Фрагмент для ознакомления
2
Комплексный анализ принципа разделения властей как основы механизма реализации государственной власти в РФ может помочь решить практические проблемы взаимодействия и разграничения государственной власти в целях обеспечения баланса между секторами власти. Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства и исключает злоупотребление законодательной, исполнительной и судебной властью, возможность их соединения в одних руках и поглощения одного сектора власти другим.
Принцип разделения властей предполагает, что для каждого вида власти существует своя противоположность. Пока существует одна государственная власть, различные ее ветви постоянно взаимодействуют друг с другом, что может вызывать конфликты. Поэтому одна ветвь власти никогда не может быть полностью и абсолютно поглощена другой. Суть "системы сдержек и противовесов" заключается в том, чтобы уравновесить власть, а не позволить каждой из ветвей власти оставаться бесконтрольной .
Под "разделением властей" понимается строгое и абсолютное разделение трех властей, при котором одна власть не может брать на себя функции другой, и в такой системе запрещено дублирование должностей в организациях, принадлежащих разным властям. Хотя суть разделения властей заключается в том, что каждый орган власти является отдельным и независимым друг от друга, эта концепция допускает и признает пересекающиеся области, где каждый орган власти выполняет отличные друг от друга функции, в той степени, в которой сохраняется основное разделение властей. В настоящее время в Конституции РФ предусмотрены механизмы взаимного контроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что такой контроль является равнозначным или эквивалентным.
Принцип разделения властей в его современной интерпретации включает в себя два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. Он по-прежнему направлен на предотвращение превращения одной из ветвей власти в абсолютную и установления авторитарного правления в обществе. Законодательная, исполнительная и судебная власти органично связаны между собой и выполняют определенные общественные функции в рамках более широкой системы.
Понять роль и место народных представительных органов в современной российской политической системе невозможно без комплексного осмысления многовековой истории законодательной системы - от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии .
Первой формой непосредственного участия народа в решении проблем государства было вече - собрание всех свободных жителей. Летописи свидетельствуют, что вечевые собрания проводились во всех бывших русских княжествах. Предметом обсуждения на вече были все вопросы государственной жизни, но в большинстве случаев принимались решения об отзыве или изгнании князей, военных действиях, заключении мирных договоров и т. д.
Исторически сложилось так, что во многих странах верхние палаты возникли из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат.
Первые попытки создать двухпалатный парламент, подобный существовавшему в Западной Европе, относятся к началу XIX века. По указанию царя Александра I был разработан проект законосовещательного представительного органа, состоящего из двух палат: Государственной Думы и Государственного совета под председательством царя. В 1810 году был учрежден Государственный совет, который стал высшим законосовещательным органом Российской империи. Все законы и законодательные акты должны были рассматриваться Государственным советом, прежде чем утверждаться царем. Однако в то время Государственный совет не был создан.
В начале XX века требование о создании в России Государственной палаты и законодательного органа стало всеобщим: оно было реализовано царскими манифестом и указом осенью 1905 и зимой 1906 года [7, c.57].
Первая верхняя палата российского парламента - Государственный совет - был создана на смешанных началах. Половина депутатов назначалась царем, а другая половина избиралась частично по территориальному принципу. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года была сформирована новая система представительства. Это был Советский Союз. С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов.
Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности и заменила двухступенчатые выборы каждой палаты прямыми выборами. Она также предусматривала механизм примирения в случае разногласий между двумя палатами и даже возможность роспуска обеих палат, если не удавалось достичь согласия.
Конституция СССР 1936 года сохранила принцип равноправной двухпалатности: Верховный Совет СССР состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция была воспроизведена в Конституции СССР 1977 года и просуществовала вплоть до распада СССР в 1991 году.
Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.
Конституция РФ 1993 года закрепила статус Федерального Собрания как двухпалатного законодательного органа и урегулировала вопрос о его ведении и полномочиях. Статья 95 устанавливала, что Совета Федерации состоит из двух представителей от каждого субъекта РФ (по одному представителю от каждого представительного органа и органа исполнительной власти).
Поскольку Российская Федерация встала на путь демократического совершенствования, решение многих социально-экономических проблем общества связано с полноценным функционированием государства в целом, и в частности той части его структур, которые осуществляют законодательную власть. В этой области теоретическое осмысление многомерного и сложного государственно-политического института российской законодательной власти, а также изучение вопросов, связанных с ее деятельностью и организацией, приобретает сегодня особую значимость. Несомненно, в силу своего представительного характера существование легитимной законодательной власти способствует укреплению государства в целом, повышению эффективности государственного управления, соблюдению прав всех граждан Федерации и отдельных граждан, обеспечению демократии.
Законодательная власть, представленная в настоящее время на федеральном и региональном уровнях в РФ, имеет специфические исторические, национальные, этнокультурные и иные особенности, которые должны найти более широкое отражение в правоприменительной практике и законодательстве.
