Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время Банк России выполняет ряд функций и задач, в том числе по управлению и регулированию деятельности субъектов финансового рынка. Так, различные сферы финансового рынка напрямую зависят от деятельности Банка России, поскольку должны соблюдать принципы регулирования, разработанные Центральным банком Российской Федерации. К таким принципам относятся запрет на накопление рисков участниками финансового рынка, конкуренция и финансовая стабильность. Соблюдение этих основополагающих принципов способствует созданию благоприятной среды для развития финансовых рынков.
В соответствии с глобальными реформами финансового регулирования в 2013 году Центральный банк Российской Федерации получил статус нового финансового мегарегулятора. Эти изменения были предприняты в целях обеспечения стабильности финансового рынка, создания интегрированной надзорной среды и формирования единой стратегии развития финансового рынка. Инициатива по созданию в России финансового мегарегулятора, одобренная Президентом РФ, была направлена на снижение административной нагрузки на участников финансового рынка; 1 сентября 2013 года функции упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам были переданы Банку России, однако введение финансового мегарегулятора встретило общественное неприятие. Так, например, отмечалось, что в период реорганизации может снизиться эффективность надзора за страховыми компаниями и рынком ценных бумаг и возникнуть риск утраты специфических особенностей банковского, страхового рынков и рынка ценных бумаг.
Сегодня финансовые технологии являются важным фактором развития финансовых рынков. Центральный банк Российской Федерации как финансовый мегарегулятор действует в рамках создания национальной технологической инфраструктуры для финансового сектора, а также отвечает за борьбу с киберпреступностью.
Банк России выступает в качестве основного звена российской государственной банковской системы. Как регулятор банковской системы Банк России преследует цели расширения денежного обращения, обеспечения устойчивости национальной валюты и развития банковской системы государства.
Возвращаясь к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», необходимо отметить принцип независимости как важнейший элемент правового статуса Банка России. В соответствии с этим принципом Центральный банк Российской Федерации функционирует как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом на обращение и выпуск денег. Следует отметить, что Банк России не является государственным учреждением, но его полномочия связаны с функциями государственного учреждения [1].
Хотя уставный капитал Банка России находится в федеральной собственности, финансовая независимость Банка России проявляется в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Тем не менее Центральный банк обладает имущественной независимостью и фискальной автономией.
Необходимость создания мегарегулятора возникла по ряду причин, в том числе из-за нестабильности финансового сектора. Для снижения системных рисков на финансовых рынках и защиты интересов вкладчиков и кредиторов необходимо было поддерживать устойчивое финансовое положение отдельных институтов финансового сектора [4].
Согласно мировой практике, создание финансового мегарегулятора напрямую связано с тем, что постоянно диверсифицирующийся спектр финансовых продуктов и услуг требует адекватного регулирования.
Одной из предпосылок создания финансового мегарегулятора в России стало существование формального подхода к регулированию финансового рынка без учета природы субъекта, что привело к одновременному участию многих номинальных компаний в так называемых серых схемах, которые должны были соответствовать требованиям регулятора. Другими предпосылками для создания мегарегулятора в лице Банка России стали недостаточное правовое обеспечение деятельности субъектов финансового рынка и отсутствие единого центра управления, координирующего усилия по регулированию финансового рынка.
Наличие единых надзорных стандартов и методик, применимых ко всем участникам финансового сектора, отражает положительный эффект от деятельности финансового мегарегулятора, однако для создания эффективной системы надзора за финансовыми рынками, учитывающей текущие и будущие риски, необходимо повышать качество этих стандартов регулирования и надзора.
Неразвитость отечественного финансового сектора, напрямую влияющего на развитие национальной экономики, привела к созданию финансового мегарегулятора в лице Банка России. Банк России отвечает за управление и регулирование всех секторов финансового рынка, включая банковскую систему, страхование, коллективные инвестиции, пенсионные накопления, рынки ценных бумаг и микрофинансирование. В частности, он отвечает за инфраструктуру финансового рынка, такую как рейтинговые агентства и фондовые биржи.
