Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕДИКО – БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. 6
1.1. Особенность зрительных дисфункции детей, причины возникновения. 6
1.2 Особенности психологического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 12
2.1. Характерные черты развития моторики у детей дошкольного возраста. 12
2.2. Особенности психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, страдающими нарушениями зрения, в рамках инклюзивного обучения. 18
2.3.Методики психокоррекции работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения не может быть преувеличена. Ведь зрение играет ключевую роль в процессе усвоения информации и формирования представлений о мире у детей. Для детей, страдающих от нарушений зрения, это происходит значительно затрудненно или даже невозможно. Поэтому важно понимать, каковы особенности психического развития таких детей и как им помочь в этом процессе.
С одной стороны, ребята с нарушениями зрения имеют уникальную возможность развить другие каналы восприятия и познания мира. Данные тактильные ощущения, слух, обоняние и вкус могут стать более развитыми, чем у детей с хорошим зрением. Это может способствовать развитию таких качеств, как внимание, концентрация, интуиция и творчество.
Однако необходимо понимать, что нарушение зрения создает определенные проблемы в интеракции с окружающим миром. Ребята могут испытывать затруднения в общении со сверстниками, обучении, формировании навыков самообслуживания и ориентации в пространстве. Поэтому специальное внимание должно быть уделено развитию таких качеств, как самостоятельность, социализация, ориентация в окружающей среде и речевой формирование.
Решение этих задач требует комплексного подхода, включающего содействие развитию всех сфер психики ребенка. Речевая терапия, массаж, специальные упражнения, развивающие игры и сказки, а также использование особенных технических средств – все это может быть включено в программу комплексной поддержки психического развития детей с нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить методические особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения для коррекции психологического развития и социализации.
Задачи исследования:
1. Изучить анализ литературных источников по проблеме коррекции психологического развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения и социализации;
2. Выявить методические особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения при обучении в коррекционных учреждениях и при инклюзивном обучении;
3. Усовершенствовать систему средств и методов психического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с целью оптимизации психологического развития и социализации;
4.Улучшить эффективность системы средств и методов психического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения при инклюзивном обучении в дошкольном учреждении (ДОУ).
Объект исследования: психическое формирование детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: средства и методы психологического развития и социализации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения при инклюзивном обучении.
Исследования показывают, что раннее и планомерное воздействие на психическое формирование детей дошкольного возраста с нарушениями зрения содействует успешной адаптации в обществе и повышает качество данной жизни. Среда, в которой ребенок сможет получить все необходимые материалы и знания, познакомиться с окружающим миром и научиться навыкам самостоятельности, становится ключевым фактором в его развитии.
Следовательно, актуальность психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения заключается в том, что каждому ребенку необходима индивидуальная поддержка и помощь в развитии всех аспектов психики. Это позволит им успешно справиться с жизненными трудностями, развить свой потенциал и стать полноправными членами общества.
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕДИКО – БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
1.1. Особенность зрительных дисфункции детей, причины возникновения.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью нашего анализатора - зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. На данный момент существует очень важная ситуация, касающаяся патологии зрения детей. Слабовидящий или слепой школьник, как и другой ребенок, развивается, обогащает жизненный опыт, согласно своим возможностей он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои способности и насколько активно и творчески ребенок сумеет участвовать в жизни общества.
Целью данной работы считается - определение психологических характеристик детей с патологией зрения, так как формирование слепых и слабовидящихдетей несколько отличается от развития ребенка с нормотипичным формированием. Обычно у детей с патологиями органов зрения встречается слабое, замедленное формирование, что вызвано меньшим и несколько малым запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограничения в усвоении пространства, а особенно - сниженная активность при изучении окружающего мира."
Во-вторых, изучение личности необходимо для понимания и прогнозирования человеческого поведения. Только понимая мотивы и причины действий конкретного человека, можно предсказать его реакцию и эффективно взаимодействовать с ним. Изучение личности помогает обществу, государству и бизнесу предугадывать возможные поведенческие модели и разрабатывать соответствующие стратегии.