Изучение положения Совета Федерации в государственных структурах и его роли должно основываться на конституционных положениях о принципе разделения властей.
Согласно конституционному положению, закрепленному в статье 10 Конституции РФ. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Исследуя истоки современного принципа разделения властей (ст.10 Конституции РФ) как основы организации и функционирования государственной власти в современной России, следует отметить, что теория разделения властей возникла еще в глубокой древности.
Основными элементами системы разделения властей являются представительные ветви государственной власти. Согласно этой концепции, представительная (законодательная) ветвь власти занимает ведущее положение, а исполнительная и судебная ветви действуют от имени и в соответствии с исполнением закона. В системе разделения властей парламент является своеобразным центром выработки государственной политики путем принятия общеобязательных норм, отражающих волю народа. Это особое качество парламента обусловлено тем, что он формируется путем всеобщих выборов или делегирования представительства легитимными государственными органами .
Еще одной важной особенностью Совета Федерации как одной из законодательных палат в системе разделения властей является его независимость при исполнении своих обязанностей и принятии решений, то есть отсутствие влияния других органов и должностных лиц на позиции и решения, входящие в его компетенцию. Однако следует отметить, что в процессе своей законодательной деятельности Совета Федерации взаимодействует с другими государственными органами, создавая тем самым баланс интересов между другими органами разделения властей.
Статус Совета Федерации определяется положениями статьи 94 Конституции РФ. Наряду с этим Совета Федерации является федеральным органом представительной власти России.
Взаимоотношения между исполнительной и законодательной ветвями власти во многом определяются государственным строем и формой правления. При парламентской системе (парламентская монархия или парламентская республика) преобладает законодательная власть и формируется правительство, подотчетное парламенту, при этом роль главы государства не является существенной. В республиках с двойным представительством, абсолютных монархиях и президентских системах лидерство принадлежит главе государства, и правительство часто возглавляет глава государства. Парламент не формирует правительство и не может отстранить его от должности, а министры и главы государств могут быть отстранены от должности только парламентом через процедуру импичмента.
Совершенствование форм взаимодействия исполнительной и законодательной власти привело к появлению смешанных форм правления: республик парламента и президента (Венгрия) и президента и парламента (Франция, Россия). Поэтому важно учитывать, что тенденция к увеличению количества смешанных форм и размыванию границ между классическими формами правления характерна и для современной России.
Совет Федерации РФ имеет 14 дней на рассмотрение законов, которые поступили из Государственной думы РФ, в течение это срока Совет Федерации РФ может отклонить или одобрить данные законы. Процесс рассмотрения в Совете Федерации является самым простым. В нем нет традиционного чтения, и вопросы не выносятся на рассмотрение Палаты.
Кроме законов палаты Федерального Собрания могут принимать постановления и по другим вопросам:
-о предъявлении обвинения и отстранении от должности Президента РФ;
-об объявлении амнистии;
-по различным заявлениям, включая осуществление иных полномочий, помимо рассматриваемых здесь, таких как межпарламентское сотрудничество .
Таким образом, законодательная власть - это государственная власть, делегированная народом своим представителям, осуществляемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также надзора и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.12.2020, № 52 (Часть I), ст. 8585.
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4202
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416,
5. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 28.07.2023) "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, № 7, ст. 635
Ученики и учебные пособия:
6. Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С. А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. — 864 с.
7. Алонцева, Д. В. Конституция Российской Федерации 1993 г.: историко-правовой аспект (к 30-летию принятия Основного закона) / Д. В. Алонцева, О. Н. Гришаева, Р. В. Тихонов // Вопросы истории. - 2023. - № 7-1. - С. 76-87.
8. Нудненко, Л. А. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Нудненко. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 528 с.
Специальная литература:
9. Дресвянин, Д. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: место в системе разделения властей и перспективы совершенствования порядка формирования / Д. А. Дресвянин // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 11. – С. 147-169.
Статьи в периодических изданиях:
10. Куликов, С. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил наложить мораторий на закупки (закон № 44-ФЗ) / С. А. Куликов // Студенческий. – 2023. – № 8-2(220). – С. 55-58.
11. Липатов, Э. Г. Совет Федерации как институт экономического развития субъектов РФ / Э. Г. Липатов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 3. – С. 97-106.
12. Научно-практическая конференция "Совет Федерации - 25 лет: практика, уроки, выводы" 26.11.2018 // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. – 2019. – № 1. – С. 29-30.
13. Репей, К. О. Совет безопасности РФ в национальной системе РФ / К. О. Репей // Студенческий вестник. – 2019. – № 30(80). – С. 25-26.
14. Чепурнова, Н. М. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в системе разделения властей / Н. М. Чепурнова, С. А. Степанян // Закон и право. – 2020. – № 7. – С. 15-21.
Интернет ресурсы:
15. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ.- Электронный ресурс. Режим доступа: http://council.gov.ru.