Фрагмент для ознакомления
2
Взаимоотношения в системе тренер-родитель-спортсмен имеют важное значение для достижения успеха и развития потенциала молодых спортсменов. Они являются основой эффективной и продуктивной работы, поэтому необходимо уделить особое внимание улучшению этой взаимосвязи.
Во-первых, тренеры должны установить открытую и прозрачную коммуникацию с родителями спортсменов. Это означает регулярные встречи и обсуждение прогресса ребенка, его целей и планов. Тренеры должны быть готовы к вопросам и обеспечивать возможность родителям высказать свои опасения или предложения. Взаимодействие взрослых сторон должно строиться на взаимном уважении и доверии.
Во-вторых, родители должны понять свою роль в системе тренер-родитель-спортсмен. Они должны поддерживать своего ребенка в его спортивной деятельности, но не переходить границы и не вмешиваться в тренерскую работу. Вместо этого, они могут предоставить поддержку и стимул к участию в тренировках, мотивировать ребенка и помогать ему развиваться вне спорта.
И напоследок, спортсмены сами должны быть активными участниками в этой системе. Они должны проявить инициативу, осознать цели своей спортивной карьеры и участвовать в обсуждении планов с тренерами и родителями. Они должны быть готовы слушать советы и конструктивную критику, а также быть открытыми к обучению и изменениям.
В целом, для улучшения взаимоотношений в системе тренер-родитель-спортсмен необходимо построить коммуникацию на основе доверия, уважения и открытости. Тренеры должны обеспечить прозрачность и четкость в своей работе, родители должны поддерживать своих детей и доверять тренерам, а спортсмены должны проявить активность и самостоятельность в своем развитии. Только тогда эта система сможет полностью реализовать потенциал спортсменов и принести успешные результаты.
Глава 2. Диагностика детско-родительских отношений.
Глава 2.1. Исследование
Особенности организации исследования проводилось в феврале-марте 2024 г. Все респонденты выразили добровольное согласие на участие в исследовании. Диагностика подростков проводилось в школе, в кабинете психолога. Перед заполнением бланков методик, зачитывалась инструкция, время заполнения методик не ограничивалось, но не превышало 40 мин. Родителям детей предлагалось заполнить методики в домашних условиях. Время заполнения методик родителями - одна неделя.
Тест «Подростки о родителях» ADOR.
(автор Э. Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном) (Розов, 1998). Методика психологической диагностики детско-родительских отношений, раскрывает содержательный характер и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков 13-18 лет. Методика позволяет описать отношения с родителем (отдельно с матерью и отцом) по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность.
Опросник представляет собой сделанную в НИПНИ им. Бехтерева (Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына) русскоязычную адаптацию методики чехословацких авторов Э. Матейчика и П. Ржичана ADOR (Adolescent o Rodičoch:Matějček, Říčan, 1983), которая, в свою очередь, является переработанной модификацией методики CRPBI (Child'sReportofParentalBehaviorInventory), разработанной Эрлом Шафером (EarlS.Schaefer) в 1965 году.
Эта методика базируется на положении Э. Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи пяти факторов: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непосредственность. Школьников просят оценить исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для их родителей.
При этом предлагается 3 варианта ответов: да – 1 балл, частично – 2 балла, нет – 3 балла. Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Обработка результатов производится в соответствии с предлагаемыми ключами.
При интерпретации результатов данные характеризуются отдельно сыновья о мамах и папах и дочери о мамах и папах. Профиль шкал следующий:
Шкала позитивного интереса - подростки видят необходимость в помощи и поддержке родителя, принимают его мнение, склонны соглашаться с ним, стремятся к сверх опеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.
Шкала директивности - подростки видят навязывание им чувства вины по отношению к родителю, за его «жертвенность», стремление исключить неправильное поведение ребенка, чтобы «не ударить в грязь лицом».
Шкала враждебности - характеризуется агрессивностью и чрезмерной строгостью родителя в межличностных отношениях. Так же может наблюдаться подозрительность, склонность к критике в адрес ребенка.
Шкала автономности - воспринимается подростком как диктат, полное упоение властью родителем. Либо отгороженность, не вовлеченность родителя в дела ребенка.
Шкала непоследовательности оценивается подростком как некое чередование таких психологических тенденций, как господство силы, амбиции и покорность, деликатность и сверхальтруизм с максимальной амплитудой колебания.
"Тест-опросник Р. Кеттелла для подростков 14 PF (Батаршев, 2002)
является адаптацией известной методики Р. Кеттелла. Данная методика разработана специально для проведения психологического измерения у подросткового возраста. Она состоит из 185 вопросов, на которые респондент должен дать свой ответ.
