Фрагмент для ознакомления
2
В период трех государств развивалась культура, послужившая основой для общекорейской средневековой культуры. В идеологии тога времени сохранились остатки первобытных верований и представлений - поклонение природным стихиям, духам предков и т. п. Однако с проникновением конфуцианства и утверждением буддизма как официальной религии на развитие культуры стала оказывать определенное влияние китайская письменность и литература. Возникли школы для подготовки чиновников, на китайском языке создавались первые исторические произведения.
2.1. Живопись
Живопись появилась в Корее в период Троецарствия. Государство Когуре, граничившееся с Маньчжурией, испытывало сильное политическое, социально-экономическое и культурное влияние Китая. Это видно из сохранившихся настенных фресках гробниц: буддийские мотивы и с ними вместе изображены бытовые сцены, отражающие жизнь в Когуре в то время. Других примеров живописи ранних корейских государств сохранилось совсем немного. Однако обнаруженные в последние годы при раскопках некоторые артефакты, относящиеся к периоду Объединенного Силла, дают возможность предположить, что буддизм занял главные позиции в корейском искусстве.
Один из рисунков датированный корейскими учеными 754 годом, был выполнен на бумаге, в которую был завернута буддийская рукопись «Аватмсака сутра» . На была изображена сцена проведения проповеди в буддийском храме. Фигуры людей и архитектурный дизайн очень четко выписаны золотом на сине-коричневой бумаге. Изображения фигур на этом рисунке имеют такие же черты, что и буддийские скульптуры середины VIIIв., так как живопись периода Объединенного Силла развивалась параллельно с буддийской скульптурой.
В период Коре художники в основном из числа ученых и дзен-буддийских монахов в основном рисовали тушью: бамбук, сливу, орхидею. При этом в живописи чаще встречались религиозные сюжеты, в том числе и буддийские. Одним из замечательных примеров буддийской живописи периода Коре может быть картина коресского монаха Хехо «Авалокитешвара с ивовой веткой руке» (см. Приложение 1). Образ изображения типичен для периода Коре: тонкие изящные линии насыщенных цветов, которые выполнены на шелке, грация движений, прозрачные одежды, узкие удлиненные глаза, маленький рот и тонкая веточка ивы.
2.2. Скульптура
Буддийская скульптура начала сначала изготавливаться в Когуре, с появлением буддизма в 372 году. Однако найденные до сих пор пластические изображения Будды относятся к более позднему периоду - VI веку. По мере того, как росло мастерство ремесленников в Когуре, Пэкче, Силла и буддизм утверждал в этих трех древнекорейских государствах свои позиции, стиль буддийских скульптур, заимствованный из Китая, приобретает особенные черты. После объединения полуострова под властью Силла региональные различия между тремя государствами стали постепенно преодолеваться и к 700 г. появился новый стиль в скульптуре, испытавший влияние китайских элементов периода танской династии. Настоящим художественным шедевром признана статуя Будды пещерного храма Соккурами .
Идеализм, реализм и монументальность сложились к 800 г. – это больше присуще ранним скульптурным объединениям Силлы. Впоследствии сменяются аскетическими чертами, линии и формы приобретают выражение менее живое и экспрессивное. В середине IXв. Было создано много произведений в этом стиле .
После того как в Коре буддизм был объявлен официальной религией, то и буддийская скульптура получила дальнейшее развитие. Создается много произведений, которые обладали высокими художественными достоинствами. Лучшими, из дошедших до наших дней работами, считаются железный Будда в г. Кванджу, каменный Будда из монастыря Кэтхэса, Будда из позолоченной бронзы из монастыря Мунсуса и деревянный Будда из монастыря Поннимса.
После смены династии и приходу к власти династии Ли, качество скульптуры заметно ухудшается, а количество созданных произведений сокращается. Все это объясняется тем, что буддизм утратил статус государственной идеологии, а его сторонники подверглись гонениям. И только в конце XVI в., после японского вторжения прежнее величие буддизма было в некоторой степени восстановлено.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болтач, Ю.В. Из истории корейского буддизма // Вестник Центра корейского языка и культуры. – Вып. 2 / Ю.В. Болтач. – СПб., 1997.
2. Волков, С.В. Ранняя история буддизма в Корее / С.В. Волков. – М., 1985.
3. Воробьёв, М.В. Корея до второй трети VII в.: этнос, общество, культура и окружающий мир / М.В. Воробьев. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1997.
4. Джарлыгасинова, Р.Ш. Этногенез и этническая история корейцев по
данным эпиграфики / Р.Ш. Джарлыгасинов. – М., 1979.
5. История искусства Кореи. Искусство VIII – IX веков. Период объединенного Силла. [сайт]. URL: https://www.portal-vostok.ru/index.php/koreya/iskusstvo/124-istoriya-iskusstva-korei-iskusstvo-viii-ix-vekov-period-ob-edinennogo-silla?ysclid=lvma63pluk469270513 (дата обращения: 29.04.2024). – Текст: электронный.
6. История искусства Кореи. Портал Восток [сайт]. URL: https://www.portal-vostok.ru/index.php/koreya/iskusstvo (дата обращения: 29.04.2024). – Текст: электронный.
7. Ким, В.Н. Литература страны изучаемого языка (Корея): учебное пособие / В.Н. Ким, И.Л. Пак, У.Т. Сайдазимова. − Ташкент, 2009.
8. Ким Герман. История религий в Корее. Буддизм. - URL:http://world.lib.ru/k/kim_o_i/ghjt5rtf.shtml. - Текст: непосредственный.
9. Культура Кореи: учебное пособие. Часть 1 (с древнейших времен до 1910 г.) / сост. Л.А. Андронова; Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014 – 139 с.
10. Никитина, М.И. Корейская поэзия XVI–XIX вв. в жанре сиджо / М.И. Никитина. – СПб., 1993.
11. Тихонов, В.М. История Кореи: В 2 т. / В.М. Тихонов, М. Кан. – М.: Наталис, 2011.
12. Толстокулаков, И.А. Очерк истории корейской культуры: учебное
пособие / И.А. Толстолуков. – Владивосток, 2002.
13. Торчинов, Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. / Е. А. Торчинов. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2000. – 304 с. С. 137.
14. Троцевич, А.Ф. Миф и сюжетная проза Кореи / А.Ф. Троцевич. – СПб., 1996.
15. Тян, В.Д. Буддийские храмы средневековой Кореи / В.Д. Тян. – М., 2001.