Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «фирменный стиль» рассматривается как совокупность визуальных элементов, которые применятся для формирования репутации и имиджа компании. Этот термин изначально является синонимом всех элементов, которые связаны с корпоративной деятельностью организации, то есть документацией, логотипами и визуальными элементами и в настоящее время фирменный стиль и корпоративная стратегия тесно связаны между собой во взаимодействии.
Образ бренда не всегда бывает удачным, но успех компании очень часто зависит от эффективности визуальных составляющих, которые его представляют. Современные компании стремятся привлечь внимание потребителей для обеспечения приоритетных позиций на рынке, поэтому, чем известней и позитивней имидж, тем успешней организация. Таким образом, чтобы создать и поддерживать положительный имидж многие компании создают свой бренд или корпоративный образ, где ключевым элементом которых выступает фирменный стиль, разработкой которой занимаются многие рекламные и дизайнерские агентства. Однако очень важно не только разработать, но и правильно представить обществу идею, закрепить ее в сознании целевой аудитории для получения максимального результата. И здесь PR-деятельность компании является ключевой для успешной работы фирменного стиля.
Актуальность темы в том, что суть фирменного стиля заключается в стремлении компании создать впечатление успешной фирмы, предлагающей качественные и востребованные товары и услуги. А за счет бренда компания может выделиться в среде конкурентов, и значительно сократить свои затраты на рекламу. Товары, выполненные в фирменных цветах и с логотипом, потребить всегда узнает и ассоциирует их с конкретной компанией, с ее надежностью и высоким рейтингом.
Объектом исследования выступает магазин одежды ООО «Милана», являющийся юридическим лицом и который осуществляет свою деятельность в соответствии с российским законодательством.
Предмет – фирменный стиль российского бренда «Милана, формирование технологии имиджа в индустрии моды и красоты на примере магазина одежды «Милана».
Целью данной работы выступает фирменный стиль как средство визуальной коммуникации в рекламе.
Согласно поставленной цели, рассматривались следующие задачи:
1. Изучить возникновение и формирование фирменного стиля;
2. Рассмотреть понятие фирменного стиля;
3. Охарактеризовать основные функции и элементы фирменного стиля;
4. Дать характеристику изучаемого предприятия;
5. Проанализировать особенности разработки фирменного стиля; и его роли в формирования визуальной коммуникации.
Методологическую базу исследования составили труды таких авторов, как М.М. Алексеевой, И.В. Авдеева, А.В. Власова. Т.Г. Крейковой, В.Е. Тищенко и других авторов.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработка фирменного стиля предприятия способствует формированию бренда компании и укреплению ее конкурентных позиций на рынке товаров и услуг.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее теоретические и практические положения и исследования могут применится в деятельности изучаемого предприятия при разработке фирменного стиля данной компании.
При написании данной работы применялись такие методы исследования, как опытно-статистические, анализ литературных источников, методы сравнения и группировки данных.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключение, списка источников и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ И ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Возникновение и формирование фирменного стиля и визуальной коммуникации
Фирменный стиль (айдентика) - это единый набор компонентов, которые демонстрируют идентичность бренда или компании. Их можно увидеть, прочитать, услышать - непосредственно ощутить. Фирменный стиль определяется следующими терминами: «корпоративный» или «фирменный» стиль, «corporate ID» или «brand ID»), то есть визуальная составляющая бренда, задача которой обеспечить его узнаваемость и создать впечатление целостности [7,с.82].
Корни фирменного стиля идут от английского слова identity, что в переводе означает «идентичность».
В древние времена элементы фирменного стиля уже встречаются в практической деятельности многих народов, например, трансильванские гончары семь тысяч лет назад ставили отличительные знаки на своих фаянсовых изделиях, и эта отметка представляла собой знак мастерства, профессиональной репутации мастера. И поэтому продукция с отличительным клеймом известного мастера-гончара, имела особую ценность, намного значимее, чем продукция рядовых конкурентов [8,c,121].
В религии тоже существуют всеми узнаваемые отличительные знаки, которые знают народы всего мира, например: христианский крест, иудейская Звезда Давида, Исламский полумесяц, причем каждый из этих знаков несет определенные значения и вековые ценности, что свойственно именно айдентике.
В Средние века представители высшей знати, короли и аристократы имели свои отличительные знаки - гербы и королевские печати, которые размещались и на одежде, военных доспехах, флагах, на входных дверях, именной посуде, украшениях, письмах, переплетах рукописей. Эти символы знатных персон указывали на их происхождение, статус при дворе, семейное положение. Всегда существовали и отличительные знаки, связанные с военной службой.
