Фрагмент для ознакомления
2
Исполнительная власть и правоохранительная деятельность
Исполнительная власть - это ветвь государственной власти. Ее суть - управление, основанное на принципе законности, а также исполнение законов. Исполнительная власть также выполняет общие и специальные административные функции.
Исполнительная власть, как и другие виды власти, имеет свои особенности:
-исполнительная власть является неотъемлемым признаком существования правового государства, в котором государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Невозможно возложить различные функции государства только на одно ведомство, так как это игнорировало бы демократическую традицию;
-исполнительная власть является независимой государственной властью и находится в постоянном взаимодействии с законодательной и судебной властями. Независимость исполнительной власти проявляется в том, что она имеет свою сферу деятельности, средства управления и влияние на общественные отношения. Кроме того, исполнительная власть играет особую роль в административной структуре, но всегда находится под контролем других государственных властей;
-характерной особенностью исполнительной власти является то, что в распоряжении находятся все важнейшие атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства связи, армия и другие военные формирования, полиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.д.
-организация деятельности и осуществление полномочий;
-применение норм административного принуждения.
Рассматривая функции исполнительной власти, следует отметить, что, несмотря на наличие единственной функции, задающей основное направление деятельности органа, эта функция определяется функциями государственного управления .
Если сравнить развитие "власти" в современном мире, то легко заметить, что исполнительная власть является наиболее динамичной. Это объясняется тем, что исполнительная власть более восприимчива и чувствительна к потоку событий, связанных тысячами видимых и невидимых нитей. Она может выполнять свое предназначение, не только улавливая и отражая изменения, происходящие в обществе в целом и в соответствующих сферах, но и предвидя эти изменения, создавая предпосылки для их наступления, изменяясь вместе с изменениями и адаптируясь к новому времени.
Исходя из этого, можно выделить основные функции современной исполнительной власти:
-правоприменительная, то есть эта функция позволяет исполнять Конституцию РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ;
-функция обеспечения соблюдения конституционного строя внутри страны;
-юрисдикционная, т.е. органы исполнительной власти имеют право применять меры административного принуждения к юридическим и физическим лицам в случае нарушения правовых норм;
-обеспечительная, т.е. создающая условия для социально-экономического развития;
-нормотворческая, т.е. осуществляемая органами исполнительной власти деятельность по принятию нормативных правовых актов;
-контролирующая соблюдение правовых норм и общеобязательных правил для обеспечения правопорядка в сфере государственного управления (инспекции и расследования);
-реализация разрешительной государства (лицензирование, регистрация и сертификация);
-непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и поддержание правопорядка (полицейские функции);
-информационная поддержка органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.
Функции исполнительной власти основаны на принципах, которые отражают регулярность деятельности правительства и развитие административной системы.
2.3.Судебная власть и правоохранительная деятельность
Статья 118 Конституции РФ закрепляет исключительное право судов осуществлять правосудие и не допускает передачи этой функции каким-либо несудебным органам государства, в частности прокуратуре. Согласно ст.1 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", судебная власть в Российской Федерации осуществляется исключительно судами в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей, осуществляющих правосудие в порядке, установленном законом. Никакие другие юридические или физические лица не вправе осуществлять правосудие. Исключительное право судов на осуществление правосудия основано на том, что их деятельность протекает в рамках особого правового порядка, создающего преимущества при рассмотрении и разрешении дел, которыми не может обладать никакая другая форма государственной деятельности. Такой порядок содержит наибольшую гарантию законного и справедливого решения по делу .
Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается рассмотрением дела в первой инстанции, а характеризует все стадии судебного разбирательства. На каждой стадии правосудие должно осуществляться таким образом, чтобы оно соответствовало характеру и назначению вопросов, подлежащих разрешению на данной стадии. Этот принцип определяет правовую систему, в которой отмена или изменение судебных решений допускается только вышестоящими судами и только при осуществлении правосудия. Решения любого суда не могут быть отменены или изменены никаким государственным органом, в том числе и высшим государственным органом.
В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ судопроизводство подразделяется на конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное. Конституционное судопроизводство регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", гражданское судопроизводство определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, уголовное - Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает процессуальную форму и порядок рассмотрения арбитражными судами подведомственных им дел. Административное судопроизводство регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом административного судопроизводства РФ.
Дополнение ч.2 ст.118, ст.126 и ч.3 ст.128 Конституции РФ указанием на арбитражный процесс как на отдельный вид судопроизводства, в частности наряду с гражданским и административным, возникло в связи с существованием в судебной системе РФ арбитражных судов, которые по своей правовой природе несут ответственность за принятие решений по гражданским и решения по делам, являющимся административными, принимаются и проверяются в особом процессуальном порядке, в том числе Верховным Судом РФ .
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 47. - Ст. 4472
3. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 52 (часть I). - Ст. 8973
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 11. - Ст. 1416
II. Основная и специальная литература
5. Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография. М.: Юстицинформ, 2022. 484 с.
6. Гриненко, А. В. Правоохранительные и судебные органы : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Гриненко. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 301 с.
7. Зеленцов А.Б. Административная власть как правовая категория // Административное право и процесс. 2021. № 2. С. 35 - 41.
8. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020.- С.254.
9. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
10. Корсаков Д.Н. О поправках в Конституцию РФ, регулирующих статус и полномочия органов судебной власти // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 55 - 58.
11. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
12. Правоохранительные и судебные органы : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Божьев [и др.] ; под общей редакцией В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 344 с.
13. Правоохранительные органы : учебник для вузов / Н. Г. Стойко [и др.] ; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 635 с.
14. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. – С.201.
15. Сайтбеков, А. М. Разделение властей как принцип демократического правового государства / А. М. Сайтбеков // Аллея науки. – 2021. – Т. 2, № 12(63). – С. 589-592.
16. Растимешина, Т. В. Законодательная и исполнительная ветви власти в системе разделения властей: социально-философские и административные аспекты / Т. В. Растимешина, Д. С. Качуренко // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2022. – № 3(35). – С. 136-149.
17. Россинский, Б. В. О соотношении широкого подхода к государственному управлению и принципа разделения властей / Б. В. Россинский // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2020. – № 12. – С. 3-6.
18. Хасанова, Д. И. Разделение властей в России. Поправки, их влияние на принцип правового государства / Д. И. Хасанова // Студенческий. – 2020. – № 24-2(110). – С. 78-82.