Фрагмент для ознакомления
2
Р.М. Боскис выделяет три группы детей с нарушением слуха:
– глухие (ранооглохшие): дети с врожденными нарушениями слуха либо дети, которые потеряли слух до начала освоения речи; глухие дети не имеют возможности естественного слухового восприятия речи, овладение речью самостоятельно невозможно; в процессе специального обучения дети учатся читать с губ (зрительный способ) и овладевают речью с помощью звукоусиливающей аппаратуры (слухозрительный способ восприятия словесной речи);
– позднооглохшие: дети, у которых потеря слуха произошла в результате заболеваний, травм в период уже сформированной речи; у детей данной группы нарушения слуха может быть различного уровня; речевая функция без специального обучения и помощи может распасться; освоение речи происходит с помощью зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи;
– слабослышащие (тугоухие): дети, у которых различная степень сохранности слуха; дети могут самостоятельно овладевать речью, но она обладает рядом особенностей и недостатков, которые необходимо корректировать в процессе обучения (рисунок 2).
Рисунок 2. Классификация нарушений слуха Р.М. Боскис
Нарушение слуха как первичный дефект отражается на формировании всех когнитивных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, а также на формировании личности. Рассмотрим, каковы особенности познавательного и личностного развития детей с нарушением слуха.
Зрительное восприятие является компенсаторным механизмом в психическом развитии детей с нарушением слуха. Зрительный анализатор активно задействуется в процессе обучения словесной речи, в процессе ознакомления с объектами окружающего мира. У детей с нарушениями слуха отмечаются такие особенности зрительного восприятия, как трудности различения сложных объектов, предметов с множеством элементов, зашумленных изображений [5].
Внимание у детей с нарушениями слуха характеризуется такими особенностями, как недостаточный объем, непроизвольность, недостаточная устойчивость. Поскольку зрительный анализатор выступает как компенсаторный механизм, на него приходится значительная нагрузка, что может приводит к снижению устойчивости зрительного внимания, снижению продуктивности, объема, концентрации. Дети с нарушением слуха быстро утомляются, что негативно отражается на умственной работоспособности. Особенности внимания, недостаточный уровень распределения и концентрации затрудняют процесс усвоения учебной информации, так как у детей низкие показатели произвольности внимания [4].
Память у дошкольников с нарушением слуха отличается недостаточной произвольностью процессов узнавания, запоминания и воспроизведения информации. Лучше у детей сформирована зрительная память, хуже – слуховая память. Словесная память формируется в процессе коррекционных занятий параллельно с развитием речи и словесно-логического мышления, овладения операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Недостаточный объем памяти затрудняет процесс обучения, что требует постоянного закрепления знаний и умений у детей [1].
Нарушения слуха у детей отражается на формировании мышления. Лучше показатели наглядно-образного мышления, при этом словесно-логическое мышление сформировано недостаточно по сравнению с детьми, у которых отсутствуют нарушения слуха. Дети затрудняются в применении операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Лучше всего сформировано наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, основанное на предметных и практических действиях и различных формах зрительной наглядности. Это требует использования в коррекционной работе с детьми различных средств визуализации [6].
Воображение у дошкольников с нарушением слуха может быть различным. В то же время следует отметить недостаточный уровень сформированности воображения детей в процессе игровой деятельности, требующей создания воображаемой игровой ситуации. Особенности воображения могут быть обусловлены нарушением слуха, недоразвитием речи, отставанием в развитии мышления. Глухие дети предпочитают играть в предметно-процессуальные игры, в то время как слышащие сверстники уже играют в сюжетно-ролевые игры, которые требуют достаточного уровня воображения. Игровые действия, как правило, ограничены сюжетом, при этом дошкольники не могут проявить творчество, использовать предметы-заместители, различные игровые атрибуты. Игра требует руководства со стороны педагога, организации работы по формированию игровых умений у дошкольников. При этом игра может выступать одновременно средство коррекции нарушений слуха и речи [17].
Наиболее негативно отражаются нарушения слуха на формировании речи дошкольников. Глухие дети осваивают словесную речь только в условиях специального обучения. Недоразвитие речи, всех ее компонентов оказывает негативное влияние на коммуникативном развитии детей с нарушением слуха. У них в отличие от сверстников затрудняется процесс общения и коммуникации. Детям требуется коррекционная помощь в овладении словесной речью с опорой на зрительное восприятие.
Нарушение слуха оказывает влияние на личностное развитие детей дошкольного возраста. Недостаток звуковых ощущений, нарушение слухового восприятия, своеобразие речи сказывается на личностном развитии детей, ограничении социального опыта, своеобразии в овладении всеми видами деятельности – игровой, предметной, продуктивной.