В XV веке торговый знак приобретает значение символа индивидуальной профессиональной деятельности работников, которые выполняли определенный, специфический вид работ: врачей выделял на их рабочей одежде профессиональный символ посоха Асклепия, который свидетельствовал, что такой врачеватель является искусным практиком медицинской науки.
В XVI веке в Европе были организованы государственные учреждения для регистрации и защиты торговых знаков, которые широко применялись в деятельности большого числа ремесленных организаций, а в период промышленной революции концепция визуального успеха торговой марки получила общепризнанное распространение.
С развитием НТП и капиталистического способа производства предпринимательство распространилось по всем сферам человеческой деятельности и оставило пределы сельскохозяйственной направленности, а корпоративное сознание доминировало в организации работы на предприятиях, что привело к более профессиональным подходам в работе многих организаций. С дальнейшим развитием производства и территориального расширения рынков, значение отличительного торгового знака предприятия приобретает все больший вес, а использование логотипа стало главной частью идентификации деятельности предприятия. Логотипы стали выполнять функцию достояния компаний, стали более ценны, чем обычные символы [12,c.110].
В современном мире логотипы можно охарактеризовать как визуальное обозначение компаний, которые стали составляющими корпоративной идентичности за счет взаимодействия бренда с объединяющими основными сообщениями. Развитие символов прошло длительный путь от королей, до настоящего времени, когда компании укрепляют свой авторитет с целью увеличения объема продаж выпускаемой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ во всех сферах экономики. Но следует отметить, что так было не всегда, до 40-х гг. прошлого столетия термины «корпоративный имидж» и «идентичность бренда» не входили в понятия бизнеса или визуальной коммуникации [14,c.56].
По отношению к фирменному стилю термин «фирменный стиль» нашел свое применение только в начале XX века, что было связано с ростом числа коммерческих компаний на рынке. В России развитие идентификационной составляющей бизнеса как его обязательной части началось только с 90-х годов прошлого века после проведения рыночных реформ. Однако на развитие фирменного стиля в тот период сильное влияние оказывала западная бизнес-терминология, что не устранено и до настоящего времени, начиная с понятийного аппарата и заканчивая практическими маркетинговыми и рекламными решениями, которые характеризуют отечественную реальность по данной тематике.
1.2 Понятие фирменного стиля и визуальной коммуникации
В фирменный стиль - айдентику входят такие составляющие компоненты, которые имеют значение для визуальной коммуникации бренда, будь то логотип или обычная документация делопроизводства компании. Фирменный стиль основной своей идеей считает создание определенного образа фирмы, который контрагенты смогут узнать с первого взгляда и определить специфику работы компании, качество и надежность выпускаемого продукта, ее репутацию и имидж.
В своей работе «Бренд-менеджмент» такой автор, как М.О. Макашев фирменный стиль определяет как «набор графических форм и подходов к построению визуальной коммуникации для отличия от конкурентной среды» [5,с.121].
Ключевой целью фирменного стиля выступает то, чтобы предоставить потребителю максимально развернутую информацию о деятельности компании и чтобы увиденный образ прочно укрепился в его памяти. Для этого необходимо не просто подобрать соответствующий фирменный стиль или специфический логотип, но здесь главная роль принадлежит фирменной айдентике, которая будет демонстративно подчеркивать специфику деятельности фирмы и ее выпускаемого продукта на конкурентном рынке.
Основные задачи фирменного стиля состоят в следующем:
1. Сделать узнаваемой компанию среди конкурентов данного сегмента рынка, на котором она функционирует или только внедряется на рынок.
2. Сформировать узнаваемый образ у контрагентов, который строго связан с самой компанией и ее наименованием, а в случае уже широко известной компании - то с ее брендом.
Таким образом, можно сделать вывод, что фирменный стиль характеризуется как визуальное отражение самой сути и содержания бренда и его стратегии позиционирования, причем успешно разработанная фирменный стиль является одним из наиболее эффективных средств конкурентной борьбы на товаром рынке среди многочисленных фирм-конкурентов.
Для понимания содержания и функций современной фирменного стиля, нужно владеть знаниями о системе визуальных коммуникаций в целом, так как именно она обеспечивает передачу информации на основе визуального языка, то есть системы изображений, образов, знаков, и прочее, а также за счет визуального восприятия посредством восприятия и органов зрения.
