Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА 5
1.1 Международный франчайзинг: понятие, участники, особенности 5
1.2 Виды и формы международного франчайзинга 8
1.3 Методы организации франчайзинговых отношений 9
2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА 12
2.1 Нормативно-правовое регулирование международного франчайзинга в РФ 12
2.2 Нормативно-правовое регулирование международного франчайзинга в зарубежных странах 14
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РФ И ЗА РУБЕЖОМ 17
3.1 Анализ международного рынка франчайзинга 17
3.2 Особенности развития франчайзинга в России 25
3.3 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления
2
Международный франчайзинг – это отношения между рыночными международными агентами, в которых одна сторона (франчайзи) использует бизнес-модель, разработанную для ее функционирования, и передает право на определенный бизнес другой стороне (стране) за плату.
В общем смысле международный франчайзинг – это «аренда» торговой марки или фирменного наименования. Использование международного франчайзинга регулируется договором между франчайзи (лицом, предоставляющим франшизу) и лицом, получающим франшизу. Как правило, в договоре предусмотрен вычет за использование франчайзинга (он может быть фиксированным, один раз в течение определенного периода времени, что составляет процент от продаж). Требования о вычете может не быть, но в этом случае франчайзи соглашается приобрести определенное количество товаров/ услуг [22].
Отдельными условиями договора могут быть условия использования товарного знака/торговой марки. Эти условия могут быть свободными (например, франчайзи имеет право использовать бренд в определенной отрасли) или жесткими (например, франчайзи соглашается использовать оборудование в сети в полном соответствии с требованиями, так что франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли).
Международный франчайзинг, как и франчайзинг в общем, представляет собой договорное соглашение двух юридически независимых лиц: франчайзи платит франчайзеру за право продавать продукты или услуги франчайзера, используя их бренд и стандарты работы.
Прототипом современной международной франчайзинговой системы считается система продаж и обслуживания швейных машин Singer. И. Сингер, основатель всемирно известной компании «Singer Sewing Machine Company», стал основателем франшизы. Начиная с 1851 года, И. Сингер подписал письменный контракт с дистрибьютором товаров о передаче франшизы, по которому передавалось право продавать и ремонтировать швейные машины в определенном районе Соединенных Штатов.
При организации первой в мире полной системы международного франчайзинга Singer предоставляла швейные машины массового производства для поддержания наиболее конкурентоспособных цен, но не было налаженной системы обслуживания, которая позволяла бы проводить техническое обслуживание по всей территории Соединенных Штатов. В связи с этим была создана система франчайзинга, предоставляющая финансово независимым компаниям исключительное право продавать и обслуживать швейные машины в определенных регионах. По сути, эти первые франшизы являются дистрибьюторскими соглашениями, и франчайзи (дистрибьютор) несет дополнительную ответственность за техническое обслуживание машины.
В 1920-х годах в Соединенных Штатах начала развиваться стандартная продуктовая франшиза. В соответствии с принципом франчайзинга крупные оптовые поставщики начали налаживать отношения с владельцами розничных магазинов. Оптовики (или франчайзи) позволяют небольшим розничным организациям получать множество дополнительных скидок, использовать бренд компании и сохранять свою независимость [21].
Классическая товарная франшиза, распространяющая товары и услуги по системе «франчайзи-получатель», начала меняться только в 1950-х годах.
В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель Mac Donalds, заинтересовался причинами популярности небольшого ресторана в Сан-Бернадино на западе Соединенных Штатов. В результате он обратился к владельцу успешного ресторана и вскоре получил лицензию на покупку и продажу одного и того же ресторана. В 1955 году Рэй Крок основал компанию Mac Donalds Systems, Inc., это родоначальник бизнес-модели франчайзинга, то есть современной формы франчайзинга, когда вся бизнес-система передается вместе с франшизой.
В России и СНГ франчайзинг появился в начале 1990-х годов. Пионером российского франчайзинга был Владимир Довгань, а франшизами были «Док-пан» и «Док-пицца». Тольяттинская машиностроительная компания «Док» начала выпускать оборудование в 1990 году, и ее покупатели получили не только небольшие пекарни, но и готовую коммерческую технологию. С 1990 по 1994 год в СНГ насчитывалось более 800 пекарен, работающих под брендами компаний.
Следующей компанией, которая начала активно завоевывать российский рынок франчайзинга, стала GMR-компания «Планета гостеприимства» – в 1997 году они вышли на рынок с основной франшизой «Сбарро». В том же году началась активная работа ГК «Спортмастер», привлекающей известные зарубежные бренды спорта и одежды (Kettler, Columbia, o'Neil), и начавшей развивать собственные мультибрендовые магазины. Также активно развивалась франшиза туроператора VKO, который позже объединился с Mostravel и Voyage Kiev, образовав Tui в России и СНГ.
