Фрагмент для ознакомления
2
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста как психологический феномен
Агрессивное поведение у детей можно наблюдать с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти как импульсивные приступы упрямства, часто не поддающиеся контролю со стороны взрослых. Агрессия чаще всего выражается в вспышках гнева и включает в себя крики, пинки или удары.
Как отмечает Т. Гаспаров, дети становятся более активными на втором году жизни. С увеличением возможностей для самостоятельных действий возрастает и независимость поведения ребенка. Это стремление к самостоятельности проявляется в первых попытках маленького ребенка отстаивать свою волю вопреки желаниям родителей [6].
В трехлетнем возрасте жалобы на упрямство ребенка становятся все более интенсивными. В этот период усиливается агрессия. Конфликты часто возникают на почве обладания предметами.
Как отмечает И.А. Фурманов, в этом возрасте усиливается "исследовательский характер", и в то же время малыш сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязательств. Дети, поставленные в ситуацию конфликта между спонтанными интересами и родительским "нет", испытывают несомненно сильную депривацию, то есть ограниченные возможности для реализации своих желаний. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителя. Неспособность разрешить этот конфликт приводит к гневу, отчаянию и агрессивным тенденциям [13].
В возрасте 6-7 лет агрессия, адресованная лично другому человеку, начинают смешиваться с инструментальной агрессией. Частота простых физических нападений снижается, а социализированных (обиды, драки) – увеличивается - происходит смена форм агрессии
В этот период у детей продолжает формироваться устойчивое отношение к себе. Дети имеют свою точку зрения по всем вопросам и активно ее отстаивают, часто к неудовольствию родителей." Тебя не спрашивают!" " Это не твое дело!" и в конечном итоге дети на этом этапе жизни осознают свою социальную значимость, но она подавлена. Однако понимание своей личной и социальной значимости формируется в процессе развития самосознания и взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей младшего школьного возраста обусловлены сферой их взаимоотношений со значимыми взрослыми.
Прежде чем подробно рассматривать возникновение агрессивного поведения у детей, необходимо остановиться на личностных особенностях агрессивных детей младшего школьного возраста.
Как утверждают Лоубер и Хэй, агрессия у детей младшего школьного возраста в определенной степени является возрастной нормой. Это означает, что поведение с намерением причинить вред другим хотя бы иногда наблюдается у многих, если не у большинства, представителей этой возрастной группы. Однако некоторые дети отклоняются от этих нормальных процессов развития и демонстрируют устойчиво высокий уровень агрессивного поведения, который уже нельзя считать возрастной нормой. Именно поведение таких детей представляет особый интерес для исследователей возникновения агрессии [6].
Первый признак агрессивного поведения на лице взрослого — это гнев узнаваемый даже младенцем в возрасте трех месяцев. Затем следует выражение гнева во второй половине первого года жизни на лице младенца в ответ на фрустрацию. К двум-трем годам формируется модель агрессивного поведения в виде вспышек, раздражении и применения физической силы (например, ударов кулаками, толчков, пинков) в конфликтах со сверстниками и взрослыми.
В первые годы обучения в школе становятся заметны гендерные различия в агрессии. Мальчики, как правило, более агрессивны физически, чем девочки. Девочки чаще проявляют вербальную агрессию (ругань) и агрессивное отношение (остракизм, сплетни).
Агрессивное поведение, как правило, снижается к середине детства в результате развития социальных навыков и саморегуляции, но это не относится к агрессии братьев и сестер, которая одинакова для обоих полов.
Большинство исследователей отмечают, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников [10]:
1) Семья может как моделировать, так и закреплять агрессивное поведение. Вероятность того, что ребенок станет агрессивным, зависит от того, испытывает ли он агрессию дома.
2) Они также узнают об агрессии из общения со сверстниками и часто знакомятся с преимуществами агрессивного поведения во время игры.
3) Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических примерах, предоставляемых средствами массовой информации (в основном телевидением).