В современной рекламной деятельности различных рекламных агентств и компаний применяется большое количество разнообразных терминов для обозначения таких понятий как понятия «корпоративная идентификация» и «корпоративный стиль».
Визуальная коммуникация современности очень сложна, как на уровне языка, так и на уровне восприятия за счет стремительного развития современных медиа и цифровых технологий, которые постоянно модифицируются и совершенствуются.
1.3 Основные функции и элементы фирменного стиля и визуальной коммуникации
В период прошлого столетия конца XX в. визуальные коммуникации получили распространение и внедрение во все сферы науки и культуры и ввели в обращение такие понятия как «визуальный текст», «визуальный язык» и «визуальная культура». Визуальные коммуникации можно назвать одной из базовых составляющих современных масс-медиа, которые формируют визуальный интерфейс передачи и потребления информации.
В современной айдентике визуальный язык больше не имеет статичности, так как постоянно идут многочисленные изменения, которые требуют переосмысления традиционных смысловых и визуальных конструкций, касающихся открытости и понятности логотипа в медиа-коммуникациях.
Функции фирменного стиля в современном обществе сильно усложняются, так как раньше она должна была сделать компанию просто узнаваемой среди многих и тут действовал элементарный способ восприятия, где потребитель выделял организации по принципу «свое или чужое». Но вот сейчас фирменный стиль еще должна и доносить особый смысл до
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова, Л.В. Организация PR-кампаний [Текст] / Л.В. Азарова, К.А. Иванова, И.П.Яковлева. – СПб.: Питер, 2020. – 320 с.
2. Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов [Текст] / И.В. Алешина; Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». – М.: Гном-Пресс, 2018. – 255 с.
3. Агапитов Е.Д., Ерзин Г.Н. Рекламная деятельность [Текст]/ -М.: Феникс, 2019. – 265 с.
4. Аверин Р.А. Маркетинговые исследования [Текст]/ - М.: Филинь, 2020. – 380 с.
5. Бореева Е.Б. Основы маркетинга [Текст]/ - М.: ИНФРА-М, 2021. – 277
6. Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и PR: учеб. пособие [Текст]. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2021. – 624 с.
7. Варакута, С. А. Связи с общественностью [Текст] / С.А. Варакута – М. : ИНФРА – М, 2020. – 450с.
8. Василенко, А.Б. Пиар крупных российских корпораций [Текст] / А.Б. Василенко - М.: ВЕК, 2019. – 325с.
9. Василенко, И. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт [Текст] / И.Василенко // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – №4. – 39-43 с.
10. Гундарин, М.В. Книга руководителя PR-отдела: практические рекомендации 2-е изд., дополнение [Текст] /М. В. Гундарин. – СПб.: Питер, 2018. – 336 с.
11. Гаврилина А. К. Менеджмент рекламы [Текст]/- М.: БЕК, 2021. – 325 с.
12. Добрынин А.И. Экономика [Текст]/ - М.: Юрайт, 2018. –427 с.
13. Дерябин Ф.Л. Макроэкономический анализ [Текст] //Человек и труд. – 2020. № 5-6. –с. 22-26.
14. Деев Н.М. Конкуренция и конкурентный анализ. [Текст] //Социологические исследования. – 2019. -№12. –с.44- 47.
15. Емельянов, С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. [Текст] / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2020. – 240с.
16. Королько, В.Г. Основы Паблик Рилейшнз: Учебник для студ.вузов [Текст] / В.Г. Королько; Отв. ред. С.Л. Удовик. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2019. – 526 с.
17. Кривоносов, А.Д. Основы теории связей с общественностью: учебник[Текст] А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина – СПб: Питер, 2021. – 376 с.
18. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века [Текст] / Г.Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук:Ваклер, 2018. – 348 с.
19. Русаков, А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст] /– СПб.: издательство Михайлова В.А., 2019. – 218 с.
20. Хмылев, В.Л. Организация работы отдела по связям с общественностью: Учебное пособие [Текст] / В.Л. Хмылев – Томск: Изд-во ТПУ, 2020. – 213 с.
21. Чумиков, А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика [Текст] / А.Н. Чумиков, М.Н. Бочаров – М.: Дело, 2019. – 496 с.
22. Шомели, Ж. Связи с общественностью [Текст] / Ж. Шомели, Д. Уисман, / пер.с фр. Под ред. Г.Е. Алпатова. – 9-е изд. – СПб. : Нева, 2019. – 128 с.