Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в необходимости эффективно и своевременно решать проблему влияния нейродефектов на возможности освоения школьной программы детьми имеющих отклонения от норм развития психики. Решение этой проблемы будет способствовать воспитанию и обучению активной личности, а также ее гармоничному развитию.
В связи с этим педагогическая коррекция нейродефектов у детей становится актуальным предметом познания, а выявление необходимых условий для повышения ее результативности становятся актуальной проблемой для педагогической практики современного педагога.
Педагогическая коррекция не является новым предметом познания. В начале XX в В.П. Кащенко, один из основателей дефектологии в России, обратил внимание членов научного, педагогического и медицинского сообществ на возможность и необходимость коррекции недостатков личности ребенка в период его обучения. Он рассматривал личность ребенка, становление которой проходит в среде не всегда благоприятствующей ее здоровому формированию и развитию. Кроме того, становление личности является нелинейным процессом. В связи с этим ученый сфокусировал внимание общественности на необходимости развития знания об особенностях детей, имеющих отклонения от признанных в обществе норм развития. Он полагал, что в реальной педагогической практике имеется много отклонений от постулатов педагогики именно потому, что она, во-первых, рассчитан на воспитание, обучение и развитие «среднего» человека. Во-вторых, не учитывает влияния историко-культурного контекста на развития человека, жизнедеятельность которого проходит в конкретной природной, социальной и культурной среде [12].
В начале ХХ в. начались научные исследования влияния среды на формирование личности ребенка. Предстояло преодолеть две крайности в объяснении отклонений о норм нормального психологического развития. Первая крайность заключалась в том, чтобы рассматривать данное отклонение исключительно как психическое расстройство, скорректировать которое можно только медикаментозно. Вторая крайность заключалась в том, чтобы рассматривать данное отклонение как результат неэффективного педагогического процесса в семье и школе. В этом случае личность родителя и личность педагога становились предметом педагогической коррекции. В то время как личность ребенка рассматривалась как пассивный объект их воздействий, а не активный участник отношений «человек-человек». В этом контексте начал формироваться культурно-исторический подход. Данный подход имел две цели. Во-первых, разработать модель, в которой две выше описанные крайности в трактовки отклонений от норм развития личности ребенка были бы преодолены. Во-вторых, на основе данной модели предложить принципы эффективной педагогической коррекции личности ребенка, имеющей какие-либо отклонения от норм развития.
Современная наука постепенно заменяет понятие дефекта развития. Дефект развития, определяемый как «физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка» [15, с. 114] рассматривается как понятие, применение которого имеет три следствия. Во-первых, к отказу от целенаправленной работы по адаптации детей, имеющих какой-либо недостаток к жизнедеятельности в обществе. Во-вторых, к игнорированию того факта, что дети, имеющие какой-либо дефект, как правило, имеют какую-либо развитую способность, компенсирующую этот недостаток. В-третьих, к отказу от исследования причин, закономерностей появления в сообществе детей с каким-либо недостатком. Результаты таких исследований могут способствовать гармоничному развитию человека в системе отношений «природа-культура-общество».
С целью исключить влияние выше описанных трех следствий на развитие педагогической коррекции как науки и как средство педагогической практики понятие дефекта развития заменяется терминами, которые сохраняют достоинство личности нуждающейся в педагогической коррекции. Такими терминами являются термины «лица с ограниченными возможностями» и «лица с особыми образовательными потребностями».
Вместе с тем понятие «нейродефект» применяется в современной дефектологии с целью профессиональной ориентации специалистов в норме и патологии нейрофизиологических и нейропсихологических процессов. Это позволяет проводить дифференциальную диагностику, что способствует разработке методик педагогической коррекции необходимых для гармонизации личности ребенка, ее постепенному включению в жизнь и деятельность общества.
Степень разработанности проблемы. Особенности педагогической коррекции лиц, имеющих отклонения в своем развитии, рассматривались такими учеными как Г.Я. Трошин, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский. Эти ученые заложили основы отечественной специальной психологии и коррекционной педагогики. Они признали потенциал психического развития аномального ребенка, выделили закономерности развития нормального и аномального ребенка и доказали необходимость фокусировать внимание на целостное изучение аномального ребенка, а не на его дефекте. Они также выделили влияние среды как фактора педагогической коррекции воспитания, обучения и развития аномального ребенка.
