Фрагмент для ознакомления
2
От рассмотрения исторических аспектов возникновения идеи разделения властей перейдем к исследованию основных моделей реализация данного прин-ципа. Надо сказать, что рассмотренные выше научные воззрения европейских ученых возымели большое значение для становления механизма разделения властей на практике. При этом, различные государства переняли из соответ-ствующих идей то, что необходимо конкретно им. Невозможно создать одну модель разделения властей и установить ее во всех государствах. Каждое госу-дарство стремится установить такую модель государственной власти, которая бы стала отражением культуры государства, устоявшихся традиций, при этом, соответствовала современным потребностям общества.
Некоторые концепции разделения властей европейских государствоведов основываются на учениях Дж. Локка, который настаивал на особом значении и верховенстве законодательной власти в общем механизме разделения властей. Законодательную власть Локк рассматривал не только как верховную власть государства, но и как власть священную, которая неизменно сохраняется в ру-ках тех, кому доверило ее общество. Соответственно и последователи данной концепции делают акцент на необходимости повышения значимости законода-тельной власти в общем государственно-властном механизме.
Другие ученые предлагают опираться на концепцию разделения властей, предложенную Ш. Монтескье, который напротив, не делал акцент на какой-то одной из ветвей власти, а настаивал на их взаимодействии, относительной при этом самостоятельности. Более всего Монтескье акцентировал внимание на вер-ховенстве закона, поскольку именно закон способен создать почву для того, чтобы не допускать путаницы, смешения полномочий, их превышения и др. проблем в государственно-властном аппарате. Возвышение законодательной власти над другими приводит к тирании, равно как и узурпация управления ис-полнительной властью, - полагает Б.Н. Топорнин.
Ряд ученых свое непринятие исследуемой концепции обосновывают тем, что реализовать ее практически невозможно, то есть она остается задеклариро-ванной лишь на бумаге, соответственно, такая «формальная теория» не вполне необходима обществу и государству. Авторы настаивают, что действительно ре-ализовать концепцию разделения властей можно лишь в том государстве, где каждая ветвь власти наделена только своими, исключительными функциями и полномочиями. Нет ни единого смешения полномочий, каждая из ветвей власти занимается своим предметом ведения, они не вмешиваются одна в другую. Ис-ключены при этом должны быть функции схожие или смешанные, которые мо-гут выполняться одновременно несколькими ветвями власти. При этом на прак-тике такую модель государственной власти выстроить практически нереально. Более того, последним аргументом противники теории разделения властей при-водят тот факт, что концепция разделения властей в ее «чистом» виде не реали-зована ни в одном из государств.
Споры среди ученых возникают и по вопросу этичности и правильности анализа разделения властей именно как самостоятельной концепции. Так, авто-ры до сих пор не пришли к единому знаменателю в вопросе - существует ли от-дельная целостная теория разделения властей или разделение властей - это лишь конституционный принцип, который, как указал С. Хендель, «связан с перерас-пределением и изменением баланса власти между ее разными ветвями» .
Некоторые исследователи находят противоречие в концепции разделения властей и концепции демократического общества, которая провозглашает народ главным вершителем власти. В таком контексте, полагают ученые, целесооб-разнее уже вести речь не о разделении властей, поскольку власть, как единая ма-терия, уже принадлежит народу, а о распределении сфер деятельности, и следу-ющих из них функций и полномочий между государственными органами, осу-ществляющими государственную власть.
Однако, не смотря на различные позиции, отрицающие теорию разделе-ния властей, мы полагаем, она существует и доказана многолетним опытом ее применения в практической деятельности. Заложенная еще во времена антично-сти концепция разделения властей была воспринята современными учеными и притворена в жизнь, были доработаны основные постулаты концепции, усовер-шенствован механизм сдержек и противовесов и т.д. Неверно отрицать то, что реально работает многие десятилетия.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.02.2014, № 6, ст. 550.
3. Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 «О проведении всена-родного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // Со-брание актов Президента и Правительства РФ, 18.10.1993, № 42, ст. 3995.
Научная и учебная литература:
4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб-ное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 786с.
5. Айбатов М.М. Принцип разделения властей в государственно-политической системе России: историко-правовой анализ // Юридический вест-ник ДГУ. 2020. Т. 33. № 1. С. 9.
6. Великая депрессия и великая реформа. Успехи и провалы экономи-ческой политики Ф. Д. Рузвельта: монография / под ред. Р. М. Нуреева, Ю. В. Латова; Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2016. С. 4.
