Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие коммуникативной деятельности представляет собой ключевой аспект в воспитании дошкольников. На этом этапе дети взаимодействуют как со взрослыми, так и со своими ровесниками, что необходимо для гармоничного личностного становления. Несмотря на это, на стадии среднего дошкольного возраста основное внимание уделяется общению со взрослыми, так как дети еще не могут самостоятельно удовлетворить свои базовые потребности. В возрасте от 3 до 5 лет у детей появляется новая форма общения – внеситуативно-познавательная, которая основывается на стремлении к признанию их взрослыми как личностей. Дошкольники начинают отвлекаться от конкретных ситуаций и овладевать более широким кругозором, однако их возможности в освоении знаний остаются ограниченными, и взрослый продолжает быть основным источником информации.
Игра с элементами ролевого моделирования способствует выражению детьми своих мыслей, идей и эмоций, а также обучает их навыкам установления контактов, слушания и понимания сверстников. Выполняя разнообразные роли, дети взаимодействуют друг с другом, обмениваясь информацией и формируя своего рода диалог, где учитываются взгляды всех участников игры.
Среди значимых аспектов, развиваемых в ходе подобных игр, выделяется адаптация детей к разным речевым ситуациям. Они активно применяют разнообразные слова, учатся структурировать свою речь, а также внимательно выступать и слушать других.
Сюжетно-ролевая игра также является отличным помощником в развитии воображения и креативности детей. Они могут побывать в различных ролях, выполнять задачи и сочинять свои истории, что способствует развитию их фантазии, творческого мышления и способности к самовыражению.
Кроме того, такие игры играют большую роль в формировании социальных навыков детей. Они осваивают нормы поведения, учатся сотрудничать и принимать коллективные решения, а также реагировать на эмоции сверстников.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является мощным инструментом для развития коммуникативной деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Она способствует улучшению речи, социальной адаптации, творческому развитию и самовыражению. Поэтому внедрение такого метода стоит рассматривать как важный элемент обучающей программы для детей этой возрастной категории.
Вклад в исследование игр и их влияние на развитие коммуникативной деятельности у дошкольников внесли многие отечественные ученые, такие как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и другие.
Значимость данной работы обусловлена тем, что сюжетно-ролевая игра является важным средством формирования коммуникативной деятельности у дошкольников. Через эту активность дети взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, что способствует развитию их коммуникативной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты подчеркивают значение игры как средства социализации детей. Игровое общение помогает детям легче усваивать новые знания и выражать свою индивидуальность, делая процесс обучения более эффективным и увлекательным.
В связи с этим, изучение особенностей и уровня развития коммуникативной деятельности у дошкольников является важной задачей для создания благоприятных условий их развития.
Предмет исследования процесс развития коммуникативной деятельности детей дошкольного среднего возраста в условиях ДОУ.
Объект исследования особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного среднего возраста в условиях ДОУ.
Цель работы – теоретически изучить и выделить средства и методы развития коммуникативной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развитие коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста.
2.Рассмотреть средства, методы развития коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного среднего возраста в условиях ДОУ.
4. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство развития коммуникативной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику исследования особенностей формированию коммуникативной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной деятельности у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение;
- эмпирические: диагностика, анализ результатов;
- методы статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей при решении проблем общения детей в среднем дошкольном возрасте;
Структура работы: выполненная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развитие коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста
Литература, освещающая проблему формирования феномена общения, довольно обширна. А.В. Запорожец, изучая развитие общения у дошкольников с окружающими людьми, отмечает, что общение – решающее условие гармонического развития ребенка. Исследовательские работы Ю.П. Азаровой, Т.Н. Бондаревской, М.И. Лисиной, Т.А. Мальковской посвящены общению как условию установления благоприятных отношении между взрослыми и детьми, нравственным аспектам педагогического взаимодействия [1]. Значимость формирования общения изучалась в контексте исследования природы общения дошкольников со сверстниками (Т.А. Антонова, Т.А. Репина, А.Г. Рузская), становления общения в игровой, учебной, трудовой деятельности (Я.И. Коломинский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Р.К. Терещук).
