Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие речи - один из ключевых аспектов формирования личности старшего дошкольника. В этом возрасте дети активно овладевают языком, развивают способность к общению и взаимодействию с окружающим миром. Сюжетно-ролевые игры - эффективный образовательный инструмент, способствующий развитию у детей речевых и других важных навыков.
Целью данной курсовой работы является изучение методов и средств, с помощью которых можно стимулировать развитие речи старшего дошкольника с помощью сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте, а также практических аспектов их использования в образовательном процессе.
Для достижения цели данного исследования необходимо решить следующие задачи:
1. изучить особенности речевого развития старшего дошкольника и какие факторы влияют на него.
2. проанализировать образовательную ценность сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей.
3. рассмотреть методы и приемы, которые могут быть использованы при организации сюжетно-ролевых игр для стимулирования речевого развития старшего дошкольника.
4. оценить эффективность сюжетно-ролевых игр в развитии речи детей.
Результаты исследования помогут учителям и родителям лучше понять процесс речевого развития детей и использовать сюжетно-ролевые игры как эффективный инструмент развития речевых и других коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Объект исследования - речевое развитие старшего дошкольника.
Предметом исследования является использование сюжетно-ролевых игр в качестве средства и методов речевого развития старшего дошкольника.
Гипотеза: Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством для развития речи старшего дошкольника, так как они способствуют активизации речевых навыков, развитию коммуникативной компетенции и формированию познавательных интересов, что в свою очередь положительно влияет на общее развитие ребенка.
В этом исследовании будут проанализированы различные аспекты влияния сюжетно-ролевых игр на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, включая развитие лексических навыков, грамматических структур, навыков аудирования и речи, а также коммуникативных навыков и самооценки. В нем также рассматривается, как сюжетные и ролевые игры могут быть адаптированы и изменены в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами детей.
Апробация курсовой работы на тему "Сюжетно-ролевые игры как средство речевого развития дошкольников" может быть проведена с целью проверки эффективности использования сюжетно-ролевых игр в образовательном процессе детского сада для развития речи старших дошкольников. Апробация может включать в себя следующие этапы:
1. Планирование эксперимента: определение контрольной и экспериментальной групп, разработка методики проведения сюжетно-ролевых игр, выбор критериев оценки речевого развития дошкольников.
2. Проведение эксперимента: организация и проведение сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе, а также наблюдение за детьми в контрольной группе без использования данных игр.
3. Сбор данных: проведение тестирования и наблюдения за детьми в обеих группах до и после эксперимента для оценки речевого развития.
4. Анализ данных: сравнение результатов тестирования.
Глава 1. Теоретические основы речевого развития старшего дошкольника
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме: речевое развитие
Человек - существо социальное, поэтому общение для него - неотъемлемая часть жизни. Невозможно переоценить важность общения в жизни человека. Это необходимо человеку для общей деятельности, "чтобы утолить голод, который особенно вызван не нашим телом, а нашим разумом". В современном мире люди не могут обойтись без общения, человек проводит большую часть своего времени в обществе и нуждается в языке, чтобы эффективно и уметь интенсивно общаться . К. Д. Ушинский сказал: "Родственное слово является основой любого умственного развития и кладезем всех знаний". Чтобы ребенок полноценно развивался с точки зрения своего психического состояния, необходимо своевременно и качественно обучать его языку. Воспитатель дошкольного учреждения должен сделать эту задачу одной из важнейших в своей педагогической деятельности. Без правильно развитого языка не может быть полноценного общения, творчества, и добиться успеха в обучении очень сложно. Развитие языка - сложный, творческий процесс. Очень важно, чтобы дети хорошо владели своим родным языком. Особенно важно, чтобы дети говорили хорошо и правильно как можно раньше. Таким образом, чем раньше вы начнете учить ребенка правильному языку, тем меньше у него будет проблем в общении, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе” .
Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, в которой используется множество специальных педагогических приемов. Упоминая термин "связный язык", мы понимаем, что это высказывание, которое, во-первых, расширено по своей структуре, а во-вторых, имеет определенную смысловую наполненность. Когда ребенок может логически комбинировать предложения и использовать их для взаимодействия и общения с другими людьми, он хорош в общении” .Когда мы пытаемся донести свои мысли до собеседника, важно, чтобы они были ему понятны. Именно в доступном изложении заключается основной смысл и цель связной речи. В этом вопросе не лишним было бы процитировать С.Л. Рубинштейна, который охарактеризовал это как "адекватность лингвистического оформления мышления говорящего или пишущего с точки зрения его понятности слушателю или читателю" . Язык, предмет которого выражен со всех существенных сторон, по праву должен называться связанным. Но есть причины, по которым это нельзя так назвать: например, контексты в нем не распознаются и не формулируются в мыслях говорящего, или эти контексты не представлены должным образом. В технике термин "связная речь" трактуется по-разному: в одном случае это название самого процесса в контексте деятельности того, кто говорит. Существуют и другие определения, под связной речью понимается название одного из разделов, посвященных развитию речи, а также продукт — результат этой деятельности, текст, высказывание. В этом случае утверждение является синонимом текста. Связный язык - это единое целое по смыслу и структуре. Он объединяет связные и тематически связанные законченные фрагменты. Его основная функция - общение. Существует две формы связной речи - диалог и монолог. Каждый из них имеет свои особенности, которые дают направление для характеристики методологии их формирования. В методической и психолого-педагогической литературе, если рассматривать диалогическую и монологическую речь, они противопоставляются друг другу. Это происходит из-за того, что они разные по коммуникативной и психологической природе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Венгер Л. А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста: Сб. научных трудов – М., 1978 – 127 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.:2012.
4. Воспитание детей в игре. / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. - М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
5. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2004.
7. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996, № 6.
8. Гаспарова Е. М. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1987, №.7.
9. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; - М.: Институт развития дошкольного образования РАОЮ 2005. – 28 с.
10. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002, № 4.
11.Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960 – 87с.
12. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре. – М., 1963 – 305 с.
13. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. – М., 1975 - 142 с.
14. Жуковская Р. И. Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников. М., 1965. - 76 с.
15. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка //Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1966. - 145 с.
16. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею воспитательных целях. // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Сб. научных трудов. – М., 1978 – 321 с.
17. Зворыгина Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре // Воспитание детей в игре. – М., 1993. - 243 с.
18. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1989. - №5.
19. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 - № 4 – С. 53 -56.
20. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др., / Под ред. С. Л. Новосёловой. – М., 1989 – 286 с.
21. Комарова Н. Ф.Руководство игрой. Нижний Новгород, 1991. - 87 с.
22. Комарова Н. Ф Диагностика игры детей. Нижний Новгород, 1992. - 165 с.
23. Концепция дошкольного воспитания. – 1989 - 13 с.
24. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. - № 3 – С. 25 – 27.
25. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982 -145 с.
26. Менджерицкая Д. В.. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1979 – 127с.
27. Михайленко Н. Я. Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. – М., 1997 -127 с.
28. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. А. Михайленко – М., 1986 – 145 с.
29. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощёкова Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008 – 251 с.
30. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца – М., 1976 – 327 с.
31. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ФГОС утверждён приказом № 1155 от 17.10.2013.
32. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф от 29.12.2012 (вступил в силу с 01.09.2013).
33. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999 -300 с.