Фрагмент для ознакомления
2
Детская журналистика сейчас переживает возрождение в лучших российских традициях. Редакторы новых периодических изданий имеют прекрасный пример в виде большого количества русских изданий конца XVIII - XX веков.
Детская полиграфия - самостоятельная составляющая всей медиасистемы. Его специфика определяется ярко выраженной возрастной ориентацией на детскую аудиторию. В этом контексте детская журналистика использует особые, уникальные приемы изображения действительности, свои средства выразительности, формы и способы контакта с аудиторией.
Являясь важным компонентом системы воспитания детей и молодежи, детская пресса активно взаимодействует как с другими компонентами средств массовой информации, ориентированными на детей (детское телевидение, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, участвующими в педагогическом процессе (образование, наука).
Качественно новая информационная ситуация, сложившаяся в последние годы, заставила детскую журналистику еще раз осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить свою специфику [18].
Формирование и развитие современных детских газет и журналов произошло в последние годы последнего десятилетия ХХ века. В 1986 году, по данным Всероссийской книжной палаты, действовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 1996 году - 40 газет и более 80 журналов.
Главным фактором, определявшим тип всех детских изданий, был характер аудитории, для которой они были предназначены. Возрастные особенности юной аудитории и особенности работы с каждой возрастной группой определили появление 4 видов детских изданий. Это публикации для:
дошкольников («Новая игрушечка», «Веселые картинки»),
младших школьников («Поиграем в сказку»),
подростков («Пионерская правда», «Глагол», «Пионер», «Юный натуралист»),
старшеклассников.
В зависимости от возраста, для которого предназначалось издание, редакция определяла содержание, структуру, форму и объем.
Издания для детей дошкольного возраста в доступной, яркой и запоминающейся форме рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, развивают разговорные навыки, учат считать и писать. Обычно они охватывают сквозную тему.
Издания для младших школьников более сложны: они включают в себя несколько разделов, посвященных разным темам.
В изданиях для молодежи разной тематики можно увидеть процесс дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у детей возникает потребность в знаниях, они выходят за рамки школьной программы и развивают интерес к различным сферам деятельности - науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и т. д.
В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество наименований, анализирующих сложную область человеческих отношений, морально-нравственных проблем современного общества [19].
По своему целевому назначению детские издания делятся на 3 основные группы:
информативно-публицистическая, цель которой - информировать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на осознанный выбор средств решения социальных, производственных и других проблем («Пионерская правда», «Глагол»),
издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствующие духовному просвещению, развлекательные, имеющее гедонистическую функцию, способствующее расслаблению и релаксации.
Существует также небольшая группа изданий, которые по своему прямому назначению больше тяготеют к художественным изданиям и участвуют в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах есть и язык, популяризирующий литературу, искусство и историю. Большинство детских изданий созданы по принципу «развлекательно-обучающее». Они широко используют игровые формы.
По характеру информационные издания детской печати универсальные и много тематические; традиционные и юнкоровские.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алиева, А. Ш. Актуальные вопросы детских и молодежных медиацентров / А. Ш. Алиева, Л. М. Джалилова. - Текст : непосредственный // Юный ученый. - 2024. - № 3 (77). - С. 237-238.
2. Альшевская, А. О. Основные каналы реализации детской книги в Сибири и на Дальнем Востоке / А. О. Альшевская, - Текст: непосредственный // Гуманитарные науки в Сибири. - 2018. - № 4. - С. 62-66.
3. Баканов, Р. П. Игровая журналистика в современном российском медиапространстве: проблематика и функциональное разнообразие / Р. П. Баканов. - Текст: электронный // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева - 2018: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-zhurnalistika-v-sovremennom-rossiyskom-mediaprostranstve-problematika-i-funktsionalnoe-raznoobrazie (дата обращения: 04.05.2024).
4. Беляков, Н. И. Влияние СМИ на ценностные ориентации и образ жизни российской молодежи // Электронный научный журнал. 2016. № 5 (8). С. 210-215.
5. Белькова, А. Е. Специфика социальных функций детских периодических изданий как типоформирующий признак / А. Е. Белькова, Т. С. Певцова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 3 (107). - С. 1122-1125.
6. Грушина, А. А. Влияние СМИ на личность подростка / А. А. Грушина, М. В. Данилова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 3 (189). - С. 162-164.
7. Деточенко, Л. С. Функции средств массовой информации для молодежной аудитории: по материалам социологического исследования // Теории и проблемы политических исследований. 2016. Том 5. № 5А. С. 35-43.
8. Ивченков, С. Г. Ценностные ориентиры и их влияние на восприятие патриотизма у молодёжи / С. Г. Ивченков, Е. В. Сайганова // Вестник Института социологии. 2020. № 2. С.106-125.
9. Корочкова, С. А. Реализация культурно-образовательной функции журналистики через призму детских и подростковых передач на российском телевидении / С. А. Корочкова. - Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. - С. 59-62.
10. Лазутина, Г. В., Журналистика в информационном поле современной России [Электронный ресурс] / Лазутина Г.В. - М. : Аспект Пресс, 2018. - 176 с.
11. Ляпкина, Т. Ф. Конструирование и репрезентация идентичности в масс-медиа // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. Вып. 2. С. 286-294.
12. Магун, В. С. Динамика базовых ценностей российского населения: 2006-2018 / В. С. Магун, М. Г. Руднев; Отв. ред. М.К. Горшков // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций. Междунар. науч. конф. Сб. материалов. М., 2019. С. 651-653.
13. Московкина, Ю. Ю. Новые медиа как средства массовой информации / Ю. Ю. Московкина // Молодой ученый. - 2018. - № 52 (238). - С. 239-241.
14. Муратова, Э. С. Функции и особенности игровых СМИ / Э. С. Муратова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 3 (345). - С. 254-256.
15. Пондякова, И. Р. Исследование интернет-каналов продвижения и распространения детских изданий на российском рынке (на примере издательских домов «Самокат» и «Поляндрия») / И. Р. Пондякова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 13 (460). - С. 114-119.
16. Профессиональная этика журналиста (включая аксиологию журналистики): методические указания к практическим занятиям и СРС/ Юго-Зап. гос. ун-т; сост. О.В. Лагутина, Е.А. Беспаловой, Курск, 2017. 75 с.
17. Сидоров, В. А. Аксиология журналистики : учебное пособие / Сидоров В.А.. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2019. - 204 c.
18. Смородинова, М. В. Анализ журналов для детского чтения (по материалам опроса московских школьников) / М. В. Смородинова, З. Ф. Епифанова. - Текст : непосредственный // Школьная педагогика. - 2019. - № 1 (14). - С. 48-49.
19. Теплицкая, А. А. Детский научно-познавательный журнал как социально значимый государственный проект / А. А. Теплицкая. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 1007-1010.
20. Штильников, Д. Е. Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодёжи / Д. Е. Штильников. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар : Новация, 2017. - С. 26-31.
21. Юрчик, Р. Ю. Полярность психологического воздействия средств массовой информации на развитие современной молодежи / Р. Ю. Юрчик, О. М. Назарова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 13 (147). - С. 217-219.