Фрагмент для ознакомления
2
Согласно требованиям ФГОС НОО одним из приоритетов современного образования является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Без умения вести беседу младшему школьнику, или передать смысл прочитанного текста невозможно полноценное общение с получением важной для него информации.
Одной из основных задач системы начального образования является воспитание творческой личности. Учитывая необходимость реализации в образовательном процессе личностно ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, отношения с обучающимися выстраиваются на принципах сотрудничества и совместного творчества.
Одним из основных принципов сотрудничества является педагогическая технология. Под технологией понимают совокупность приемов, которые применяют в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Под педагогической технологией понимают создание содержательной техника реализации учебного процесса с получением запланированного образовательного результата [14]. В педагогике рассматривают шесть этапов педагогической технологии проектирования:
1. Ценностно-ориентированный этап.
2. Конструктивный этап.
3. Практический этап.
4.Заключительный этап.
5. Презентационный этап.
6. Оценочно-рефлексивный этап.
На этапе ценностно-ориентированном, обеспечивают мотивацию детей к проектной деятельности. При этом происходит раскрытие значимости и актуальности выбранной темы, формулируется проблема. На конструктивном этапе создаётся рабочая группа, осуществляется поиск необходимой литературы, обеспечивается поисковая деятельность.
На практическом этапе проектирования осуществляется координация деятельности и обеспечиваются необходимые консультации для членов рабочей группы. На заключительном этапе педагог оформляет проект в конечном презентационном виде и ведёт подготовку к его презентации.
На оценочно-рефлексивном этапе происходит самооценка деятельности по результатам выполненного проектирования. Важно, чтобы ученики принимали активное участие при разработке отдельных аспектов проекта педагога. При творческом подходе к обучению и работа с применением инновационного подхода позволяет задействовать даже самых пассивных учеников с низким уровнем обученности, поскольку отработка новых заданий дифференцированного типа, от самых простых до сложных позволяет детям сохранять учебную мотивацию. Благодаря применению педагогом в учебном процессе новых заданий и упражнений, которые были спроектированы, позволяет ученикам повысить их интерес к изучаемому предмету, и грамотному оформлению собственных мыслей в речевое высказывание [15].
Современная образовательная среда вынуждает учителей искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов является внедрение проектной деятельности в образовательный процесс. Проектная деятельность сегодня актуальна как для педагогов, так и для учеников. Задача учителя создать такой педагогический проект, чтобы каждый ученик смог проявить свои таланты и реализовать свой творческий потенциал. Проектная деятельность – это реализация на практике личностно-ориентированного обучения.
Использование педагогического проектирования в работе с младшими школьниками в образовательной организации помогает реализовать личностно-ориентированный подход, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития школьников [18].
Основы проектной деятельности заложен в работах выдающихся отечественных ученых Л.С. Выготского, Е.Н. Зарецкой и др. Проектирование – это сложная педагогическая деятельность. В этом процессе участниками могут быть учителя, дети, родители и другие заинтересованные лица. Метод проектирования характеризуется поэтапной и планируемой практической деятельностью, направленной на достижение поставленной цели и получение запланированного результата.
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика [10]. На практике рассматривают:
-исследовательские проекты;
-творческие проекты;
-ролевые проекты;
-информационные проекты;
-практико-ориентированные проекты и др.
Исследовательские проекты подчинены логике исследования и предполагают решение конкретной поставленной проблемы и противоречия. В ходе такого проекта дети под руководством педагога экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеоинтервью и др. Творческие проекты не имеют детальной структуры совместной деятельности участников.
В данном случае рассматривают подробный план деятельности субъектов. Конечный результат может быть реализован в виде сценария, праздничной программы, инсценировки. Это может быть альбом, коллаж, альманах и др. В ролевых проектах дети берут на себя определенные роли, которые определяются характером и содержанием проекта.