Кризис 2008 года сильно ударил по участникам франчайзингового рынка: в течение 2008-2009 годов многие компании приостановили франчайзинговую деятельность или покинули российский рынок. Ситуация начала восстанавливаться только в 2010 году, а в 2011 году количество франчайзи почти удвоилось по сравнению с докризисными показателями.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция).
2. Приказ Минфина от 12 августа 2005 г. № 105н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)».
3. Банчук, Г. Г., Коптелова, Л. В., Кузьминова, Ю. В. Итеративные методы моделирования бизнес-процессов хозяйствующих субъектов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2022. - № 1 (68). - С. 168-178.
4. Бондарева, Н. А. Бизнес-процесс в конкурентном окружении рынка образовательных услуг / Н.А. Бондарева. - М.: Синергия, 2020. – 315 c.
5. Вайкок, М. А. Оценка влияния бизнес-процессов на эффективность международного франчайзинга // Российское предпринимательство. - 2022. - Том 15. - № 8. – С. 71-82.
6. Веселова, О. С. Внедрение оптимизации как способ бизнес-процессов международного франчайзинга / О.С. Веселова. - М.: Синергия, 2021. – 459 c.
7. Виленский А.Е. Управление развитием сетевых франчайзинговых организаций в сфере сервиса / А.Е. Виленский. - СПб.: Наука, 2021. – 17 с.
8. Гарин, А.П. Разработка ландшафта бизнес-процессов на предприятиях международного франчайзинга / А.П. Гарин. – Саранск: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2020. – 226 с.
9. Гарина, Е.П., Гарин, А.П. Ускорение процесса разработки новой продукции франшиз // Вестник Чувашского университета. - 2021. - №1. - С.242-246.
10. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса / В. В. Догань. - Тольятти: Дока-пресс, 2022. – 154 с.
11. Елиферов, В. Г. Управление бизнес-процессом. Регламентация и управление / В.Г. Елиферов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 320 c.
12. Земляков Д.Н., Макашев М.О. Международный франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: учеб. пособие для вузов / Д.Н. Земляков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. - 142 с.
13. Каплан, Р. С., Нортон, Д. П. Сбалансированная система показателей франчайзинга: от стратегии к действию / Р. С. Каплан. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2020. - 214 с.
14. Качканов В. П. Система франчайзинг в России: проблемы и перспективы // Российский экономический интернет-журнал. –2020. – С. 56-58.
15. Кеворков, В.В. Регламент оптимизации стоимости бизнес-процесса франчайзинга / В.В. Кеворков. – М.: Наука, 2021. - 832 c.
16. Ковалева Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе // Экономика и управление. -2021. - № 1. - С. 122-125.
17. Куликов, Г. Г. Методика интеграции информационно-поисковых и корпоративных информационных систем на основе франчайзинга / Г.Г. Куликов. - М.: Синергия, 2021. - 230 c.
18. Майлер А. Актуальные мировые тенденции франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1550& id=1798874&pg=2.
19. Маклаков, С. В. Управление оптимизации франчайзинга / С.В. Маклаков. - М.: Диалог-Мифи, 2020. – 240 c.
20. Миротин, Л. Логистический менеджмент международного франчайзинга / Л. Миротин. – М.: LAP, 2021. – 236 c.
21. Ойхман, Е. Г., Попов, Э. В. Реинжиниринг бизнеса: франчайзинг организаций и информационные технологии / Е.Г. Ойхман. – М.: Финансы и статистика, 2021. – 333 с.
22. Самуйлов, К.Е. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении франчайзинга / К.Е. Самуйлов. – М.: Вита, 2021. – 301 c.
23. Семенов, С.В., Андряшина, Н.С., Котылева, Е.А. Управление бизнес-процессами франчайзинга // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 8 (97). – С. 628-631.
24. Теличенко, В. И. Информационное моделирование технологий и бизнес-процессов франчайзинга / В.И. Теличенко. - М.: Наука, 2020. – 144 c.
25. Фёдоров, И. Г. Адаптация к описанию исполняемых моделей управления франчайзингом / И.Г. Фёдоров. - М.: Синергия, 2021. – 913 c.
26. Харитонович, С. А. Эффективность внедрения инноваций в бизнесе на основе международного франчайзинга // Вестник Мининского университета. - 2021. – № 3 (11). – С. 10-54.
27. Российский франчайзинг 2023: статистика от franshiza.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://franshiza.ru/article/read/statistika_franchisinga_2023/