Поскольку распределение функций по надзору, контролю и регулированию финансового сектора между федеральными министерствами и ведомствами не дало эффективных результатов, основной целью создания финансового регулятора в лице Банка России стало обеспечение стабильности финансового сектора.
С получением нового статуса Банк России расширил не только свои полномочия, но и задачи. В стратегическом документе Банка России «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022, 2023 и 2024 годы» четко обозначены основные цели и задачи Банка России как финансового регулятора. До создания финансового регулятора в России перед Центральным банком стояли задачи по развитию банковского сектора и государственной платежной системы Российской Федерации, обеспечению устойчивости рубля; после получения нового мандата в 2013 году задачи Банка России были дополнены, например, обеспечением развития и стабильности финансового рынка.
Соответственно, расширение задач привело и к расширению полномочий Банка России, что оказало существенное влияние на внутреннюю структуру органа управления. Так, например, увеличилось количество членов Совета директоров (с 12 до 14) и расширились его полномочия. Срок полномочий Председателя Банка России был увеличен с четырех до пяти лет, а также был создан новый орган - Комиссия по финансовому надзору [2].
Кардинальные изменения в финансовом секторе закономерно привели к появлению новых стратегически важных целей и задач Банка России как финансового мегарегулятора. Использование инструментов финансового рынка для повышения уровня жизни населения, содействие экономическому росту путем предоставления участникам экономики конкурентного доступа к долговому и долевому финансированию, создание благоприятных условий для совершенствования финансового пространства - таковы цели финансового мегарегулятора, основные задачи, поставленные перед Центральным банком и утвержденные Советом управляющих Центрального банка Российской Федерации в феврале 2019 года. Реализуя свои цели и задачи, Банк России следует определенным четким принципам. Так, принципы развития финансового рынка на основе свободной конкуренции и доверия отражают цель развития современных рыночных отношений, при этом Банк России предоставляет субъектам финансового сектора возможность повышать качество своих продуктов и услуг, оказывая поддержку только в случае системных проблем, которые участники финансового рынка не могут решить самостоятельно, и учит более рационально распределять финансовые ресурсы.
Принцип приоритета интересов потребителей финансовых услуг отражает цель повышения благосостояния граждан, достижение которой требует немалых усилий, поскольку ее последствия напрямую отражаются на социально-экономической жизни населения (потребителей) [3]. Особого внимания заслуживает принцип деятельности Банка России как финансового мегарегулятора - выработка решений, учитывающих затраты и издержки участников финансового рынка. С этой целью Банк России при взаимодействии с поднадзорными финансовыми организациями будет расширять использование новейших цифровых технологий (SupTech и RegTech), способствующих снижению издержек финансовых организаций, либо вводить новые меры в течение шести месяцев после публикации тех нормативных документов, которые требуют нового регулирования. Реализация подхода. Данные принципы, лежащие в основе деятельности Банка России, имеют большое значение, поскольку позволяют привести политику Банка в соответствие с поставленными целями.
Наделение Банка России полномочиями финансового мегарегулятора связано не только с необходимостью обеспечения стабильности и устойчивости финансового рынка, но и с политической ситуацией в нашей стране. Ведь до создания финансового мегарегулятора на базе Центрального банка Российской Федерации в нашей стране не было такого института, который бы полностью отвечал за управление и минимизацию макрофинансовых и системных рисков. Сфера регулирования Банка России была расширена и теперь охватывает все некредитные финансовые организации. В связи с этим изменились и его стратегические цели.
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
С 1 сентября 2013 года в России начал работу мегарегулятор финансового рынка в лице Банка России. Новые полномочия, предоставленные Банку России, расширили цели его деятельности.