Понятие «коммуникация» происходит от латинского «communico», что обозначает общение, обмен мыслями, сведениями, идеями [13]. По определению «Толкового словаря русского языка»: коммуникация – путь сообщения, линии связи (воздушные, водные коммуникации); сообщение, общение (речь как средство коммуникации; средства массовой коммуникации)» [19].
Коммуникация являет собой общение людей, обмен их мыслями в процессе их совместной деятельности, то есть, с точки зрения механистического подхода под коммуникацией необходимо понимать однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. Однако, в деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.
В отечественной психологии и педагогике проблемами коммуникаций и коммуникативного общения занимались такие ученые, как М. С. Каган, Л.С. Выготский, А.П. Назаретян и другие. Так, например, у М. С. Кагана коммуникация – «информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию, которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать [8].
По мнению А.П. Назаретяна, «человеческая индивидуальность формируется в коммуникационных связях и во многом зависит от многообразия смысловых каналов, в которые человек включен» [18].
Изучением коммуникативных способностей детей активно занимался Л. С. Выготский. Коммуникативная деятельность у Л. С. Выготского определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [5, с.134].
В словаре по общей психологии «коммуникативная деятельность» определяется, как «деятельность, предметом которой является другой человек – партнер по общению» [20].
По опыту коммуникативная деятельность предполагает выделение четырех базовых компонентов:
1) поведенческий;
2) эмотивный (эмоциональный);
3) познавательный (когнитивный);
4) личностный [21].
Под влиянием этих факторов у ребенка развиваются навыки общения, а именно, умения эффективно коммуницировать и успешно взаимодействовать с окружающими его людьми. Ключевым для формирования этих навыков у дошкольников является эмоциональный компонент. Он включает в себя переживания ребенка и их отражение в отношении детского сада, образовательного процесса и других людей. Эмоции, испытанные в раннем возрасте, оказывают влияние на последующее восприятие жизни. Эмоциональная безопасность способствует формированию мотивационного аспекта коммуникативной культуры, так как безопасная среда позволяет ребенку испытывать настоящие положительные эмоции по мере его успехов в новых способах взаимодействия с окружающими. Эмоциональный компонент определяется наличием у ребенка эмпатии, способностью к сочувствию, особенностями его эмоциональной сферы и уровнем самооценки.
Самым сложным элементом коммуникативной деятельности является личностный компонент, который связан с нравственными, ценностными установками и мотивационными образованиями личности в контексте общения.
Проблема формирования коммуникативных навыков у дошкольников рассмотрена в трудах М.И. Лисиной, Т.А. Репиной и А.Г. Рузской. Ученые рассматривают понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» как синонимы. Их главная идея заключается в том, что развитие общения у дошкольников, как со взрослыми, так и со сверстниками, представляет собой процесс качественных изменений в структуре коммуникативной деятельности [15].
Г.М. Андреева и А.А. Леонтьев являются сторонниками деятельностного подхода, который предполагает взаимосвязь общения и деятельности. А.Н. Леонтьев рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение понимается как компонент какой-либо деятельности, которая будет являться условием реализации общения. А.Н. Леонтьев интерпретирует общение как особый вид деятельности [12].
По мнению Г.М. Андреевой: «Общение - это сложный процесс
Фрагмент для ознакомления
3
1.Азаров Ю.П., Болдырев Н.И., Бондаревская Е.В. Теоретические основы содержания и методики процесса воспитания Режим доступа: http://www.mirrabot (дата обращения: 21.06.2024).
2.Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. [Электронный ресурс] // На русс. и чешск. яз. Прага, 1981. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/9/andrg01/txt05.html/ (дата обращения: 21.06.2024).
3.Артемова, Л. В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения правил в играх дидактического направления [Текст] / Л. В. Артемова. - Москва : [б. и.], 1963. - 22 л.; 29 см. - (Доклады участников Симпозиума по проблемам игры/ Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дошкольного воспитания).
