Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие и виды координационных способностей 7
1.2. Физиологические механизмы развития координационных способностей 8
1.3. Значение координационных способностей в спортивной деятельности, в частности в волейболе 9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 11-12 ЛЕТ 12
2.1. Методы и организация исследования 12
2.2. Характеристика контингента испытуемых 13
2.3. Результаты оценки уровня развития координационных способностей волейболисток 11-12 лет 14
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 11-12 ЛЕТ 17
3.1. Средства и методы развития координационных способностей в волейболе 17
3.2. Особенности построения тренировочного процесса, направленного на развитие координационных способностей 19
3.3. Контроль и оценка эффективности развития координационных способностей 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
Развитие координационных способностей волейболисток 11-12 лет в тренировочном процессе может осуществляться с использованием разнообразных средств, включающих в себя общеразвивающие упражнения с предметами, специальные координационные упражнения, а также подвижные и спортивные игры.
Общеразвивающие упражнения с предметами, такими как мячи, скакалки, обручи и др., позволяют совершенствовать способность к пространственно-временной ориентации, перестроению двигательных действий, а также поддержанию равновесия. Например, выполнение различных бросков, ловли, передач мяча, прыжков через скакалку, вращений обруча способствует развитию ловкости, быстроты реакции, согласованности движений.
Специальные координационные упражнения, включающие в себя полосы препятствий, эстафеты, игровые упражнения, направлены на комплексное развитие координационных способностей волейболисток. Преодоление полосы препятствий, включающей в себя различные перепрыгивания, прокатывания, подлезания, способствует совершенствованию пространственной ориентации и перестроению двигательных действий [6, 18].
Эстафеты с быстрым изменением направления движения, темпа, ритма развивают способность к быстрой перестройке двигательной деятельности. Игровые упражнения, связанные с точным попаданием в цель, поддержанием равновесия в игровых ситуациях, позволяют совершенствовать способность к пространственно-временной ориентации и равновесию.
Подвижные и спортивные игры, такие как «Салки с мячом», «Вызов номеров», «Передал – садись», «Волейбол в парах», «Пионербол» и др., также являются эффективным средством развития координационных способностей волейболисток. Они позволяют комплексно совершенствовать различные виды координационных способностей в условиях, приближенных к соревновательной деятельности.
Использование в тренировочном процессе волейболисток 11-12 лет разнообразных средств, направленных на развитие координационных способностей, позволит повысить эффективность их спортивной подготовки на данном этапе многолетнего совершенствования.
Для развития координационных способностей волейболисток 11-12 лет в тренировочном процессе могут быть использованы различные методы, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества [2, 19].
Метод строго регламентированного упражнения является одним из основных методов развития координационных способностей. Он включает в себя два варианта:
1. Стандартно-повторный метод, предполагающий многократное повторение одного и того же упражнения с заданными параметрами (пространственными, временными, силовыми), что позволяет сформировать прочные двигательные навыки и закрепить правильную технику выполнения.
2. Вариативный метод, при котором упражнения выполняются с изменением пространственных, временных или силовых параметров. Это способствует развитию способности к перестроению двигательных действий.
Игровой метод предполагает выполнение координационных упражнений в игровой форме. Использование подвижных и спортивных игр, игровых упражнений позволяет моделировать ситуации, приближенные к соревновательной деятельности, и развивать способность к быстрой перестройке двигательных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 2013 – 235 с.
2. Бойченко С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке. – М. Теория и практика физической культуры, 2009. – С.10-16.
3. Гамалий В.В. Моделирование техники двигательных действий в спорте / В.В. Гамалий. – Киев: Олимпийская литература, 2006. – 126 с.
4. Беляев А.В. Волейбол: учебник для вузов / А.В. Беляев, М.В. Савин. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 360 с.
5. Евдокимов В.И. Оздоровительная физическая культура – средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. – 2014. – № 2. – С. 68-72.
6. Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Техника. Тактика. Методика обучения: учебник. – 2-е изд. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 520 с.
7. Железняк Ю.Д. Волейбол: учебник для вузов / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
9. Карпеев А.Г. Критерии оценки двигательной координации спортивных действий / А.Г. Карпеев // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 312. – С. 169-173.
10. Кузнецов В.С. Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: КНОРУС, 2016. – 256 с.
11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.
12. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
13. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.
14. Рыцарев В.В. Волейбол: Теория и практика: учебник / под ред. В.В. Рыцарева. – М.: Спорт, 2016. – 456 с.
15. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / Э. Я. Степаненкова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 368 с.
16. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 490 с.
17. Цыбиков Д.В., Намсараева Я.Н., Дагбаев Б.В., Павлов А.Е. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ СБОРНОЙ КОМАНДЫ УНИВЕРСИТЕТА // Педагогическое образование в России. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-urovnya-koordinatsionnyh-sposobnostey-voleybolistov-sbornoy-komandy-universiteta (дата обращения: 03.05.2024).
18. Фурманов А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 352 с.
19. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
20. Швалёва Т.А., Корыткова З.А., Шутова Т.Н. Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей юных волейболистов // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2015. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-podvizhnyh-igr-na-razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-yunyh-voleybolistov (дата обращения: 03.05.2024).