Целью теста является определение личностных особенностей подростка по различным параметрам, таким как интроверсия-экстраверсия, нейротизм, психотизм, практичность, стабильность и другим. Каждый вопрос имеет несколько вариантов ответа, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий. Результаты теста помогают психологам и исследователям получить более полное представление о личности подростка, его склонностях, стиле мышления и поведении.
Тест-опросник Р. Кеттелла для подростков 14 PF является одним из наиболее широко используемых инструментов для исследования личности в подростковом возрасте."
Модифицированный тест Розенцвейга - это детский вариант известного психологического теста, который помогает определить интеллектуальные способности и развитие ребенка. Он состоит из ряда вопросов и заданий, которые требуют от ребенка проявить свои когнитивные и логические способности.
Этот тест разработан с учетом возрастных особенностей детей и нацелен на выявление и оценку таких важных компетенций, как речь, основы счета, внимание, память и логическое мышление. Он использует игровую формулировку вопросов и заданий, чтобы ребенок мог проявить свои способности и умения в более доступной и интересной для него форме.
Модифицированный тест Розенцвейга помогает родителям и педагогам лучше понять интеллектуальные потенциалы и развитие детей, а также определить их сильные и слабые стороны. Полученные результаты позволяют выявить области, которые требуют дополнительной работы и поддержки, а также разработать индивидуальные планы развития для каждого ребенка.
Тест включает в себя различные типы заданий, такие как составление слов, решение математических примеров, логические задачи и задания на мнемическую память. Он требует от ребенка концентрации внимания, аналитического мышления и творческого решения проблем.
Модифицированный тест Розенцвейга является универсальным инструментом для оценки развития детей и может быть использован как в обучении, так и в психологической практике. Благодаря этому тесту можно получить информацию о том, как ребенок использует свои умственные ресурсы, какие стратегии он применяет при решении задач и какие навыки ему нужно развивать.
Модифицированный тест Розенцвейга представляет собой ценный инструмент для понимания развития ребенка и его интеллектуальных способностей. Он помогает выявить потенциал ребенка и определить пути его дальнейшего развития. Этот тест является эффективным средством для поддержки и развития детей и может быть использован в различных сферах, связанных с образованием и психологией детей.
Методика К. Томаса "Определение стиля поведения в конфликте" является эффективным инструментом для понимания и анализа различных типов поведения в конфликтных ситуациях. В основе данной методики лежит предположение о том, что люди имеют разные стратегии реагирования на конфликты, которые проявляются в их поведении.
Методика К. Томаса состоит из нескольких этапов. В начале процесса участникам предлагается заполнить опросник, содержащий ряд вопросов, направленных на выявление их предпочтительных подходов к разрешению конфликтов. Затем полученные ответы анализируются и обрабатываются, чтобы определить стиль поведения в конфликте для каждого участника.
Стили поведения в конфликте, выделенные по методике К. Томаса, включают конкурентность, компромисс, сотрудничество и избегание. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и характеристики. Например, конкурентный стиль характеризуется стремлением к достижению своих интересов без участия другой стороны, в то время как сотрудничество подразумевает поиск взаимовыгодных решений и учет интересов обеих сторон.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития: 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 124 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с. .
3. Беляева А.В., Короткое В.Л., Тарабрина Н.В. Личностный аспект вербального взаимодействия в диаде // Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 192-206. .
4. Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1991. 23 с.
5. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с. .
6. Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Тарту, 1974. 45 с.
7. Кон И.С. Социология личности. М.: Изд-во политической литературы, 1967. 383 с. .
8. Кретти Дж. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978. 222 с. .
9. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. М.: Физкультура и спорт,1997. 176 с.
10. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев: Олимпийская литература, 1999. 320 с.
11. Полуэктова Н.М., Тихонов Б.Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1985. С. 273-285. .
12.Психология спорта высших достижений: Учеб. пособие. М.: Физкультура и спорт, 1979.144 с. .
13. Рогалева Л.Н. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1999. 20 с. .
14. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1987.112 с. .
15. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ Сост. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 384 с. .
16. Стамбулова М.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. 367 с. .
17. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. 208 с. .
18. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: Автореф. дис. …канд. психол. наук. СПб., 1998. 21 с. .
19.Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. Т. 1. №3. С. 33-46.
20. Савельева Д.А. Физическая культура и спорт как феномены общества / Д.А. Савельева, И.С. Матвеева // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Сборник материалов III Всероссийской с международным участием научнопрактической конференции. –Волгоград, 2021. – С. 155–159.
21. Феодорова. Э.З. Отношение родителей к занятиям спортом и к другим сферам жизни юных спортсменов подросткового возраста / Э.З. Феодорова // Прикладная психология. – 2014. – № 1. – С. 40–45.
