Фрагмент для ознакомления
2
Своевременность рассмотрения административного дела подразумевает соблюдение участниками административного процесса предусмотренных законодательством процессуальных сроков.
Процессуальный срок необходимо рассматривать как период времени, который установлен в нормах законодательства либо определен непосредственном судом, в течение которого имеется право совершить процессуальные действия. Необходимо подчеркнуть, что процессуальные сроки устанавливаются непосредственно судом при вынесении решения.
О значении такого института гражданского процессуального права как восстановление пропущенного процессуального срока говорить однозначно не представляется возможным. Восстановление пропущенного срока является гарантией надлежащей защиты лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются принятым решением суда, предоставляя им возможность обжаловать судебный акт.
Суды при каждом рассмотрении заявления о восстановлении пропущенного срока исследуют уважительность причин пропуска такого срока, их объективность, степень вины заявителя, а также действия суда первой инстанции.
Большая загруженность и нехватка кадров являются причиной несвоевременного направления копий решений лицам, участвующим в деле, что нарушает право граждан на разумный срок судопроизводства.
В соответствии с ч. 2 ст. 295 КАС РФ право апелляционного обжалования решения суда по административным делам принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле .
В ходе судебного разбирательства выступает судья докладчик, заслушиваются объяснения лиц участвующих в деле, их представителей, при наличии соответствующих ходатайств оглашает имеющиеся в деле доказательства, осуществляется исследование имеющихся и новых доказательств, если они были приняты судом на данной стадии .
Анализ практики суда апелляционной инстанции позволяет сделать вывод о том, что им часто выявляются нарушения в ходе рассмотрения административных дел.
Так, например, было отменено определение Ленинского районного суда г. Саранска о нарушении правил подсудности рассмотрения дела.
Право выбора подсудности может определяться административным истцом как местом нахождения публичного органа, так и местом совершения необходимых действий.
В частной жалобе административный истец К. просила определение суда отменить. В обоснование частной жалобы указала, что в силу закона она имеет право выбора подсудности, в связи с чем, она выбрала общее правило подсудности - по месту нахождения органа местного самоуправления.
Возвращая административное исковое заявление К., районный суд исходил из неподсудности дела Ленинскому районному суду г. Саранска Республики Мордовия, в связи с тем, что полномочия Администрации городского округа Саранск, распространяются на территорию всего г. Саранска, следовательно, ремонт дорожного асфальтового покрытия проезжей части к многоквартирным домам по ул. Сущинского. То есть исходя из места нахождения приведенного объекта недвижимости Октябрьским районным судом г. Саранска Республики Мордовия .
Таким образом, поскольку в соответствии с указанными разъяснениями право выбора подсудности принадлежит административному истцу, который настаивает на рассмотрении иска в Ленинском районном суде г. Саранска Республики Мордовия по месту нахождения органа, совершившего оспариваемое действие (бездействие), вывод суда о подсудности настоящего спора Октябрьскому районному суду г. Саранска Республики Мордовия.
Следующей стадией административного судопроизводства является пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке кассационного и надзорного производства.
Кассационное производство - это урегулированное соответствующими нормами КАС РФ (гл. 35) общественное отношение, возникающее в связи и по поводу проверки вышестоящим судом законности вступивших в законную силу судебных постановлений суда первой, апелляционной инстанции .
Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора регламентирован главой 36 КАС РФ.
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ, срок обжалования составляет три месяца.
Принятая надзорная жалоба, представление рассматриваются Верховного Суда РФ по существу в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей Верховного Суда РФ определения о принятии жалобы, представления к производству.
По результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления с административным делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление, которое вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит .
Таким, образом, анализ положений КАС РФ позволяет предположить, что производство по административному делу является разновидностью юридического процесса с наличием характерных для последнего свойств, таких как стадийность и временная определенность.
2.3. Тенденции действующего законодательства
Административное судопроизводство согласно ст. 3 КАС РФ имеет направленность на защиту прав, свобод и интересов лиц и организаций, которые принимают участие в сфере публичных и административных правоотношений.
