Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга является одной из ключевых тем в нейропсихологии и нейрофизиологии. Различия в функциональности левого и правого полушарий мозга играют значимую роль в когнитивных процессах, восприятии, эмоциональной обработке и принятии решений. Левое полушарие традиционно связано с языковыми функциями, логическим и аналитическим мышлением, в то время как правое полушарие отвечает за пространственные навыки, интуицию, творческие способности и обработку эмоциональной информации. Специализация полушарий обеспечивает более эффективное выполнение различных задач и позволяет мозгу адаптироваться к широкому спектру когнитивных и поведенческих вызовов [2].
Актуальность исследования обусловлена тем, что понимание механизмов межполушарной асимметрии позволяет более точно диагностировать и лечить различные нейропсихологические расстройства. Например, нарушения в функциональной асимметрии могут приводить к таким состояниям, как афазия, апраксия и агнозия, что требует специфических терапевтических подходов для восстановления утраченных функций. Кроме того, знание о межполушарной асимметрии полезно для разработки реабилитационных программ для пациентов с повреждениями мозга, поскольку позволяет адаптировать методы лечения под индивидуальные особенности каждого пациента [13,15].
Дополнительно, понимание функциональной асимметрии полушарий мозга способствует оптимизации образовательных и профессиональных методик. В образовательной сфере это позволяет разрабатывать учебные программы, которые учитывают когнитивные и нейропсихологические особенности учеников, что способствует более эффективному обучению и развитию. Например, учитывая доминирование одного из полушарий, можно подбирать подходящие методы обучения и задания, которые способствуют развитию слабых сторон ученика и укреплению его сильных сторон [5].
В профессиональной сфере знание о функциональной асимметрии может быть использовано для профессиональной ориентации и повышения производительности труда. Например, сотрудники с выраженной правополушарной доминантностью могут быть более успешными в профессиях, требующих креативности и пространственного мышления, таких как дизайн, архитектура и искусство. В то время как левополушарные могут быть более эффективны в аналитических и логических задачах, таких как программирование, инженерия и математика.
Таким образом, исследование функциональной асимметрии полушарий головного мозга имеет широкое практическое значение и может быть полезным в различных областях, от медицины до образования и профессиональной деятельности. Это делает данную тему актуальной и значимой для современного научного и прикладного исследования, направленного на улучшение качества жизни и повышения эффективности человеческой деятельности.
Тема функциональной асимметрии головного мозга широко исследована как в отечественной, так и в зарубежной науке. Вклад таких ученых, как Александр Лурия, Николай Бехтерев, Поль Брока, Карл Вернике, Эрик Кандель и других, сформировал теоретическую и экспериментальную базу для современных исследований. Современные технологии, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и оптогенетика, существенно расширили возможности изучения структурных и функциональных аспектов межполушарной асимметрии.
Объект исследования: асимметрия полушарий головного мозга.
Предмет исследования: особенности функциональной асимметрии головного мозга в деятельности человека
Цель исследования: теоретический анализ межпредметной научной отечественной и зарубежной межпредметной литературы по проблеме функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Задачи исследования:
Теоретически обосновать проблему функциональной асимметрии головного мозга.
На основе анализа трудов межпредметной научной литературы выявить открытия и основные подходы в области изучения головного мозга.
На основе анализа межпредметной литературы выявить современные и экспериментальные подходы и технологии в области изучения головного мозга.
На основе анализа межпредметной научной литературы выявить основные функции левого и правого полушарий.