7. Власова И.Э., Слинько Е.А. Конституционная система разделения властей Российской Федерации // Аспирантские тетради. Сборник научных ста-тей научно-методического семинара молодых ученых. Москва, 2020. С. 45.
8. Головастикова А. Н. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / ред. А. Н. Головастикова, Ю. А. Дмитриев. М.: Эксмо, 2005. С. 237.
9. Голубева Л.А. Нетипичные ветви государственной власти в меха-низме современного государства: Дисс. ...канд. полит.наук. СПБ, 2009. С. 9.
10. Горобец В.Д. Доктрина разделения властей и права человека. // Журнал российского права. 1998. № 4. С. 10-15.
11. Дюверже М. Политические партии. М. : Академический проект, Гаудеамус, 2013. С.23.
12. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 492.
13. Есиев Р.К. Формирование концепции разделения властей в России: политико- правовые аспекты // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9. № 4-1. С. 44.
14. Зиновьев А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию // Известия ВУЗов. Правоведение. 2000. № 4. С. 32
15. Ивакина Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве / Д. С. Ивакина, А. В. Митюхин // Молодой уче-ный. 2019. № 43 (281). С. 89.
16. Канунникова Н.Г. К вопросу о теоретических аспектах государ-ственного управления // Административное право и процесс. 2017. № 12. С. 20.
17. Козлов С.С. К вопросу исполнительной власти в системе разделения властей // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник ста-тей Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2020. С. 82.
18. Колпаков Н. Разделение властей в современном Российском госу-дарстве // Конституционное и муниципальное право. 2019. №2. С. 23.
19. Лассуэл Г. Язык власти / Политическая лингвистика. Вып. 20. Ека-теринбург, 2006. С.56.
20. Лебедев В.А. Реализация принципа разделения властей в Россий-ской Федерации //Вестник Челябинского государственного университета. 2002. № 5. С. 106.
21. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.39. С.73.
22. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реали-зации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 87
23. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. .: ВолтерсКлу-вер, 2006. С. 250.
24. Марченко М.Г. Проблемы теории государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2015. С. 244.
25. Молочков А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2018. №№ 3. С. 30.
26. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антро-пологии; сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. М. : КДУ, 2011. С.88.
27. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Норма, 2015. С. 156.
28. Осавелюк А.М. Государственный режим как способ реализации формы правления: проблемы и перспективы // Российское право: Образование. Практика. Наука. Уральские форум конституционалистов. 2017. № 1. С. 16.
29. Осетров С.А. Разделение власти: испытание временем // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 11/1 (122). С. 157.
30. Парсонс Т. Социальная система. М. : Академический проект, 2018. С.176.
31. Пахомов В.Г. История политических и правовых учений. М., 2008. С. 71.
32. Пахомов В.Г. Конституция Российской Федерации — конституция переходного периода// Конституционный строй и конституционализм в России: история и современное состояние: Материалы межвузовской научно-практической конференции М., 2005. С. 112-113.
33. Перенджиев А.Н., Мантулина О.О. Проблемы реализации принципа разделения властей в современной России // Теории и проблемы политических исследований. 2012. № 1. С. 79-80.
34. Протасов В.Н. Теория государства и права. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2015. С. 405-406.
35. Процюк И.В. Воплощение принципа разделения власти в дуалисти-ческих и парламентских монархиях // Проблемы законности. 2012. № 7. С. 97.
36. Рассел Б. Власть. М. : Идея–пресс, 1999. С.23.
37. Сапронова М. А. Государственный строй и конституции арабских республик. М.: Муравей, 2003. С. 38.
38. Слеженков В.В. Французская модель разделения властей: сущность и тенденции развития // Вестник Волгоградского государственного университе-та. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2010. № 5. С. 49-50.
39. Тарасова Е.А. Разработка и принятие конституции России в сентяб-ре - декабре 1993 года // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015. № 11. С. 42.
40. Топорнин Б.Н. Разделение властей и государственная организация. Разделение властей и парламентаризм. М., 1992. С. 163.
41. Хафизов А. А. Разделение властей в унитарном и федеративном гос-ударстве: историко-правовое исследование: дис.... канд. юрид. наук. Казань, 2014. С.47.
42. Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения госу-дарственной власти между РФ и ее субъектами. М., 2003. С.18.
43. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2019. С.178.
44. Эбзеев Б.С. Актуальные проблемы реализации Конституции России 1993 года // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 1 (120). С. 25.