Таким образом, нарушение слуха – это вид дизонтогенеза, при котором первичным дефектом выступает нарушение слухового восприятия. Нарушение слуха может быть врожденным и приобретенным. Дети с нарушениями слуха – это глухие и слабослышащие дети, которые отличаются особенностями речевого развития, степенью нарушений слуховых функций, наличием вторичных дефектов познавательных процессов. Нарушение слуха, речи и средств общения приводят к своеобразию и задержке познавательного и личностного развития детей с нарушением слуха.
1.3 Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха отличается не только своеобразием формирования познавательной и личностной сферы, но и моторики – общей, мелкой, артикуляционной.
Нарушения психомоторного развития у глухих и слабослышащих дошкольников зависят от нескольких факторов: времени возникновения нарушения слуха, степени выраженности и причины нарушений слуха, уровень сформированности речи и когнитивных функций. У детей нарушения моторики могут варьироваться от проявлений детского церебрального паралича, которые связаны с родовыми травмами, последствиями перенесенных заболеваний во внутриутробный период развития, до отдельных нарушений моторного развития [1].
Своеобразие психомоторного развития у детей с нарушением слуха отмечается уже в первые месяцы жизни. О нарушении слуха свидетельствуют такие особенности, как отсутствие двигательных реакций ребенка на слуховые раздражители. Если в норме ребенок двигается, пытается повернуть голову к источнику звука, то при нарушении слуха ребенок остается спокойным, так как окружающие звуки не вызывают у него ответных реакций. В результате этого у детей не формируются первичные движения, которые в норме проявляются уже на первом месяце жизни. Это в свою очередь негативно отражается на общем психомоторном развитии.
Также особенностью детей с нарушением слуха является позднее формирование комплекса оживления. Его появление определено тем, если родители обращаются к ребенку не только с помощью голоса, но и выражают свое отношение через жесты, прикосновения, улыбку. Глухой ребенок не слышит голоса матери, не различает интонацию, он может только увидеть мимику и ощутить ласковое и теплое отношение. В этом случае комплекс оживления формируется как ответная реакция, которая выражается с помощью улыбки ребенка матери, движений тела. При отсутствии зрительного и тактильного способа выражения любви со стороны взрослых у глухих детей комплекс оживления не формируется либо проявляется слабо, что также негативно отражается на дальнейшем психомоторном развитии [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – Москва: Юрайт, 2018. – 236 с.
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – Москва: Советский спорт, 2004. – 303 с.
3. Бурова Н.И. Развитие слухового восприятия речи у обучающихся с нарушениями слуха: учебно-методическое пособие / автор-составитель Н.И. Бурова. – Челябинск: Изд-во «Библиотека А. Миллера», 2021 – 79 с.
4. Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / В.П. Дудьев. – Барнаул: АлтГПУ, 2020. – 360 с.
5. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики / С.А. Зыков. – Москва: Загрей, 1997. – 232 с.
6. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 384 с.
7. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха в условиях инклюзии: пособие для педагогов и воспитателей / И.В. Королева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2020. – 126 с.
8. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – Москва: Трикста: Академический Проект, 2013. – 302 с.
9. Наумова Т.В. Теоретическое исследование дефиниций понятий «психомоторика» и «психомоторные способности» / Т.В. Наумова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 21. № 3. – С. 314-319.
10. Никандров В.В. Психомоторика: учебное пособие для вузов / В.В. Никандров. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 194 с.
11. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна : Феникс+, 2002. – 248 с.
12. Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха: учебное пособие в 2-х ч. / Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова, Е.З. Яхнина; /под ред. профессора Е.Г. Речицкой. – Москва: Владос, 2020. – 1 ч.: 285 с., 2 ч. : 390 с.
13. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. – Москва: Советский спорт, 2006. – 448 с.
14. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха): учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина. – Москва: Горизонт, 2014. – 161 с.
15. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения: методические рекомендации / сост.: Н.И. Бурова. – Челябинск: Цицеро, 2017. – 70 с.
16. Развитие личности ребенка с ОВЗ: с нарушением слуха. Инклюзивное образование. Проблемы. Поиск. Перспективы / под ред. И.В. Мкртумовой. – Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2019. – Ч. 1. – 2019. – 161 с.
17. Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: учебное пособие / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
18. Родин Ю.И. Психомоторика человека в свете системной и эволюционной парадигм / Ю.И. Родин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2011. – № 3-1. – С. 389-395.
19. Санташова О.В. Уровневый подход Н.А. Бернштейна в изучении психомоторики младших школьников с нарушениями слуха / О.В. Санташова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 102. – С. 391-395.
20. Сарапулова М.А. Дети с нарушением слуха: образовательные потребности и условия их реализации: учебное пособие / М.А. Сарапулова. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2018. – 83 с.
21. Сурдопедагогика: учебник / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.З. Яхнина /под ред. профессора Е.Г. Речицкой. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
22. Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 2. – С. 15-26.
23. Шматко Н.Д. Дети с нарушением слуха: учебное пособие / Н.Д. Шматко, О.А. Красильникова. – Москва: Просвещение, 2019. – 80 с.