Нами проанализированы данные практической деятельности, включающие результаты экспериментов с участием различных возрастных групп и профессиональных категорий, таких как школьники и спортсмены. Был проведен анализ научной литературы межполушарной асимметрии и когнитивных функций, функциональной активности головного мозга с использованием систем ЭЭГ.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе представлен теоретический обзор истории изучения функциональной асимметрии головного мозга, включая классические и современные исследования. Вторая глава посвящена теоретико-эмпирическим подходам к проблеме анатомии и функций различных полушарий головного мозга, а также анализу экспериментальных данных, полученных автором. Работа завершается заключением, списком литературы, включающим основные источники, использованные в исследовании.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
1.1 Классические отечественные и зарубежные исследования и открытия в области изучения головного мозга
В истории российской науки имеется значительное число фундаментальных работ и прорывных открытий в сфере нейробиологии и изучения структуры, функций и механизмов работы головного мозга. Исследования российских ученых охватывают широкий спектр тематик, начиная от детального анализа нейронных связей и заканчивая комплексным пониманием когнитивных процессов. В числе наиболее значимых достижений можно выделить работы в области нейрофизиологии, которые заложили основу для понимания электрической активности нервных клеток, а также исследования в области нейропсихологии, которые способствовали разработке методов диагностики и коррекции нарушений мозговой деятельности. Результаты этих исследований не только способствовали развитию мировой науки, но и оказали значительное влияние на практическое применение в медицине, психологии и смежных областях [27].
А. Р. Лурия, один из основоположников советской нейропсихологии, значительно продвинул понимание функциональной организации головного мозга. Его исследования в области мозговых структур и их связей с когнитивными функциями проложили путь для развития методов реабилитации после мозговых повреждений [15].
Н. Бехтерев внес значительный вклад в разработку концепции рефлекторной деятельности мозга, а также исследование лимбической системы, которая играет ключевую роль в регуляции эмоций и памяти. Бехтерев также основал одно из первых в мире институтов по изучению мозга [13].
Л. Васильев известен своими работами в области психофизиологии и нейропсихологии, исследуя влияние различных факторов на психическое состояние и мозговую активность.
И. Павлов, хотя и известен в первую очередь своими исследованиями условных рефлексов, также проводил фундаментальные исследования функций больших полушарий мозга. Его теории о типах высшей нервной деятельности заложили основу для понимания индивидуальных различий в нервной системе[2].
Данные классические работы оказали значительное влияние на развитие нейропсихологии и понимание механизмов работы головного мозга, обеспечивая теоретическую и экспериментальную базу для последующих исследований в этой области.
Классические зарубежные исследования в области изучения головного мозга также включают в себя ряд выдающихся ученых и их работ.
Французский врач Поль Брок сделал одно из первых важнейших наблюдений в области нейропсихологии, обнаружив область в левом полушарии мозга, ответственную за производство речи. Открытие, сделанное врачом, подчеркнуло важность локализации мозговых функций и позже стало известно как область Брока [28].
Немецкий нейролог Карл Вернике описал область в мозге, связанную с пониманием речи, которая теперь известна как область Вернике. Его работа на мозговой модели языковых функций дополнила исследования Брока, формируя основу для понимания мозговых механизмов речи и языка [28].
Канадский нейрохирург Вильдер Пенфилд разработал методы картографирования функций головного мозга во время хирургических операций, что позволило более точно определять и избегать критически важных областей мозга. Такие методы оказались революционными в области нейрохирургии и нейропсихологии [28].
Канадский психолог Дональд Хебб предложил теорию о том, что поведенческие и когнитивные функции основаны на сетях нейронов в мозге. Концепция "клеток, которые вместе стреляют, соединяются" стала фундаментом для понимания механизмов обучения и памяти в нейронауке [28].
Американский нейробиолог Эрик Кандель изучал физиологические основы памяти, работая с морскими улитками. Исследования в области биохимических и молекулярных процессов, участвующих в хранении информации в нервной системе, принесли ему Нобелевскую премию и значительно расширили понимание нейропластичности и памяти [28].
Описанные нами исследования и открытия являются краеугольными камнями в изучении функций головного мозга и продолжают вдохновлять современные исследования в области нейропсихологии и нейронаук.
1.2. Современные подходы и технологии в области изучения головного мозга
В современной нейронауке исследования головного мозга охватывают множество передовых технологий и методологий, которые расширяют наше понимание сложных мозговых процессов и механизмов.
Современные техники нейровизуализации, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и диффузионная тензорная визуализация (ДТВ), играют ключевую роль в изучении структурных и функциональных аспектов мозга на микроскопическом и макроскопическом уровнях. Диагностические методы предоставляют уникальные возможности для исследования мозговой активности, структуры нервных волокон, а также метаболических процессов, что является достаточно важным для изучения патогенеза и разработки лечебных стратегий для таких заболеваний, как деменция, шизофрения и депрессия[8,14].