Практико-ориентированные проекты направлены на получение конкретного практического результата. При этом школьники непрерывно работают с новой полученной информацией. Они собирают её самостоятельно или по рекомендации учителя. Школьники собирают информацию, обсуждают ее и внедряют [13].
Педагогические проекты могут быть реализованы в виде комплексной диагностики, когда педагог, помимо дидактических и методических материалов разрабатывает анкеты, опросные листы, педагогические тесты и др.
Исследователи Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская считают, что одна из главных задач, которую учитель должен решать в ходе проектной деятельности, связана с созданием проблемной ситуации и пространства возможностей для ее преобразования [9].
Любая проектная задача стимулирует систему детских действий для создания нового, никогда не существовавшего в практике ребенка «продукта».
При использовании педагогического проектирования в рамках начального обучения достигается большое количество задач, к числу которых относится формирование и развитие заданных умений и навыков [6].
Умственная деятельность школьника невозможна без хорошо поставленной речи. М.М. Алексеева отмечает, что, овладевая речью, ребенок также приобретает знания об объектах, знаках, действиях и отношениях, запечатленные в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится думать, потому что думать – значит разговаривать с самим собой или вслух, а говорить – значит думать.
В методическом плане необходимо учитывать, что педагогическое проектирование предполагает составление развёрнутого плана проводимых изысканий и требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы. Вырабатывается рабочая гипотеза и обеспечивается её проверка, в соответствии с разработанным планом.
1.2. Возможное содержание педагогических проектов на уроках развития речи
В качестве педагогических проектов на уроках развития речи можно рассматривать разработанные комплексы заданий и упражнений, которые можно адаптировать ко всем образовательным программам. Главное в этом процессе – это развитие речи младшего школьника.
Такое понятие как связная устная речь чрезвычайно актуально для каждого субъекта обучения. Речь вообще – это один из видов общения, которое необходимо людям в совместной деятельности, в общественной жизни, в обмене информацией. Она всегда духовно обогащает человека. Речью называют общение субъекта с помощью языка [22].
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, которое включает связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки текста. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь младшего школьника – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали. Наличие грамотной связной речи позволяет говорить о том, что человек хорошо понимает то, о чём говорит, или ведёт рассказывание.
Исследователь Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как вид человеческой деятельности. Речь также идёт о реализации мышления, основанного на использовании средств языка, т.е. слов, фраз, предложений и др. Каждый педагог сегодня должен проводить систематическую работу по формированию языковой компетенции у младших школьников. Большое значение при этом приобретает методически скоординированная работа педагогов по развитию речи у детей в начальной школе. Основным способом подобной организации является работа по развитию связной устной речи на уроках.
Специалисты часто признают, что овладение связной устной речью дошкольниками иногда бывает затруднено рядом причин. Это может быть не всегда правильная речь в семье, недостаточный словарный запас ребёнка и др. [4]. Причин не полной сформированности связной речи субъекта может быть достаточно много. И несмотря на большое количество исследований в этой области, задача формирования и развития связной устной речи не находит своего однозначного решения. С помощью речи, люди общаются между собой и обмениваются информацией, с помощью речи человек обогащается духовно, при условии, что он этим хорошо и правильно владеет.
Для связной речи субъекта характерен ряд следующих функций. Любое слово, или предложение имеет свой контекст. Ребёнок должен это понимать. Словесные выражения можно выделять интонацией. Любой рассказ, или сообщение есть передача информации. Любое понятое речевое действие и воздействие есть побуждение к проявлению активности и побуждение к выполнению поставленных задач.
По мере овладения связной речью, ребёнок от частей переходит к целому. При этом, ребёнок постепенно овладевает практически каждым словом. По мере освоения речи дети переходят к различным комбинациям слов, вначале из двух слов, затем трёх, и более. В результате этого формируется внятная связная речь младшего школьника. Об этом также часто пишут в специальной лингвистической литературе [20].