Ученые В.М. Астапов, Т.А. Власова, Н.Г. Морозова и др. Занимались разработкой принципов коррекционной педагогики, рассматривая ее как направленность всего образовательного процесса.
Разработкой решений проблемы педагогической деятельности с детьми, имеющими недоразвитый интеллект, занимались такие отечественные ученые как А.Р. Лурия, С.Л. Миркий и др., дидакты, раскрывающие особенности обучения М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.И. Лозовая и др.
Исследованию роли педагогической коррекции с учащимися, имеющими отклонения в поведении, различные трудности освоения образовательной программы посвящены работы А.Ф. Ануфревой, Г.М. Потанина, Т.А. Власовой и др.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхова Т.Ю., Шелкунова Т.В. Психокоррекция и психотерапия -Красноярск: Сиб.федерал. ун-т, 2019. - 170 с.
2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития - М.: Изд-во Мин. общего и проф.образования РФ, 1998. - С. 85-92.
3. Ахутина Т.В., Пылеева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход : учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
4. Бабкина Н.В. Проектирование программы коррекционной работы // Начальная школа, 2016.-№5.- С.56-62.
5. Баранов С.Н. Особенности мышления школьников с нарушениями интеллекта //Педагогика, 2021. - №1.- С.69-74.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии / 2-е издание; исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1973.-173 с.
7. Беляева Ю.В. Коррекционно-развивающая работа: теоретические аспекты // Наука и современность., 2014. № 32. - С. 83-87.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - .М : Изд-во Акад. пед. наук, 1960. - 500 с.
9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М: Просвещение, 1995. - 524 с.
10. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. - М.: «Академия», 2009. - 272 с.
11. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.Основы коррекционной педагогики: учебное пособие / 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 271 с.
12. Зайдуллина Г.Г. Комплекс педагогических условий социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье // Дискуссия, 2011 - № 7.- С. 81-84.
13. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / 4-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 2006. – 304 с.
14. Крюковская Н.В. Принципы коррекционно-педагогической работы с обучающимися с задержкой психического развития на основе компетентностного подхода // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкин, 2022 - №2. - С. 308 - 322.
15. Лубовский В.И. Что такое «структура дефекта»? // Специальное образование, 2018. - № 4(52).- С. 145-157.
16. Лубовский, В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Задачи, принципы и возможности реконструирования системы психологической диагностики нарушений развития // Дефектология, 2015. - № 6. - С. 47-56.
17. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие д - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 380 с.
18. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Изд - во М., 1979 - 191 - 196 с.
19. Магаунова А.С., Жангужинова М.Е., Алжинова А.Т., Атымтаева Б.Е. Системный подход в педагогике // Евразийский союз ученых, 2014. - № 52. - С. 123-126.
20. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: теория и методы. - М.: Питер, 2013. - 285 с.
21. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающее обучение и его место в современной школе // Педагогика, 2007.-№7.- С.50-55.
22. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учеб. Пособие / 4-е/ изд, перераб. и доп. - СПб.: КАРО; М.: Типография «Наука» РАН, 2006 - 136 с.
23. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие - М.: Сфера, 2000. - 508 с.
24. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие - М.: 2017. - 321 с.
25. Смирнова Л.В. Всеволод Петрович Кащенко и его вклад в становление отечественной дефектологии и специальной педагогики (к 150-летию со дня рождения) // Коррекционное педагогическое образование, 2020. - № 2922). - С. 56-67.
26. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 536 с.
27. Тищенко А.А. Психолого-педагогическое сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями как социальный и педагогический феномен // Теория и практика современной науки, 2020. - № 5(59). - С. 383- 385.
28. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник - М.: Питер, 2011. - 496 с.
29. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей - М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 82 с.
30. Шамарина Е.В. Историко-педагогическое наследие Г.Я. Трошина об аномальном детстве // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2018. - № 1(78). – С. 339 – 343.
31. Шашкина Г.Р., Терентьева Т.С. Системный подход к коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием // Проблемы современного педагогического образования, 2022. - № 75-2. - С. 329-332.
32. Шелкунова О. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Дошкольное воспитание, 2016.-№11.- С.110-117
33. Яковлева И.М. Этапы разработки и реализации индивидуального маршрута для школьника с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Начальная школа, 2016. - №8. - С.12-17.