Функциональная магнитно-резонансная томография позволяет отслеживать кровоток в мозге, который увеличивается в областях с повышенной нейронной активностью. В свою очередь, фМРТ представляет собой незаменимый инструмент для изучения мозговой функции, особенно в задачах, связанных с когнитивной и эмоциональной обработкой информации. Применение ФМРТ в исследованиях когнитивных функций и расстройств, таких как аутизм и Альцгеймера болезнь, предоставило значительные данные о функциональных изменениях в нейронных сетях, связанных с этими состояниями [14].
Позитронно-эмиссионная томография используется для картографирования метаболических процессов в мозге путём введения радиоактивно меченых молекул. ПЭТ особенно полезен для изучения метаболизма глюкозы и распределения нейротрансмиттеров, что помогает выявлять дисфункциональные области мозга в ходе развития нейродегенеративных заболеваний. Данный метод находит применение в клинических исследованиях, направленных на оценку эффективности новых фармацевтических препаратов[14,22].
Диффузионная тензорная визуализация специализируется на изображении микроструктуры белого вещества мозга, позволяя визуализировать и количественно оценивать целостность нейронных трактов. Что важно для исследования структурной сетевой архитектуры мозга и понимания механизмов, лежащих в основе когнитивных нарушений и моторных расстройств, таких как рассеянный склероз и болезнь Паркинсона[14].
Методы нейровизуализации обеспечивают мощные инструменты для нейронаук, позволяя исследователям изучать структурную и функциональную организацию мозга на новом уровне детализации. Прогресс в этой области способствует разработке целевых терапевтических подходов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Нейрообразование в контексте нейронауки: возможности и технологии // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. №1.
2. Баулина М.Е. Нейропсихология : учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с.
3. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб: Речь, 2015
4. Борисевич А. И. и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека. – ВШ, 1990.
5. Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. – М. : Медицина, 1988. – 240 с.
6. Булгакова С. В., Романчук Н. П., Волобуев А. Н. Новая личность и нерокоммуникации: нейрогенетика и нейросети, психонейроэндокринология, 5Р медицина и 5G технологии // Бюллетень науки и практики. 2021. №8.
7. Визель, Т. Г. Основы нейропсихоло гии : учебник для вузов / Т. Г. Визель. — Москва, 2021. — 384 с
8. Гайтон, А. К. Медицинская физиология / А. К. Гайтон, Дж. Э. Холл / пер. с англ.; под ред. В. И. Кобрина. – М. : Логосфера, 2020. – 1296 с.
9. Гуляев С.А. Электроэнцефалография и исследования функциональной активности головного мозга // Русский журнал детской неврологии. 2021. №4.
10. Ерофеев А. И. и др. Оптогенетика–новый метод исследования нейрональной активности //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Физико-математические науки. – 2015. – №. 3 (225). – С. 61-74.
11. Карпеченко Е. И. Межполушарная ассиметрия основных ритмов электроэнцефаллограммы человека //Молодежный инновационный вестник. – 2023. – Т. 12. – №. S2. – С. 587-590.
12. Кулешова, Е. П. Оптогенетика - новые возможности для электрофизиолога / Е. П. Кулешова // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2017. – Т. 67, № 5. – С. 18-31. – DOI 10.7868/S0044467717050033. – EDN ZMQFAL.
13. Курдюкова, Н. А. Нейропсихология : учебное пособие для вузов / Н. А. Курдюкова, Т. В. Коростелева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
14. Левашов О. В. Современные подходы к изучению функциональной асимметрии полушарий мозга //Асимметрия. – 2012. – Т. 6. – №. 4. – С. 40-50.
15. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. уч реждений высш. проф. образования / А.Р.Лурия. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2023. — 384 с.
16. Пономарева, Т. В. Становление функциональных асимметрий в раннем онтогенезе дисс... на соис. уч. ст. к-та биол. наук. 03.03.01. - Краснодар 2010.
