Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость в современной психологии 5
1.1. Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект 5
1.2 Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости 6
1.3. Особенности взаимосвязи понятий эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости 9
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта студентов в контексте их стрессоустойчивости. 12
2.1. Описание исследования 12
2.2. Организация и методы исследования 12
2.3. Интерпретация результатов исследования 13
2.3.1. Особенности эмоционального интеллекта студентов 13
2.3.2. Особенности стрессоустойчивости студентов 14
2.3.3. Результаты корреляционного анализа эмоционального интеллекта студентов в контексте их стрессоустойчивости 15
Заключение 17
Список литературы 19
Приложения 21
Фрагмент для ознакомления
2
Третий аспект касается влияния тренингов по развитию эмоционального интеллекта на уровень стрессоустойчивости. Исследования показывают, что такие тренинги способствуют улучшению стрессоустойчивости участников, поскольку помогают им развить необходимые эмоциональные навыки и стратегии регуляции эмоций.
Наконец, стрессоустойчивость выступает важным опосредующим фактором во взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и другими показателями, такими как психологическое благополучие, академическая успеваемость и профессиональная эффективность. Это подтверждает значимость развития эмоционального интеллекта для достижения успешных результатов в различных областях жизни.
Таким образом, эмпирические данные подтверждают теоретические предположения о тесной взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью, подчеркивая важность развития эмоциональных навыков для эффективного управления стрессом и достижения успеха в различных сферах жизни.
Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость тесно связаны между собой. Теоретические подходы и эмпирические исследования свидетельствуют о том, что высокий уровень ЭИ способствует более эффективной регуляции эмоций, выбору адаптивных стратегий совладения со стрессом и использованию личностных ресурсов, что в итоге повышает стрессоустойчивость человека. Понимание особенностей этой взаимосвязи имеет важное практическое значение для разработки программ развития ЭИ, психологического консультирования, профессионального отбора и образовательных программ.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта студентов в контексте их стрессоустойчивости.
2.1. Описание исследования
Данное исследование было направлено на изучение особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости у студентов в возрасте 19-21 года. Выборку составили 23 студента, обучающихся в одном из российских вузов. Стоит отметить, что в группе преобладали девушки, поэтому гендерный анализ не проводился.
Для диагностики эмоционального интеллекта использовался Тест эмоционального интеллекта Н. Холла, а для оценки стрессоустойчивости - Тест на стрессоустойчивость Ю. В. Щербатых.
Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу с целью выявления особенностей взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости.
2.2. Организация и методы исследования
Для проведения корреляционного анализа был использован коэффициент корреляции Пирсона. Данный статистический критерий позволяет определить наличие и силу линейной взаимосвязи между двумя переменными.
Алгоритм проведения корреляционного анализа:
1. Ввод данных. Были сформированы две переменные: показатели эмоционального интеллекта (по Тесту Н. Холла) и показатели стрессоустойчивости (по Тесту Ю. В. Щербатых).
2. Расчет коэффициента корреляции Пирсона. Для этого использовалась следующая формула: r = Σ(x - x̄)(y - ȳ) / √[Σ(x - x̄)^2 Σ(y - ȳ)^2] где x и y - значения переменных, x̄ и ȳ - их средние значения.
3. Оценка статистической значимости. Для определения статистической значимости полученного коэффициента корреляции использовался t-критерий Стьюдента: t = r * √(n-2) / √(1-r^2) где n - объем выборки.
4. Интерпретация результатов. Коэффициент корреляции может принимать значения от -1 до 1. Чем ближе значение к 1 или -1, тем сильнее взаимосвязь между переменными. Знак коэффициента указывает на направление связи (положительное или отрицательное).
2.3. Интерпретация результатов исследования
2.3.1. Особенности эмоционального интеллекта студентов
Анализ результатов диагностики эмоционального интеллекта студентов, участвовавших в исследовании, позволил выявить ряд особенностей.
В целом, уровень эмоционального интеллекта в выборке можно охарактеризовать как средний. Средние значения по шкалам теста Н. Холла находились в диапазоне от 8 до 12 баллов, что соответствует нормативным показателям.
Наиболее развитыми компонентами ЭИ у студентов оказались «Эмоциональная осведомленность» (M=11,74; SD=2,41) и «Управление своими эмоциями» (M=10,91; SD=2,15). Это свидетельствует о том, что студенты в целом хорошо осознают и понимают свои эмоции, а также способны контролировать и регулировать их проявления.
В то же время, относительно более низкие показатели были выявлены по шкалам «Самомотивация» (M=9,48; SD=2,27) и «Эмпатия» (M=9,65; SD=2,01). Это указывает на то, что у части студентов могут возникать трудности с поддержанием внутренней мотивации, а также с пониманием и сопереживанием эмоциональным состояниям других людей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Mayer J. D., Caruso D., Zigler E., Dreyden J. Intelligence and intelligencerelated personality traits // Intelligence. 1989. № 13. Р. 119–133.
2. Андреева И. Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов // Женщина. Образование. Демократия: материалы 7 международной междисциплинарной научно-практ. конф., Минск, 10–11 декабря 2004 г. / Редкол. Л. А. Черепанова и др. Минск, 2004. С. 282–285.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Изд-во Института психологии РАН, 2009. С. 31-39.
4. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. С. 57-65.
5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению» / И.Н. Андреева // Психологический журнал. - 2006. - № 1. С. 18-22.
6. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект: Самое важное. М.: АСТ., 2008. 329 с.
7. Гоулмен Д. Эмоциональный интеллект. М. : АСТ : Астрель, cop. 2011. 478 с.
8. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - № 9. С. 243-246.
9. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29–36.
10. М. С. Шойфет. Селье (1907–1986) // 100 великих врачей. М.: Вече, 2008. 528 с.
11. Носенко Надежда Петровна, Матвеева Инга Сергеевна Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников на разных этапах обучения // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №12 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-emotsionalnogo-intellekta-trevozhnosti-i-stressoustoychivosti-u-starsheklassnikov-na-raznyh-etapah (дата обращения: 27.04.2024).
12. Филоненко Е.В., Долгов А.А., Кауц Э.А. Ганс Селье – «изобретатель» стресса, так и не смогший сам его преодолеть // БМИК. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gans-selie-izobretatel-stressa-tak-i-ne-smogshiy-sam-ego-preodolet (дата обращения: 27.04.2024).