4.Вольцис, К. Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности у детей 6-го - 7-го года жизни [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т теории и истории педагогики. - Москва : [б. и.], 1967. - 17 с.
5.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 160 с.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Электронный ресурс]. // Психологический очерк. 3-е изд. (М. Просвещение, 1991). Режим доступа: http://login.ru/books/vygotskiiy-l-s-voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-detskom-vozraste-psikhologicheskiiy-ocherk-3-e-izd-vygotskiiy-l-s-socsialnoe/ (дата обращения: 21.06.2024).
7.Гусева, Д. И. Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] / Д.И. Гусева // Вестник науки и образования. – 2019. – №20-2 (74). – С.78-83.
8.Дуда, И. В., Измайлова, Е.В. Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие и уровни сформированности [Текст] / И. В. Дуда, Е. В. Измайлова // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 458-462
9.Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978. 142 с.
10.Исаева О. В., Кужим М. А. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-syuzhetno-rolevoy-igry-na-razvitie-dialogicheskoy-rechi-doshkolnikov (дата обращения: 21.06.2024).
11.Казгунова, А.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / А.С. Казгунова // Ученые записки (АГАКИ). – 2017. – №3 (13). – С.188-191.
12.Леонтьев А.А. Психология общения. [Электронный ресурс] // 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с. Режим доступа: http://mirznanii.com/a/292042/a-a-leontev-psikhologiya-obshcheniya/ (дата обращения: 21.06.2024).
13.Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – URL: https://rus-lingvist-dict.slovaronline.com/485-коммуникация (Дата обращения: 21.06.2024)
14.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. [Электронный ресурс] // СПб.: Питер, 1-е издание, 2009. 320 стр. Режим доступа: http://psylist.net/books/books.php?id=65/ (дата обращения: 21.06.2024).
15.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Электронный ресурс] // М. 2011. 384 с. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-383.html/ (дата обращения: 21.06.2024).
16.Максимова, А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. / А.А. Максимова. - Москва: Просвещение, 2015. - 78 с.
17.Мясищев В.Н. Психология отношений. [Электронный ресурс] // М.: Модэк, 2011. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/575483/ (дата обращения: 21.06.2024).
18.Назаретян, А. П. Психология стихийного массового поведения: учебное пособие для вузов [Текст] / А. П. Назаретян. — 3-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 158 с.
19.Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова [Электронный ресурс]. – URL: http://ozhegov.info/slovar/?q=коммуникация (Дата обращения: 21.06.2024)
20.Петровский, А.В. Общая психология: словарь / А. В. Петровский. – СПб.: Речь, 2005 [Электронный ресурс]. – URL: https://vocabulary.ru/termin/dejatelnost-kommunikativnaja.html (Дата обращения: 21.06.2024)
21.Реутова, Л. П., Хакунова, Ф. П., Гребенникова, В. М. Структурные компоненты, критерии и уровни сформированности коммуникативной деятельности учащихся основного общего образования [Текст] / Л.П. Реутова, Ф.П. Хакунова, В.М. Гребенникова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – №3 (183) С.67-72.
22.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — 2-е издание. — Москва: Просвещение, 2001. — 720 c.
23.Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А. Л. Журавлев [и др.]; Под ред. А. Л. Журавлева. - Москва : Per Se, 2002. - 350 с. : ил., табл.; 21 см. - (Высшее психологическое образование).; ISBN 5-9292-0055-6
24.Стрелкова, Н.С. Формы общения детей раннего возраста со сверстниками [Текст] / Н.С. Стрелкова //Проблемы теории и практики психологии развития. Материалы III региональной научно-практической конференции. – Тверь, 2016. – С. 17-18.
25.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 [Электронный ресурс] : .— Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ ( дата обращения 11.11.2023).
26.Черенкова О. А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Черенкова Ольга Александровна; [Место защиты: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского].- Пенза, 2008.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1001