Фрагмент для ознакомления
2
Преимущества и недостатки стратегического планирования
Основным преимуществом стратегического планирования является большая степень обоснованности плановых показателей, большая вероятность реализации запланированных сценариев развития событий.
Нынешние темпы изменений в экономике настолько быстры, что стратегическое планирование кажется единственным способом формально предсказать будущие проблемы и возможности. Он предоставляет высшему руководству компании средства для создания долгосрочного плана, обеспечивает основу для принятия решений, помогает снизить риски при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и руководителей компании. [7]
В отечественной практике управления бизнесом стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран это становится скорее правилом, чем исключением [1].
Характеристики стратегического планирования:
должно быть дополнено действующим;
стратегические планы разрабатываются ежегодно на собраниях высшего руководства компании;
годовая разработка стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);
Большинство западных компаний считают, что механизмы стратегического планирования необходимо совершенствовать.
Помимо очевидных преимуществ, стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения и лишают его универсальности при решении любой экономической задачи.
Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования
1. Стратегическое планирование не дает и не может по своей природе дать подробное описание будущего. Что он может дать, так это качественную характеристику состояния, к которому компания должна стремиться в будущем, какое положение она может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос – выживет ли компания в условиях кризиса. конкурс.
2. В стратегическом планировании отсутствует четкий алгоритм разработки и реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса. Поэтому конкретные инструменты во многом зависят от личных качеств конкретного менеджера, и в целом стратегическое планирование представляет собой симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, умения менеджера вести бизнес к стратегическим целям.
Цели стратегического планирования достигаются за счет следующих факторов: высокий профессионализм и креативность сотрудников; тесная связь организации с внешней средой; обновления продукта; улучшить организацию производства, труда и управления; реализация текущих планов; вовлечение всех сотрудников компании в реализацию целей и задач компании.
Процесс стратегического планирования для его реализации требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным долгосрочным планированием. Это связано с ужесточением требований к стратегическому плану. Она должна быть гибкой и реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Количество сотрудников, занимающихся стратегическим планированием, выше, чем долгосрочным планированием.
Негативные последствия ошибок в стратегическом планировании, как правило, гораздо серьезнее, чем при традиционном долгосрочном планировании. Последствия неправильного прогнозирования особенно трагичны для компаний, занимающихся безальтернативной экономической деятельностью. Высокую степень риска при долгосрочном планировании можно объяснить сферами производственно-хозяйственной деятельности, в которых принимаются решения о выпускаемой продукции; инвестиционные направления; новые возможности для бизнеса и т. д.
Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т.е. этот эффект может быть достигнут не за счет планирования, а за счет стратегического управления, ядром которого является стратегическое планирование. А это предполагает, прежде всего, создание в компании организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, системы трудовой мотивации, гибкой организации управления и т. д. [8]
Поэтому создание подсистемы стратегического планирования на конкретном предприятии должно начинаться с приведения в порядок системы управления, повышения общей культуры управления, укрепления исполнительской дисциплины, улучшения обработки данных и т. Д. В связи с этим стратегическое планирование – не панацея от всех проблем управления, а просто одно из средств.
2.3. Проблемы и трудности внедрения стратегического планирования в российских компаниях
Стратегическое планирование как метод управления пока не получило широкого распространения в российских компаниях. Менеджеры крупных компаний, столкнувшись со всеми трудностями управления в условиях неопределенности, в большей степени осознают необходимость системной разработки стратегии развития, тогда как менеджеры небольших компаний сосредотачивают все свое внимание на текущих доходах, не беспокоясь всерьез о проблемах экономического развития. будущее. Так или иначе, даже менеджеры, полностью осознавшие необходимость стратегического планирования, не во всех случаях правильно подходят к осуществлению и организации этого процесса.
Эффективность и результативность процесса стратегического планирования во многом определяются организационными факторами, такими как правильное определение функций и задач отдела стратегического планирования, хорошая корпоративная культура и эффективность процессов управления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов, Владимир Системные принципы стратегического планирования. Кластерный подход / Владимир Агафонов. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2018. - 572 c.
2. Адлер, Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий: моногр. / Ю.П. Адлер, Е.В. Маркова, Ю.В. Грановский. - М.: [не указано], 2018. - 541 c.
3. Банникова, Н. В. Особенности стратегического планирования в аграрном секторе экономики / Н.В. Банникова. - М.: Синергия, 2018. - 977 c.
4. Ведута, Е. Межотраслевой-межсекторный баланс. Механизм стратегического планирования экономики / Е. Ведута. - М.: Академический проект, 2020. - 124 c.
5. Дженстер Анализ сильных и слабых сторон компании. Определение стратегических возможностей / Дженстер, Хасси Пер; , Дэвид. - М.: Вильямс, 2019. - 368 c.
6. Зедгинидзе, И.Г. Планирование эксперимента для исследования многокомпонентных систем / И.Г. Зедгинидзе. - М.: [не указано], 2019. - 555 c.
7. Каменских, Н.А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнёрство в системе регионального развития. Учебное пособие / Н.А. Каменских. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 963 c.
8. Кокошин, А.А. О стратегическом планировании в политике / А.А. Кокошин. - Москва: ИЛ, 2019. - 220 c.
9. Кузык, Б. Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2018. - 606 c.
10. Кузык, Борис Николаевич Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник (+ CD-ROM) / Кузык Борис Николаевич. - М.: Экономика, 2018. - 692 c.
11. Лейк, Невилл Практикум по стратегическому планированию: моногр. / Невилл Лейк. - М.: ЁЁ Медиа, 2019. - 398 c.
12. Мельникова, Н. А. Медиапланирование. Стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний / Н.А. Мельникова. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 180 c.