Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические конструкции, лежащие в основе политической коммуникации, разнообразны и многогранны, что отражает эволюционирующую природу того, как политические структуры взаимодействуют с публичной сферой и влияют на нее. Основополагающая теория утверждает, что политическая коммуникация в первую очередь функционирует как средство распространения и манипулирования информацией с целью формирования общественной политики и общественного мнения – эта точка зрения подробно рассмотрена С.В. Володенковым, который определяет ее как стратегический инструмент, используемый государствами для контроля общественного сознания [Володенков, 2012, с. 92]. Система, предложенная О.Ф. Волочаевой, расширяет это понятие, интегрируя роль цифровых платформ, в частности Интернета, который катализировал трансформацию публичных сфер, обеспечив прямое и динамичное взаимодействие между политическими деятелями и гражданами [Волочаева, 2012, с. 20]. Такое взаимодействие, будучи демократичным с одной стороны, с другой – создает сложности, связанные с конфиденциальностью данных, дезинформацией и возможностью цифровой слежки.
Другая теория, сформулированная М.Н. Грачевым, включает модель медиаэффектов, которая предполагает, что роль СМИ в политической коммуникации – это не просто пассивная передача информации, а активное конструирование реальности через формирование повестки дня и фрейминг [Грачев, 2004, с. 45]. Эта модель подчеркивает, что СМИ формируют не только общественное мнение, но и общественный дискурс, тем самым играя неотъемлемую роль в политическом процессе. Концепция публичной сферы, возрожденная интернет-опосредованной коммуникацией, добавляет еще один слой к этим теориям. По мнению Д.С. Голосманова, интернет стал важной ареной для политического дискурса, предоставляя как возможности для расширения демократического участия, так и проблемы, связанные с ускоренным распространением непроверенной информации [Golosmanov, 2012, p. 67]. А.И. Соловьев, развивая это положение, исследует влияние политической коммуникации на общественные нормы и ценности, подчеркивая роль коммуникации в формировании политической культуры и коллективного политического сознания [Solovyev, 2000, p. 112]. Данная точка зрения подчеркивает взаимодействие между политической коммуникацией и общественными ценностями, предполагая, что политические послания не только информируют или убеждают, но и укрепляют или оспаривают культурные нормы.
Политическая коммуникация понимается как область, на которую влияют технологический прогресс и культурные изменения. Сегодня политические структуры используют коммуникационные стратегии не только для управления, но и для взаимодействия с обществом во все более взаимосвязанном мире. Теория «ограниченного воздействия» знаменует собой поворотный момент роли СМИ в политической коммуникации, отход от парадигмы мощного воздействия, которая предполагала, что СМИ могут оказывать прямое равномерное влияние на большую аудиторию. Теория возникла на основе эмпирических исследований середины XX века, предполагающих, что влияние СМИ смягчается индивидуальными различиями и динамикой социальных групп, что подразумевает более тонкое взаимодействие между сообщениями СМИ и общественным мнением [Грачев, 2004, с. 150].
Согласно данной теории, сами по себе СМИ вряд ли способны напрямую изменить глубоко укоренившиеся убеждения или установки. Влияние СМИ осуществляется через более сложный процесс, включающий двухступенчатый поток коммуникации, в ходе которого воздействие СМИ сначала влияет на лидеров общественного мнения, которые, в свою очередь, влияют на других [Соловьев, 2000, с. 237]. Это ставит под сомнение предположение о том, что прямое воздействие СМИ приводит к непосредственным изменениям в сердце или уме, подчеркивая роль личного влияния и уже существующих предубеждений в обработке медиаконтента. Развитие цифровых медиа и интернет-платформ создало новые проблемы, поскольку эти новые медиасреды способствуют как более широкому распространению, так и более целенаправленным коммуникационным стратегиям, потенциально усиливая влияние медиа на политическую коммуникацию [Oparaugo, 2021]. Несмотря на эти технологические достижения, основные принципы теории ограниченного воздействия остаются актуальными, поскольку они подчеркивают важность социального контекста и межличностных сетей для опосредованного воздействия политических сообщений.
Включение социологических и психологических аспектов позволяет лучше понять, почему медиа могут неспособны радикально изменить общественное мнение, но могут быть очень эффективны в укреплении существующих убеждений и установок, как это наблюдается в сегментированных и поляризованных моделях потребления медиа сегодня [Розин, 2012, с. 105]. Необходимо оценивать реальное воздействие медиа на общество, более глубоко изучать взаимодействие между медиасообщениями и социальной средой, в которой происходит взаимодействие. Теория ограниченных эффектов представляет собой фундаментальную основу для анализа деталей политической коммуникации, отражая эволюцию влияния СМИ от глобального воздействия к убеждению в сетевой публичной сфере.
Современные теории, такие как теория культивирования и теория формирования повестки дня, значительно изменили наше понимание влияния политической коммуникации на общественное сознание и дискурс. Теория культивирования утверждает, что длительное воздействие медиаконтента имеет тенденцию «культивировать» восприятие зрителями реальности. Эта теория особенно применима к анализу политического дискурса, где устойчивые медиаповествования могут формировать восприятие избирателями политической реальности [Schiller, 1980, p. 301]. Согласно этой теории, СМИ не просто отражают реальность, но и формируют ее, акцентируя внимание на определенных темах, образах и идеологиях.
