Фрагмент для ознакомления
2
Демократический режим в связи с этим благоприятствует развитию гражданского общества. Очевидно, что государство не может существовать без людей, населяющих его территорию, то есть без общества. Общество является социально – экономической основой государства. Отсюда понимание государства в широком смысле как народа, страны, общества. Государство занимает центральную роль в жизни общества, силой принуждения поддерживает его стабильность и целостность. Государство определяет характер всего общества, его суть.
Неотъемлемой частью правового государства выступает гражданское общество. В доктрине имеется много определений гражданского общества, в основе которых лежит единый подход: гражданское общество является наивысшей ступенью развития человеческой общности и социальных отношений.
Важнейшей предпосылкой развития гражданского общества является ликвидация сословных и классовых привилегий. Безусловно, как общность индивидов любое общество крайне неоднородно, однако данная совокупность людей должна иметь равный статус. Государство, в котором на легальном уровне закреплено деление людей на касты, узаконено рабовладение (данная проблема все еще сохраняется в некоторых странах Африки), при формально провозглашенном равенстве выделяется партийная номенклатура и беспаспортные колхозники, не может считаться правовым.
Идея гражданского общества теряет всякий смысл в тоталитарных государствах. Общество при таких условиях становится полностью огосударствленным, стирается грань между публичным и частным. Широкие народные массы одинаково бессильны перед лицом государства.
Демократическое общество подвергается властному регулированию и управлению. Однако наряду с государственным управлением ряд общественных отношений регулируется самими участниками. Так же демократическому обществу присущи косвенные методы управления, что означает опосредованное воздействие на волю участников общественных отношений.
Таким образом, в гражданском обществе можно выделить следующие признаки:
1) Гражданскому обществу присуща система негосударственных институтов, которые формируются людьми, в то время как государство опирается на систему государственных политических институтов.
2) Для гражданского общества более характерно действие «естественного» и «общего» права, в то время как государство использует для регулирования общественных отношений право позитивное.
3) В гражданском обществе в центре находится личность, гражданин, а в государстве – человек как политическое существо. Признание прав и уважения личности является важнейшим шагом к правовому государству. Данный вывод справедлив для любого правопорядка.
Базу для создания гражданского общества как в отечественном, так и в зарубежных правопорядках создают основные законы- конституции. Власть ограничивается законом, законом же устанавливаются гарантии и правовые механизмы защиты общества и личности от государственного произвола.
В гражданском обществе выделяют его субъектов: личность, семья, юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные объединения, профсоюзы, религиозные организации, политические партии), социальные группы, средства массовой информации.
Основной чертой гражданского общества выступает свобода и равенство его участников при вступлении в отношения. Конституция РФ в различных статьях провозгласила признание и равную защиту всех форм собственности, свободу экономической деятельности, свободу труда.
Публично-правовыми нормами закрепляется каркас гражданского общества, создаются условия для реализации частно-правовых норм. Для тоталитарного государство характерно негативное отношение ко всему частно-правовому . Например, право на личную жизнь, хотя и было включено в последнюю советскую Конституцию, не получало никакой правовой охраны. Не случайно в доктрине связывают появление права на личную жизнь с высоким уровнем экономического, политического, социально-культурного развития общества, а так же наличием правового государства и гражданского общества.
3. Демократический режим характеризуется разделением властей (отделением друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). У парламента есть исключительное право на издание законов. У высшей исполнительной власти (президента, правительства) есть право на законодательную, бюджетную, кадровую инициативу. У высшего судебного органа существует право на определение соответствия издаваемых законов конституции страны. Таким образом, демократические условия основаны на том, что все ветви власти уравновешены;
Разделение властей в правовом государстве направлено на обеспечение подлинно правового характера принимаемых законов, кроме того, реализация принципа разделения властей есть гарантия наличия справедливого, независимого правосудия, наконец, разделение властей дает возможность эффективного контроля государственных органов, должностных лиц. Исходя из этого, мы можем заключить, что основная цель принципа разделения властей – максимально ограничивать государственный произвол, поместить государство в конкретные правовые рамки, в дальнейшей перспективе это должно стать залогом обеспечения стабильности, порядка в обществе.
Реализация принципа разделения властей в правовом государстве позволяет добиться демонополизации власти, ее рассредоточения, так как все властные полномочия разделены между органами государственной власти. Принцип разделения властей позволяет «создавать дополнительные гарантии эффективного управления, свободы в обществе и защите прав и свобод личности». И здесь крайне важно отметить, что разделение властей отнюдь не тождественно полной автономности органов государственной власти. Законодательство правового государства, в котором реализуется принцип разделения властей, закрепляет общие полномочия, реализуемые в рамках конкретных направлений государственной деятельности (например, в рамках судебного или законодательного процесса), что, в частности, согласуется с базовыми принципами системы «сдержек и противовесов» .
Рассмотрим значение каждой из ветвей власти более подробно.