В КАС РФ в статье 1 достаточно четко регламентирован перечень административных дел, которые подведомственны судам. Так, могут быть рассмотрены дела о полном и частичном оспаривании нормативно-правовых актов, решение органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов; решения некоммерческих организаций, которые наделяются некоторыми государственными полномочиями, в том числе и решения квалификационных коллегий судей. Также могут рассматриваться спорные моменты по вопросу принятия квалификационного экзамена на должность судей; защиты избирательных прав лиц, связанных с участием в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации. Подлежат разбору дела, предусматривающие компенсацию лицам за нарушение судопроизводства в разумный срок, в том числе и неисполнение судебного решения; связанные с политическими партиями и иными некоммерческими организациями, которые приостанавливают или прекращают свою деятельность; со средствами массовой информации и возможности прекращения их деятельности; имеется необходимость взыскания денежных средств с физических лиц как своего рода санкция за оплату обязательных платежей; имеется необходимость разрешить вопрос о помещении иностранного гражданина, которое будет подвержено депортации в специальное учреждение на определенный период времени; принудительной госпитализации лица психиатрическую медицинскую организацию, либо продление срока его пребывания там; необходимость без добровольного согласия лица помещение в противотуберкулезную организацию или медицинское учреждение непсихиатрического профиля.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lwaras9gur528868108.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2024) . URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/?ysclid=lwarcrh3uu918145601.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 06.04.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/?ysclid=lwardlh9uu739382673.
4. О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сент. 2016 г. № 36 // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 2016. № 11.
5. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия № 33а-1851/2022. URL: https://actofact.ru/case-13OS0000-33a-1851-2022-2022-08-31-0-1/?ysclid=lwkd16vdcb56373228.
6. Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ковылкинского района Республики Мордовия от 27.01.2023 г. № 5-23/2023. URL: https://sudact.ru/magistrate/court/reshenya-sudebnyi-uchastok-no-2-kovylkinskogo-sudebnogo-raiona-respublika-mordoviia/?ysclid=lwkcsax3wx603500117.
7. Агапов А. Б. Административное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов / А. Б. Агапов. – 12-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 492 с.
8. Агапов А. Б. Субъекты административного права : учебное пособие для вузов / А. Б. Агапов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 268 с.
9. Административное право : учебник для вузов / А. В. Зубач [и др.] ; под общей редакцией А. В. Зубача. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 530 с.
10. Административное право России : учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.] ; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 484 с.
11. Волков А.М. Административное право: учебник для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 459 с.
12. Глуздак Г. Н. О правовом регулировании признания недопустимыми доказательств по делам об административных правонарушениях / Г. Н. Глуздак // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. – 2022. – № 4(51). – С. 12-17.
13. Двойнос К. Л. Правовая характеристика относимости как критерия оценки доказательств по делам об административных правонарушениях / К. Л. Двойнос // Студенческий вестник. – 2022. – № 32-1(224). – С. 58-60.
14. Дерюга Н. Н. Оценка доказательств по делам об административных правонарушениях / Н. Н. Дерюга, А. Н. Дерюга // Административное право и процесс. – 2023. – № 8. – С. 14-17.
15. Закопырин В. Н. Допустимость словесных доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях / В. Н. Закопырин // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 2(165). – С. 105-106.
16. Мигачев Ю. И. Административное право : учебник для среднего профессионального образования / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 456 с.
17. Филипова О. А. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях и уголовном процессе / О. А. Филипова, О. В. Дербина // Закон и право. – 2021. – № 3. – С. 180-182.
18. Черенков А. Н. Проблемные вопросы сбора доказательств по делу об административном правонарушении / А. Н. Черенков // МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 25 апреля 2021 года. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и Просвещение", 2021. – С. 120-122.
19. Щеглов Р. П. Теоретические проблемы, связанные с получением отдельных видов доказательств по делам об административных правонарушениях / Р. П. Щеглов, И. В. Красунов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. – 2022. – № 1(61). – С. 127-131.
20. Щекина Д. С. Электронные доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях / Д. С. Щекина // E-Scio. – 2023. – № 3(78). – С. 599-604.