17. Пятин В. Ф., Маслова О. А., Романчук Н. П., Волобуев А. Н., Булгакова С. В., Романов Д. В., Сиротко И. И. Нейровизуализация: структурная, функциональная, фармакологическая, биоэлементологии и нутрициологии // Бюллетень науки и практики. 2021. №10.
18. Романчук Н. П. Мозг Homo Sapiens XXI века: нейрофизиологические, нейроэкономические и нейросоциальные механизмы принятия решений // Бюллетень науки и практики. 2021. №9.
19. Савватеева-Попова Е. В., Никитина Е. А., Медведева А. В. От нейрогенетики к нейроэпигенетике //Генетика. – 2015. – Т. 51. – №. 5. – С. 613-613.
20. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. – " Издательство"" Проспект""", 2015.
21. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Генезис, 2023. – 319 с
22. Сидоров П. И. Нейроэпигенетика в методологии и технологической платформе ментальной медицины // Экология человека. 2018. №5.
23. Степанкина Е.В. Основы нейропсихологии (методическое пособие для практических занятий) / Сост.: Е. В. Степкина, Н. А. Федоркина. – Волгоград. 2022 – 23 с.
24. Фомина, Е. В. Функциональная асимметрия мозга и адаптация человека к экстремальным спортивным нагрузкам дисс... на соис. уч. ст. д-ра биол. наук. 03.00.13. - Тюмень 2006.
25. Хачатурова И. Э. Функциональные ассиметрии у спротсменов, специализирующихся в пулевой стрельбе Автореф. дисс.на соис. уч. ст. к-та биол. Наук 03.03.01. Краснодар – 2012.
26. Шатская О. В., Бондарчук Т. П. Экспериментальное исследование проявления функциональной межполушарной асимметрии мышления школьников // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. №2-4.
27. Юров Ю.В. Основы нейропсихологии : учебно-методическое пособие / Ю.В. Юров. – Воронеж: ВГПУ, 2020. – 63 с.
28. Akers B. A Textbook Citation Analysis of Who’s Who in the History of Psychology. – 2017.
29. Deisseroth, K. (2015). Optogenetics: 10 years of microbial opsins in neuroscience. Nature Neuroscience, 18(9), 1213-1225.
30. Fenno, L., Yizhar, O., & Deisseroth, K. (2011). The development and application of optogenetics. Annual Review of Neuroscience, 34, 389-412.
31. Grahn, P.J., Mallory, G.W., & Berry, B.M. Neuromodulation of neural circuits: back to the future. Trends in Neurosciences, 2019. 42(6), 385-397.
32. Lebedev, M. A., & Nicolelis, M. A. L. (2006). Brain-machine interfaces: past, present and future. Trends in Neurosciences, 29(9), 536-546.
33. McClelland, J.L., McNaughton, B.L., & O'Reilly, R.C. Why there are complementary learning systems in the hippocampus and neocortex: Insights from the successes and failures of connectionist models of learning and memory. Psychological Review, 2020. 102(3), 419-457.
34. Nijboer, F., van de Laar, B., Gerritsen, S., Nijholt, A., & Poel, M. (2011). Usability of three electroencephalogram headsets for brain-computer interfaces: A within subject comparison. Interacting with Computers, 23(6), 523-531.
35. Pfurtscheller, G., & Neuper, C. (2001). Motor imagery and direct brain-computer communication. Proceedings of the IEEE, 89(7), 1123-1134.
36. Silver, R.A., Traynelis, S.F., & Cull-Candy, S.G. Rapid-time-scale synaptic plasticity: mechanisms and functional roles. Neuron, 2018, 75(5), 728-739.
37. Surovyatkina, Eugene & Deryagina, Larissa & Kosyginа, Svetlana & Anikeeva, Natalya. (2017). Влияние межполушарной функциональной ассиметрии головного мозга на перцептивные процессы человека. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem). 8. 136. 10.12731/2218-7405-2017-11-136-148.
38. Tye, K. M., & Deisseroth, K. (2012). Optogenetic investigation of neural circuits underlying brain disease in animal models. Nature Reviews Neuroscience, 13(4), 251-266.
39. Wolpaw, J. R., & Wolpaw, E. W. (Eds.). (2012). Brain-Computer Interfaces: Principles and Practice. Oxford University Press.