Законодательная ветвь власти реализует очень важную правотворческую функцию. Правотворческая деятельность является формой реализации государственной функции. Ее суть заключается в том, что издаются определенные нормативные правовые акты, кроме того, нормы юридического характера могут санкционироваться, изменяться или вовсе отменяться. Задача правотворчества заключается в возведении государственной воли в закон, когда воля приобретает вид общеобязательного нормативного предписания . Правотворчество – это важнейшее направление государственной работы. Это специфическая, требующая наличия особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с тем, что правовые нормы создаются и меняются. Стабильность общества и государства обеспечивается за счет точных и совершенных правовых решений.
Исполнительная власть является одним из видов самостоятельной и независимой власти в государстве. Ее существование позволяет непосредственно реализовать основные цели и задачи государственной политики, закрепленные в законе государства. В большинстве государств современности исполнительная власть представлена правительством.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Официальный Интернет-портал правовой информации : сайт. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 05.05.2024).
2 Конституции зарубежных государств : Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. — 2-е изд., исправ. и доп.— Москва : Издательство БЕК, 2000. — 584 с.
Научная и методическая литература
3 Абасова А. Ф. Выборы как институт непосредственной демократии / А.Ф. Абасова // Проблемы совершенствования законодательства : сборник научных статей студентов юридического факультета. — Махачкала, 2019. — С. 6–8.
4 Антонов М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05901-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/410726 (дата обращения 02.05.2024) — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
5 Бялт В. С. Теория государства и права : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 120 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16268-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530721 (дата обращения: 02.05.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
6 Вахитов Р. Критика демократии у Платона. – Текст: электронный. - URL http://nevmenandr.net/vaxitov/platodemos.php (дата обращения 02.05.2024). Режим доступа: свободный.
7 Дакашев М. Ж. Идеальна ли демократия? Аргументы за и против / М.Ж. Дакашев// Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 302-304.
8 Даль Р. О демократии / Роберт Даль; пер. с англ. А.С. Богдановского. – Москва : Аспект пресс, 2020. – 204 с.
9 Даль Р. Предпосылки возникновения и утверждения полиархий. – Текст: электронный. – URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2624&jid=3123&jn=polis&ysclid=lgf1i3r8l8532587891 (дата обращения 02.05.2024) – Режим доступа: свободный.
10 Ивакина Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве /Д. С. Ивакина // Молодой ученый. - 2019. - № 43 (281). - С. 89-91.
11 Правотворчество : учебное пособие для вузов / А. П. Альбов [и др.] ; под редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 254 с.
12 Каримова К., Кротова Е. С. Выборы как одна из форм прямой демократии /К. Каримова, Е.С. Кротова // Государственно-правовые исследования. — 2020. — № 3. — С. 521–524.
13 Комаров С. А. Общая теория государства и права : учебник для вузов / С. А. Комаров. — 10-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 528 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15392-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514390 (дата обращения: 02.05.2024). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
14 Комкова Г. Н. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 449 с. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/490197 (дата обращения 02.05.2024) – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
15 Кузьмина Е. А., Тимирчев И. К. Демократический политический режим: перспективы демократии в XXI веке / Е.А. Кузьмина, И.К. Тимирчев // Научный форум : Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — Москва : Изд. «МЦНО», 2019. — С. 50-56.
16 Куркин Б. А. Демократия и выборы / В сборнике: Юридический и экономический форум. Межвузовский сборник научных трудов, написанный по результатам круглого стола и конференций. - 2019. — С. 77–95.
17 Лукьянова Е. Г. Теория государства и права : учебник / Е.Г. Лукьянова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 232 с.
18 Марченко М. Н. Теория государства и права. – М.: Норма, 2022. – URL: https://znanium.com/catalog/document?id=395626&ysclid=lgf1etc3d1893227560 (дата обращения 02.05.2024) – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
19 Родс П. Дж. Афинская демократия. - URL: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1334878858 (дата обращения 02.05.2024) – Режим доступа: свободный.
20 Скреля К. Ю. Понятие, виды и особенности политических (государственных) режимов / К. Ю. Скреля, А. С. Елькина // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/372/15877 (дата обращения 02.05.2024) – Режим доступа: свободный.
21 Славова Г.О. В чем состоят проблемы современных демократий? – URL : https://sci-article.ru/stat.php?i=1605810985&ysclid=lgf1l7yjru874681090 (дата обращения 02.05.2024) – Режим доступа: свободный.
22 Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12003-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510538 (дата обращения 02.05.2024) – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
23 Теория государства и права : Учебник / А. Б. Венгеров. - 13-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 607 с.
24 Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник и практикум для вузов / А. П. Альбов [и др.] ; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7203-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490654 (дата обращения 02.05.2024) – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
25 Фукуяма Ф. Америка на распутье. – Москва : Эксмо, 2022. – 282 с.
26 Цыганков А.П., Цыганков П.А. Кризис идеи «Демократического мира» // Международные процессы. – URL: http://www.intertrends.ru/nineth/003.htm (дата обращения 02.05.2024). – Режим доступа: свободный.