В-третьих, изучение личности помогает развить и улучшить социальные отношения. Понимая свою собственную личность и осознавая особенности личностей других людей, мы можем строить более эффективные коммуникационные модели и лучше понимать потребности и желания окружающих нас людей.
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения являются важным и неотъемлемым аспектом педиатрической медицины. В связи с этим, проведение комплексной оценки зрительной функции и обследование детей с данной проблемой имеет решающее значение для правильного диагноза и назначения соответствующего лечения.
В процессе диагностики и исследования детей с нарушениями зрения применяются различные методы и техники, направленные на выявление особенностей зрительной функции и определение причин нарушений. Одним из основных методов является общий офтальмологический осмотр, включающий оценку видимости, рефракционного статуса и движений глаз.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аветисов Э.С. Близорукость./А.В. Аветисов - М.: Эстель, 2002 - 284 с.
2. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и данное занятиях./Т.Р. Армитэдж - СПб.: Питер,2005 - 69 с.
3. Балаболкин, М. И. Лечебная психическая культура : справочник / М. И. Балаболкин, Д. М. Аронов, А. А. Аронов ; под ред. В. А. Епифанова, И. Б. Героева. – М. : Медицина, 2004. – 587 с.
4. Виллей П.П. Педагогика слепых./П.П. Виллей - М. :Учпедгиз. 2006 - 70 с.
5. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящие: сб. науч. трудов / под редакцией А. Г. Литвак. – СПб. : Невское время, 2011. – 122 с.
6. Воронина, Ф. Пособия для развития мелкой моторики рук / Ф. Воронина // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 4. – С. 19–22.
7. Выгодский Л.С. Слепой ребёнок./Л.С. Выгодский - М. : Педагогика, 2003 - 258 с.
8. Гареева, Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения / Н. Гареева // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 6. – С. 75–79.
9. Григoрьевa, Л. П. Рoль перцептивнoгo oбучения в преoдoлении пoследствий зрительнoй депривaции у детей с низким зрением / Л. П. Григорьева // Физиoлoгия челoвекa. – 2006. – Т. 22, № 5. – С. 85–91.
10.Григорьева, Л. П. Формирование восприятия у ребенка : пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова. – М. : Школа – Пресс, 2004. – 96 с.
11. Ребята с глубoкими нaрушениями зрения / пoд ред. М. И. Земцoвoй, A. И. Кaплaн, М. С. Певзнер. – М. : Педaгoгикa, 2006. – 264 с. 12.Демиргочлян Г.Г. Специальная психическая культура для слабовидящих школьников./ Г.Г. Демиргочлян - М.: Советский спорт, 2000 - 160 с.
13.Дубровский, В. И. Лечебная психическая культура и врачебный контроль / В. И. Дубровский. – М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – 596 с.
14.Дубровский В.И. Лечебная психическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов вузов./В.И. Дубровский - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998 - 608 с.
15. Евсеев С.П. Адаптивная психическая культура: Учебное пособие./С.П. Евсеев - М.: Советский спорт, 2000 - 240 с.
16.Евсеев, С.П. Адаптивная психическая культура: учеб. пособие./С.П. Евсеев - М. : Советский спорт, 2004 - 240 с.
17.Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. Формирование, обучение и воспитание детей с нарушением зрения./В.П. Ермаков - М.: Советский спорт, 2000 - 365 с.
18.Епифанов, В. А. Лечебная психическая культура и массаж / В. А. Епифанов. – М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 558 с.
19.Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / сост. А. Л. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 134 с.
20.Замский X. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XIX века. М.,1995.
21.Замский Х. С. История олигофренопедагогики. М., 1974.
22.Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
23. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.
24. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.
25.Коберник Г. Н., Синев В. Н. Введение в специальность дефектология. Киев,1984.
26. Коррекционная педагогика/ Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1999.
27. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003.
28. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.1985
29. Литвак А. Т. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.
30. Лубовский В. Я. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
31. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. М.,1996.
32.Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 2000.
33.Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. М., 2000.