Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Визуализация как средство саморегуляции психического состояния студентов вуза
В современном мире, где конкуренция и стресс являются неотъемлемой частью студенческой жизни, важно находить эффективные способы саморегуляции психического состояния. Одним из таких способов является визуализация – процесс создания в уме образов и образцов, которые могут способствовать релаксации и улучшению эмоционального благополучия студентов вуза [3].
Актуальность развития самосознания у студента вуза определяется обострением противоречия между требованиями к развитию личности профессионала, его самосознанию, профессионально важным качествам, качествам гражданственности с одной стороны, и остающейся традиционной системой профессионального обучения, его содержанием, используемыми методами, формой организации – с другой. Особенно остро это противоречие обнаруживается в системе образования технических вузов. Практически отсутствуют формы психологического обеспечения подготовки самосознания студентов, тогда как политические, экономические и социальные преобразования общества диктуют высокие требования к специалисту с высшим образованием, ориентированные на осознание себя в профессии[5].
Визуализация основана на принципе представления себя в идеальных ситуациях и окружении, что в свою очередь активизирует позитивные эмоции и укрепляет достоинство самого себя. Практика визуализации может помочь студентам расслабиться, снять напряжение и избавиться от тревожных мыслей. Она позволяет создать уникальные ментальные картины успеха, счастья и удовлетворенности, которые в действительности укрепляют веру в себя и формируют позитивное психическое состояние [2].
Эффективность визуализации как средства саморегуляции психического состояния студентов вуза подтверждается многочисленными исследованиями. Учеными доказано, что практика визуализации способствует снижению уровня стресса, улучшает концентрацию и память, укрепляет способность к саморегуляции и адаптации к изменяющимся условиям учебной среды. Более того, она активизирует радостные эмоции и увеличивает уровень удовлетворенности жизнью, что положительно сказывается на общем психическом здоровье студентов [1].
Одним из преимуществ визуализации является ее доступность и простота. Студенты вуза могут использовать этот метод в любое время и в любом месте, достаточно лишь уединиться на несколько минут и представить желаемую картину успеха в своем воображении. Нет необходимости в специальных инструментах или тренировках – каждый студент может найти свой уникальный подход к визуализации, основанный на его собственных потребностях и предпочтениях.
Объект исследования: саморегуляция психического состояния у студентов вуза.
Предмет исследования: психические механизмы визуализации, обеспечивающие саморегуляцию у студентов вуза.
В заключение, визуализация как средство саморегуляции психического состояния студентов вуза имеет значительные преимущества. Она способна улучшить эмоциональное состояние, снизить уровень стресса и повысить психологическую устойчивость студентов. Метод прост в применении и не требует значительных затрат времени и сил. Регулярная практика визуализации может стать мощным инструментом в повышении качества жизни и успешной адаптации к требованиям учебного процесса.
Глава 1.Саморегуляция психического состояния.
Глава 1.1. Визуализация - инструмент в процессе обучения и развития.
Визуализация является важным инструментом в процессе обучения и развития, особенно в контексте психологических теорий и исследований. В работах Льва Семеновича Выготского, одного из ведущих разработчиков культурно-исторической теории развития, большое внимание уделяется пониманию взаимодействия между созреванием организма и социальными факторами [6].
При помощи визуализации, существует возможность наглядно представить основные принципы теории Выготского и демонстрировать их в действии. Одним из основных понятий, которое выдвигается в его работе, является понятие "зона ближайшего развития". Это концепция, описывающая разрыв между текущим уровнем развития ребенка и его потенциально возможным уровнем развития при поддержке опытного взрослого или ряда специальных условий.
Визуализация концепции "зоны ближайшего развития" может быть представлена в виде графика, на котором обозначены три точки: текущий уровень развития, потенциально возможный уровень развития при помощи взрослого и оптимальный уровень развития, достигаемый совместными усилиями. Такой график позволяет наглядно представить и объяснить принципы и возможности развития ребенка в социальной среде и демонстрирует, как опытный взрослый может помочь ребенку преодолеть разрыв и достичь более высокого уровня развитиям [7].
Визуализация также позволяет наглядно представить другие важные концепции, разработанные Выготским, такие как "внешний речевой образ" и "внутреннее речевое образование". Визуальное представление этих концепций позволяет лучше понять их смысл и связь с другими аспектами развития человека.