22. Харитонова И.В. Психология физической культуры и спорта / И.В. Харитонова, Ю.М. Босенко, А.С. Распопова – Краснодар, 2019. – 70 с. 9. Хвацкая Е.Е. Психодиагностические методики в работе с родителями юных спортсменов / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2015. – Вып. 1. – С. 216–222
23. Довжик Л.М., Бочавер К.А. Кризис мотивации в спорте высших достижений // Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности. сборник трудов XIII Международной научно-практической конференции. Институт общественных наук РАНХиГС; НИУ ВШЭ; Московская высшая школа социальных и экономических наук. Москва, 2020. С. 47-51.
24. Довжик Л.М., Бочавер К.А. Психология спортивной травмы. - М.: Спорт, 2020. - 255 с.
25. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. - 2013. - №2. -С. 34-41.
26. Дорофеев В.А. Структура совершенствования технико-тактической подготовки в настольном теннисе на базе использования специальных технических средств: Методические разработки для студентов, аспирантов, слушателей ФПК ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК, 1987. - 64 с.
27. Дорофеева Н.В. Анализ проблемы взаимосвязи успешности спортивной карьеры у молодых спортсменов и особенностей семейных взаимоотношений // Психология спорта: наука, искусство, профессия: сборник статей. - М: Московский институт психоанализа, 2019. - С.71-75.
28. Дорофеева Н.В. Влияние особенностей взаимодействия в семье на формирования аттитюдов юных спортсменов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т.10. № 1(34). - С. 348351. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vHyanie-osobennostey-vzaimodeystviya-v-semie-na-formirovanie-attityudov-yunyh-sportsmenov; https://elibrary.ru/item.asp?id=44817718 (дата обращения: 05.10.2021).
29. Дорофеева Н.В. Особенности социальной установки на спорт и ее взаимосвязь с взаимоотношениями в семье у спортсменов олимпийского
резерва // Человеческий капитал. - 2021. - №2(146). - С. 189-207. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44812778 (дата обращения: 05.10.2021).
30. Дорофеева Н.В. Проблема связи установки на спорт у юных атлетов и особенностей взаимоотношений в их семьях // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Москва, 17-18 апреля 2019 года / Ответственный редактор О.И. Кабалина. - Москва: Московский государственный областной университет, 2019. - С. 312-316.
31. Дорофеева Н.В. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи успешности спортивной карьеры у молодых спортсменов и особенностей семейных взаимоотношений // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы IV Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (Москва, 13-14 мая 2019 года). - М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019. - С. 48-51.
32. Дорофеева Н.В. Установка на достижения на примере установки на спорт // Научное мнение. - 2020. - № 9. - С. 105-116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44174705
33. Дуванина А.В. Особенности стиля воспитания детей в семьях спортсменов // Вестник Череповецкого государственного университета. -2013. - №1. - Т.2. - С. 124-127.
34. Дудина С.Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях: дис. ... канд. псих. наук : 19.00.05 / Дудина С.Ю.; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова]. - Кострома, 2013. - 198 с. URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01006000000/rsl01006643000/rsl01006643636/rsl01006643 636.pdf (дата обращения: 12.09.2020).
35. Дымова Ю. Ю. Роль тренера в становлении личности юного спортсмена // Инновационные тенденции развития системы образования: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 05 февраля 2016 года / ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». -Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2016. - С. 276-277.
36. Дюкина О.В. Родительские собрания: 7 класс : учебное пособие. — Москва : ВАКО, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-408-00622-9. — Текст : электронный // Лань:электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/4760 (дата обращения: 05.02.2021)
37. Егорычева И.Д. Молодежь - семья - общество: какое будущее нас ждет? // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. № 4 (52). С. 6268.
38. Елисеева Ж.М. Особенности агрессии у спортсменов-подростков из полных и неполных семей // The Emissia. Offline Letters. - 2019. - №12. -С. 26-31.
39. Ендубаев А.Р. Практическая реализация спортивной подготовки на основе требований федерального стандарта // Актуальные вопросы подготовки спортивного резерва (Механизмы реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года): материалы VII межрегиональной научно-практической конференции (г. Йошкар-Ола, 27 апреля 2019 года). - Йошкар-Ола: ГБПОУ Республики Марий Эл «Училище олимпийского резерва», 2019. - С. 58-62.
40. Завирохин Д.С. Воспитание эмоциональной устойчивости юных спортсменов-стрелков как фактор успешности соревновательной деятельности: дисс. ...к.пед.н.: 13.00.04 / Завирохин Д.С. - Челябинск, 2012. - 180 с.
41. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - [Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности спортивной деятельности - Психологическая наука и образование psyedu.ru - 2014. Том. 6, №3]