В дополнение к ранее установленным целям (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление российской банковской системы, обеспечение устойчивости и развитие государственной платежной системы) были добавлены две новые цели. Для того чтобы Банк России мог практически реализовать свою функцию мегарегулятора финансового рынка, ему был предоставлен ряд новых полномочий, ранее осуществлявшихся Федеральной службой по финансовому контролю Российской Федерации. - Банку России переданы полномочия Службы финансового контроля РФ по нормативно-правовому регулированию финансового рынка (он не имеет права вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, проекты нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ) - Банк России осуществляет полномочия по контролю и надзору за некредитными финансовыми организациями. В связи с новыми полномочиями Банка России изменилась и внутренняя структура его органов управления.
Во-первых, состав и полномочия Совета директоров Банка России были увеличены с 12 до 14 членов. Во-вторых, срок полномочий Председателя Банка России был увеличен до пяти лет с четырех лет ранее. В-третьих, был создан новый постоянно действующий орган - Совет финансового надзора (по аналогии с Советом банковского надзора) для осуществления Банком России функций регулирования, контроля и надзора на финансовых рынках. В-четвертых, был повышен статус Государственного банковского совета (теперь - Государственный финансовый совет) [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.04.1996 г. № 17, ст. 1918.
2. Аганина Р.Н. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р. Н. Аганина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева и др.; отв. ред. И. В. Ершова. М.: Проспект, 2017 -848 с.
3. Белицкая В.А. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А. В. Белицкая, В. С. Белых, О. А. Беляева и др.; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376с.
4. Берзона Н.И. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.
5. Богачев, С.В. Система показателей оценки эффективности банковского надзора / С.В. Богачев, Е.Г. Плотникова, А.С. Киризлеева // Банковское дело. — 2022. — № 8. — С. 28–35.
6. Бочарова, Н.Н. Банковский контроль и надзор на современном этапе: проблемы правового регулирования / Н.Н. Бочарова // Современный юрист. — 2020. —№ 4(33). — С. 62–73.
7. Быканова Н.И. // Экономика. Информатика. — 2023. — Т. 50, № 1. — С. 113–121.
8. Ваганова, О.В. Гармонизация концептуальных подходов к трактовке понятий «банковский контроль» и «банковский надзор» / О.В. Ваганова, Н.С. Мельникова
9. Гварлиани, Т.Е. Развитие банковского регулирования и надзора в Российской Федерации / Т.Е. Гварлиани, М.А. Пашина, А.Л. Пашина // Sochi Journal of Economy. — 2022. — Т. 16, № 1. — С. 11–20.
10. Жираковская, П.Ю. Система банковского надзора и внутреннего контроля в деятельности коммерческих банков в Российской Федерации / П.Ю. Жираковская // Фундаментальные науки и современность. — 2020. — № 2(35). — С. 7–20.
11. Киризлеева, А.С. Основы формирования эффективного банковского надзора в современных условиях развития / А.С. Киризлеева, Е.В. Чирах // Друкеровский вестник. — 2019. — № 6(32). — С. 97–107.
12. Маркелова, К. С. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / К. С. Маркелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57551/ (дата обращения: 05.05.2024).
13. Михайленко М.Н. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Михайленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 326 с.
14. Меркулова, И.В. Сущность банковского надзора и административной ответственности кредитных организаций на рынке банковских услуг /И.В. Меркулова, Ю.А. Газарян // Аллея науки. — 2019. — Т. 2, № 4(31). —С. 262–269.
15. Миронов, В.А. Банковский надзор в современных условиях / В.А. Миронов // Синергия Наук. — 2021. — № 62. — С. 313–320.
16. Омариева, К.А. Проблемы и перспективы развития банковского надзора РФ в современных условиях / К.А. Омариева, П.Г. Исаева // Финансы и кредит. —2020. — Т. 26, № 6(798). — С. 1283–1296.
17. Чирах, Е.В. Банковский надзор и его роль в развитии кредитной системы государства / Е.В. Чирах // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». — 2019. — № 4(16). — С. 217–228.