Теория формирования повестки дня, с другой стороны, подчеркивает власть СМИ не только говорить нам, о чем думать, но и как думать об этом; это имеет глубокие последствия в политическом контексте. Выбирая определенные вопросы как заслуживающие внимания, СМИ играют важную роль в формировании политической повестки дня, тем самым влияя на восприятие обществом того, какие вопросы являются важными [Грачев, 2004, с. 275]. В политической коммуникации функция СМИ по формированию повестки дня рассматривается как важнейший компонент избирательных кампаний и политических дискуссий, где СМИ могут существенно повлиять на общественное мнение и приоритеты политики.
Обе теории тесно связаны между собой, если рассматривать их через призму современных цифровых коммуникационных платформ. Интернет усилил эффекты, предлагаемые этими теориями, обеспечив более целенаправленные коммуникационные стратегии, тем самым расширив возможности возникновения специфического мировоззрения и формирования повестки дня на индивидуальном уровне [Oparaugo, 2021]. Интерактивный характер цифровых медиа позволяет более динамично взаимодействовать с контентом, где пользователи являются не только получателями, но и передатчиками информации, что усложняет традиционную роль медиа как просто формирующих повестку дня или культивирующих реальность.
Применение теорий к анализу политической обстановки показывает, как СМИ, используя повторяющиеся модели репрезентации и акцентирования, формируют политическую действительность. Такое манипулирование фокусом и фреймингом может привести к искаженному пониманию обществом политических приоритетов, часто отвлекая внимание от важнейших вопросов на более сенсационные, но менее существенные темы. Эта стратегическая тактика, известная как «фрейминг», часто используется для влияния на общественные настроения и поведение избирателей, эффективно направляя политический дискурс в русло, благоприятное для определенных политических деятелей или идеологий [Соловьев, 2000, с. 459].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авзалова Э.И. Интернет-коммуникации в избирательной кампании США // Известия Иркутского государственного университета. – 2017. – Т. 22. Серия «Политология. Религиоведение». – С. 185–194.
2. Ба Алави М.М. Современные медиа и их влияние на революционный процесс «Арабской весны» // Современные исследования социальных проблем. – 2014. – №8 (40). – С. 22-29.
3. Володенков С.В. Современная политическая коммуникация как инструмент манипулирования общественным сознанием // Вестник МГУ. Серия «Политические науки». – 2012. – № 5. – С. 89-103.
4. Волочаева О.Ф. Гражданское общество и интернет-коммуникация в контексте современного политического процесса // Власть. – 2012. – № 11. – С. 18-22.
5. Гикис С.Н., Кучерова Е.А. Участие медиа в политической кампании по вопросу выхода Великобритании из европейского союза // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2020. – № 4. – 197-215.
6. Голосманов Д.С. Интернет как среда политической коммуникации: перспективы и противоречия // Вестник СибГИУ. – 2012. – № 2. – С. 66-69.
7. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. – М.: Прометей, 2004. – 328 с.
8. Зоткина И.В. Межкультурная коммуникация и профессиональная компетентность студентов дипломатической академии МИД РФ в обучении иностранному языку. [Электронный ресурс] // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сборник научных трудов. Выпуск 2. URL: https://bookonlime.ru/lecture/6-mezhkulturnaya-kommunikaciya-i-professionalnaya-kompetentnost-studentov-diplomaticheskoy-6.
9. Зоткина И.В. Экспериментальная модель профессиональной коммуникации языковой подготовки дипломатов. – М.: Образование. Наука. Научные кадры. Юнити-Дана. – №1. – 2011. – С. 39-49.
10. Кондратов А.И. Коммуникации в системе международных отношений [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/13930584
11. Магадеев И.Э. Межгосударственная коммуникация и «дилемма безопасности» на этапе становления Версальской системы международных отношений в начале 1920-х гг. // Исторические записки. – 2010. – Вып. 14. – С. 234-250.
12. Розин В.М. Дискурсивные коммуникации и социальное нормирование // Философия и культура. – 2012. – № 11. – С. 104-107.
13. Семенов В., Цветов П. Протесты в Гонконге // Обозреватель – Observer. – 2022. – № 2. – С. 68-83.
14. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.
15. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке / пер. с франц.; предисл. Гарольда Дж. Ласки. – М.: Прогресс, 1992. – 554 с.
16. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. / Пер. с фр. – М., 1992. – Ч. 1. – 174 c.
17. Шевченко А.В. Глобальная коммуникация и национальные информационные идентичности // Социология власти. – 2005. – № 3. – С. 95-111.
18. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980. –300 с.
19. Borgebund, H., 2019. Political Communication and the Realities of Democracy. pp. 165-179. https://doi.org/10.21134/MHCJ.V10I0.290.
20. Gashi, A., & Amanyraouf, S., 2023. Political Communication in (Post) Conflict Societies. The case of Kosovo. UNISCI Journal. https://doi.org/10.31439/unisci-180.
21. Kutlu, A., 2018. The internet and politics: transformation of political communication. Proceedings of The International Conference on Research in Humanities and Social Sciences. https://doi.org/10.33422/icrhs.2018.12.04.
22. Oparaugo, B., 2021. Media and Politics: Political Communication in the Digital Age. SSRN Electronic Journal. https://doi.org/10.2139/SSRN.3780554.
23. Sianturi, K., & Megasari, A., 2023. The Effectiveness of Communication Messages in Politics. Journal of Social Research. https://doi.org/10.55324/josr.v2i11.1536.