладывает силу к воде, должна быть согнута. Если не согнуть ее в колене, то она превращается в подобие деревянной доски, колотящей по воде. Эффект в плане продвижения вперед от этого нулевой. Сила идет от сгибающей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булгакова Н. Ж.Плавание: Учебник для вузов. - М., Физкультура и спорт, 2011. – 156 с.
2. Булгакова Н. Ж.Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. М., 2015.
3. Вайцеховский С. М., Абсалямов Т. М., Сайгин М. И.«Проблема совершенствования силовой подготовки квалифицированных пловцов» / Плавание. М., ФиС, 2013, вып.1. С.23-28.
4. Викулов А. Д. Плавание: Учебник для педагогических университетов и институтов. – М., 2013.
5. «Влияние тренировочной работы различной направленности на изменение характеристик техники плавания, силовых возможностей и ЭМГ» / Фомиченко Т. Г., Балакши Т. М., Медведев В. П., Сорокина Г. В., Плотников А.В. /В сб. Актуальные вопросы современного плавания. – Волгоград: ВГИФК., 2013.
6. Гончар И. Л.Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования. Одесса. «Друк», 2016.
6. Дубровский В. И.Спортивная медицина: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2012.
7. Егорова Н. Г. // Силовые упражнения на тренажерах специального типа. // ТиПФК. 2012. №2. С.18.
8. Зациорский В. М.Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания) – Изд. 2-е. – М.: Физкультура и спорт, 2006.
9. Зенов Б. Д., Кошкин И.М., ВайцеховскийС.М.Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 2011.
10. Лафлин Т., Делвз Д.Как плавать лучше, быстрее и легче. Пер. с английского Е. Шелеховой, К. Бильдановой. Под ред. М. Буслаева. – 2 изд. – М., 2012.
11. Люсеро Б. Плавание: 100 лучших упражнений. Пер. с англ. Т. Платоновой. –М.: Эксмо, 2011.
12. Маклауд Й. Анатомия плавания. Пер. с английского С. Борич. Минск: «Попурри», 2011.
13. Манцевич Д.Е.«Индивидуализация многолетнего планирования силовой подготовки пловцов»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 2007.
14. МоногаровВ. Д. «Генез утомления при напряженной мышечной деятельности» // Наука в Олимпийском спорте. 2009 №1. С. 47-58.
15. Никитушкин В. Г. «Современная подготовка юных спортсменов». Методическое пособие. М.: Москомспорт, 2009.
16. ОзолинН.Г. Настольная книга тренера. - М.: Астрель, 2003.
17.Партыка Л. И. «Эволюция средств и методов тренировки и рекордных достижений в спортивном плавании с 1900 по 2000 гг.». Дис. канд. пед. наук. Москва, 2002.