С помощью визуализации можно также иллюстрировать взаимосвязь между игровой деятельностью и развитием познавательных функций ребенка. В теории Выготского игра рассматривается как важное средство развития, которое способствует формированию высших психических функций. Визуализация этой связи может помочь педагогам и родителям в понимании роли игры в развитии ребенка и создании соответствующей образовательной среды [8].
Таким образом, визуализация концепций Льва Выготского является эффективным инструментом для понимания, изучения и применения его теорий в практике образования и развития. Наглядное изображение основных понятий и их взаимосвязей помогает увидеть цель и возможности развития ребенка в контексте социальной среды и содействует созданию оптимальных условий для его саморазвития и обучения [9]
Саморегуляция психического состояния является важным аспектом для студентов вуза. В учебной среде, где давление и стрессы часто велики, способность контролировать эмоции и сохранять психическое равновесие становится неотъемлемым навыком. Саморегуляция позволяет студентам справляться с тревожностью, стресстестом и перегрузками, поддерживая свою психическую и эмоциональную стабильность.
Одним из средств саморегуляции является осознанность, то есть умение быть в настоящем моменте и быть в гармонии с собственными мыслями и чувствами. Учиться осознавать свои эмоции и принимать их без сопротивления помогает студентам лучше понять себя, справиться с внутренними конфликтами и повысить свою эмоциональную стабильность [10]
Вторым важным аспектом саморегуляции является умение управлять своим временем. Студентам вуза часто приходится сталкиваться с большим объемом учебных заданий и проектов, что может вести к чрезмерной нагрузке и стрессу. Однако, способность планировать свое время и устанавливать приоритеты позволяет студентам эффективно распределить свои усилия и предотвращает появление чувства беспокойства и беспомощности.
Следующим важным аспектом саморегуляции является поддержание физического здоровья. Регулярная физическая активность, умеренное питание и достаточный отдых способствуют улучшению общего самочувствия и позволяют студентам более эффективно справляться со стрессом и напряжением. Уделять внимание своему физическому благополучию является не только заботой о себе, но и способом поддержания психического равновесия [10].
Наконец, поддержка социальной связи также важна для саморегуляции психического состояния студентов. Общение с друзьями, семьей и сообществом помогает улучшить настроение, уменьшить чувство изоляции и улучшить общую психическую благополучность. Часто студенты сталкиваются с подобными проблемами и разделение опытом и эмоциями может быть полезным для всех [12].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абульханова К.А. Субъектно-личностные проблемы саморегуляции // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор-История, 2011. С. 56—73.
2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / Отв. ред.: Ф.В. Константинов, Б.Ф. Ломов, В.Б. Швырков. М.: Наука, 1978. 400 с.
3. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова; сост. В.А. Макаров. М.: Медицина, 1998. 400 с.
4. Бауэр Э.С. Теоретическая биология / Под ред. С. Рафалькес. М., Ленинград: ВИЭМ, 1935. 151 с.
5. Бернштейн Н.А. Из предисловия к брошюре А.В. Напалкова и Н.А. Чичвариной «Мозг и кибернетика»: приложение// И.М. Фейгенберг. Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. М.: Смысл, 2004. С. 209—212.
6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Под ред. академика О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990. 496 с.
7. Болотова А.К. Психология организации времени. М.: Аспект-Пресс, 2006. 254 с.
8. Болотова А.К. Человек и время в познании, деятельности, общении. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. 283 с.
9. Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 110—121.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
11. Завалова Н.Н., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности / Отв. ред. Ю.М. Забродин. М.: Наука, 1986. 169 c.
12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986. 287 с.
13. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Издательство Московского университета, 1982. 128 с.
14. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 122—132.
15. Клочко В.Е. Категория саморегуляции в контексте парадигмальных изменений современной психологии // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор-История, 2011. С. 38—55.
16. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22—34.
17. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 256 с.
18. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 27—42.
19. Корнилова Т.В. Неопределенность, выбор и интеллектуально-личностный потенциал человека (в развитии смысловой теории мышления) // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 4. С. 47—59.
20. Леонова А.Б. Стресс-резистентность и структурная организация процессов саморегуляции деятельности // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор-История, 2011. С. 354—37