Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
§1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти 5
§2. Анализ компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации ………………………………….. 15
§3. Полномочия и правовые основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации …………………………………………………………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 30
Фрагмент для ознакомления
2
Эффективная организация исполнительной власти в субъектах Россий-ской Федерации является одним из ключевых факторов обеспечения эффек-тивного функционирования государственного управления, которое является одним из важнейших аспектов жизни общества и государства. Следует отме-тить, что исполнительная власть является сложной категорией и включает в себя различные аспекты, связанные с государственной властью. Для обеспе-чения защиты личности, общества и государства законодательный орган предъявляет строгие требования к организации исполнительной власти.
В частности, к организации органов исполнительной власти субъектов Федерации предъявляется комплекс требований - общие принципы организа-ции, закрепленные в федеральном законе. Примечательно, что не все совре-менные федеративные Государства используют такой своеобразный «защит-ный механизм» для построения системы государственной власти субъектов Федерации. В последние годы механизм взаимодействия Российской Федера-ции с органами государственной власти ее субъектов претерпел определенные изменения. В 2017 году истек срок действия последнего конституционного договора между Российской Федерацией и отдельным субъектом - Республи-кой Татарстан [8].
С этого момента механизм такого взаимодействия, в том числе с точки зрения организации исполнительной власти, полностью перешел в плоскость регулирования через систему нормативных правовых актов. Наконец, норма-тивные акты Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие организа-цию системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Феде-рации, постоянно меняются, несмотря на принятие достаточно большого ко-личества нормативных актов, регулирующих организацию системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
В частности, за последние 1,5 года в структуру региональных органов исполнительной власти Свердловской области было внесено 5 изменений. Эти факты не позволяют охарактеризовать описанную систему как стабиль-ную. Раскрытие, анализ и систематизация этих изменений требует отдельного исследования. Органы исполнительной власти представлены во всех 89 субъ-ектах Российской Федерации, где их структура и методы формирования раз-личны, поскольку большое значение имеют законы, регулирующие структуру исполнительной власти в той ее части, которая не противоречит федерально-му законодательству. Нельзя сказать, что регулирование деятельности орга-нов исполнительной власти субъектов региональным законодательством находится на одном уровне с федеральным, поскольку законы субъектов ре-гулируют эти органы в более узком направлении: в сфере образования, воз-никновения и утраты полномочий, а также в сфере законной деятельности.
Органы исполнительной власти действуют в республиках, где их струк-тура закреплена в конституциях, в областях, районах и городах федерального значения, в автономных областях и районах, где порядок формирования ор-ганов исполнительной власти закреплен в их уставах. Следует отметить, что уставы и конституции субъектов являются их учредительными актами, за-крепляющими основные организационно-правовые функции органов власти, действующих в сфере образования [9].
Конституция (хартия) является наиболее важным актом соответствую-щего субъекта и имеет высшую юридическую силу среди актов этого уровня государственного управления, строго распространяется на определенную тер-риторию, имеет определенный объект и сферу влияния и является стабиль-ной. Законы и иные акты, влияющие на структуру и формирование органов исполнительной власти субъектов Федерации, закрепляют статус и основные организационные основы деятельности этих органов государственной власти. Компетенция является центральным элементом исполнительной власти, ко-торый представляет собой совокупность полномочий в субъектах ее компе-тенции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Юриди-ческая Литература, 2019. 48 с.
2. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по про-ведению административной реформы в 2003 – 2004 годах» // Собрание зако-нодательства РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.
3. Об общих принципах организации законодательных (представи-тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Со-брание законодательства РФ, 1999. № 42. Ст. 5005.
4. Акопов Л.В. Федеральная государственная власть в России XXI века. Ростов-на-Дону, 2006.
5. Аникин С.Б. Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // В книге: Административное право Российской Фе-дерации Учебник для студентов и преподавателей высших учебных заведений Приволжского федерального округа, реализующих образовательные про-граммы по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалифика-ция (степень) «бакалавр»). Под редакцией А.Ю. Соколова. Москва: Юрайт, 2016. С. 106-109.
6. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Мн., 2002.
7. Викулина, А. А. Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Фе-дерации (на примере Сибирского федерального округа): дис. маг. юрид. наук / А. А. Викулина. — Томск. 2020. — С. 56.
8. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов испол-нительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8.
9. Волочковская М.А. Законодательная основа высших должност-ных лиц субъектов РФ // Юридическая наука, 2019. № 1. С. 22-25.
10. Кичалюк, О. Н. К вопросу о развитии законодательства об орга-нах исполнительной власти в субъектах РФ / О. Н. Кичалюк // Матрица науч-ного познания. — 2021. — № 11–2. — С.265.
11. Климовская, М. К. Правотворческая компетенция органов испол-нительной власти субъектов Российской Федерации / М. К. Климовская // Проблемы науки. — 2018. — № 3 (27). — С. 59.
12. Кравцова Е.А. О действующих моделях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципаль-ное право, 2018. № 8. С. 31-34.
13. Кушмелев, К. А. Административно-правовые функции органа ис-полнительной власти субъекта Российской Федерации / К. А. Кушмелев // Эволюция государственно-правовых систем. — 2021. — № 8. — С.39.
14. Малый, А. Ф. Функции органов государственной власти: инсти-туционализация правовой категории / А. Ф. Малый // Ученые записки Казан-ского университета. — 2022. — № 12. — С.84.
15. Овсепян Ж.И. Система высших органов государственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.). Ростов-на-Дону, 2006.
16. Султановская, Т. Б. О субъектах государственного контроля / Т. Б. Султановская // Мир современной науки. — 2020. — № 4(62). — С.17.
17. Черкасов К.В. Организационноправовые основы учреждения и функционирования федеральных органов исполнительной власти на уровне федерального округа // Законодательство и экономика. 2008. № 10.