Роль семьи в развитии личности и поведения детей очень важна. Основная социализация детей происходит в семье. Используя семейные отношения в качестве модели, дети учатся взаимоотношениям с другими людьми и усваивают формы поведения и отношений, которые сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. Реакция родителей на плохое поведение детей, характер отношений между родителями и детьми, уровень гармонии и дисгармонии в семье, характер отношений с братьями и сестрами - вот факторы, которые определяют агрессивное поведение детей дома и вне его и влияют на их отношения с окружающими во взрослой жизни.
Исследования показали взаимосвязь между негативными отношениями между родителями и детьми и агрессивными реакциями у детей. Если у ребенка (независимо от того, к какой возрастной группе он относится) нет хороших отношений с одним или обоими родителями, если он чувствует себя недостойным или не ощущает поддержки со стороны родителей, он может быть вовлечен в преступное поведение. Именно особенности отношений между братьями и сестрами в семье играют важную роль в развитии агрессии у детей.
Американский исследователь Фелсон изучал влияние родительского вмешательства в драки между детьми в семье и обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии по отношению к своему единственному брату или сестре, чем ко всем остальным детям, обладающим социальными навыками. Очевидно, что отношения ребенка с братьями и сестрами являются основополагающими для обучения агрессивному поведению [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова С. В. Адаптация детей к школьному стрессу при различных формах начального обучения [Текст] М.: Генезис, – 2004 – С.276
2. Айсмонтас Б.Б., Жукова Н. В. и др. Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в условиях «цифровой образовательной среды» [Текст] //ББК 88.6 Н 34. – 2020. – С. 159.
3. Басс A. Психология агрессии [Текст] – М.: Издательство Юрайт, - 2016. - № 3. - С. 60-67.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст] - М.: Директ-Медиа, 2008. - 612 с.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – ОЛМА Медиа Групп, 2018 – с.275
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия [Текст] М.: Владос – 2008 – с.234
7. Васильева А. А. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ //Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2020. – С. 266-268.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] М.: Флинта – 2020 – С.367
9. Габдреева Г. Ш. Место тревожности в структуре развивающейся психологической защиты личности [Текст] //Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2021. М.: Владос, – Т. 154. – №. 6. – С. 233-243.
10. ГОРБАЧЕВА М. В., КАРНЕЕВ Р. К. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ //Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. – 2021. – С. 125-128.
11. Горохов С. А. Феномен агрессии в понимании К. Лоренца и З. Фрейда: сравнительный анализ [Текст] //Социально-гуманитарные знания. – М.: Издательский центр «Академия» 2020. – №. 4. – С. 147-151.
12. Доллардом Д, Петина А. и др. Теоретический анализ проблемы подростковой жестокости. [Текст], изд Москва, 2020 - с.245
13. Иванова Н. А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ //Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – 2022. – С. 176-179.
14. Ильина С., Чижова А. Личностно ориентированные и нетрадиционные технологии в обучении русскому языку школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] – Litres, 2022 - с.154
15. КАРНЕЕВ Р. К. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ //ББК 88.5 С-69. – 2021. – С. 125.
16. Немов Р. С. Соотношение совладающего поведения с другими видами и мотивами социального поведения [Текст] //Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-14006. – 2020 – с.189
17. Пискарева А. В. АГРЕССИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ //Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – 2020. – С. 87-92.
18. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] //Психологическая наука и образование. М.: Флинта – 2018. – Т. 3. – №. 2.
19. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Флинта, 2019.– 628 с.
20. Сайбулаева Д. Г. Специфика гендерных проявлений школьной тревожности детей 6-7 лет [Текст] //Системные технологии. изд Москва – 2020. – №. 10. – С. 157-164.
21. Чупрова А. А. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – 2022. – С. 407-411.
22. Фрейд, З. Запрещение, симптом и страх. Тревога и тревожность [Текст] / З. Фрейд // Под ред. В.М. Астапова.- СПб.: Питер, - 2018. -180 с.
23. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм // - М. Наука, - 2019. - 330 с.