Связная устная речь представляет собой логическое сочетание предложений, обеспечивающих общность и взаимопонимание. С.Л. Рубинштейн считал, что связная речь – это адекватная речевая формулировка мыслей говорящего или писателя, с точки зрения ее разборчивости для слушателя или читателя.
А.В. Текучев писал, устная речь считается связной, если она организована по законам логики и грамматики. Устная речь, содержит в себе единое целое, имеет собственную тематику, обладает относительной автономностью и полнотой [9].
Автор А.М. Летушина утверждала, что развитие связной устной речи идет от овладения ситуативной, к овладению контекстной речи. Формирование связной устной речи зависит от интеллектуального развития ребенка. Развитие связной речи детей включает в себя решение многих других проблем, которые возникают при обучении родному языку. Это, прежде всего, словарная работа. Педагогом может быть предусмотрен проект по созданию словарей.
Если у ребёнка в его словарном запасе достаточный словарь и он умеет правильно его использовать, он всегда сумеет правильно выразить свою мысль. Помимо передачи текста, ребёнок должен владеть соответствующей культурой речи. Речь должна быть ясной и выразительной. При необходимости воспитатель может задать младшему школьнику дополнительные наводящие вопросы.
Связная речь субъекта понимается в нескольких значениях:
- деятельность говорящего вслух субъекта;
- продукт, в виде текста, или высказывания, как результат этой деятельности;
- работа с субъектом по развитию речи.
Связная речь – это единое значимое и структурное целое, включающее в себя взаимосвязанные, и тематически объединённые законченные предложения. Связность слов в предложениях и текстах, является основным условием коммуникативности речи. Различают следующие критерии связности устных сообщений:
- значимые связи между частями текста или рассказа;
-логическая и грамматическая связь слов в предложении и
предложений между собой;
- связи между частями предложения;
- полнота мысли рассказывающего субъекта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. – 480 с. – ISBN 978-5-7638-4045-2. – Текст: непосредственный.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с. – ISBN 978-5-496-00013-2. – Текст: непосредственный.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 72 с. – ISBN 5-7695-0816-7. – Текст: непосредственный.
4. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 06.05.2024). – Текст: электронный.
5. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П. Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 04.05.2024). - Текст: электронный.
6. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 04.05.2024). - Текст: электронный.
7. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 06.05.2024). – Текст: электронный.
8. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с. - ISBN 978-5-7555-4085-1. – Текст: непосредственный.
9. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» / Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46 c. – ISBN 978-5-490-22413-2. – Текст: непосредственный.
10. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246 с. – ISBN 978-5-534-10513-0. – Текст: непосредственный.
11. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы школьников / Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018. –№3. - С.26-29. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
12. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010. – 142 с. – ISBN 978-5-2245-4045-5. – Текст: непосредственный.
13. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47. – ISBN 978-3-1618-4044-7. – Текст: непосредственный.
14. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС НОО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-499-34813-8. – Текст: непосредственный.
15. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования / О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 343 с. - ISBN. – Текст: непосредственный.
16. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Мотюшкин – Москва: Директ-Медиа, 2008. -354 с. – ISBN 978-8-433-00019-9. – Текст: непосредственный.
17. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47. – ISBN 5-7786-0815-8. – Текст: непосредственный.
18. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. - 180 с. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
19. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / Н.О. Мостова, И.Н. Агафонова, 2015. – 193 с. – ISBN 978-5-491-69013-7. – Текст: непосредственный.
20. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2011 – № 4. – С.27-30. – ISBN 5-7790-0867-4. – Текст: непосредственный.
21. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова / Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39. – ISBN 978-5-491-00613-4. – Текст: непосредственный.
22. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы / Л.Г. Петерсон – Москва: 2009. – 40 с. – ISBN 978-1-495-15013-4. – Текст: непосредственный.
23. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39. – ISBN 978-5-499-66313-1. – Текст: непосредственный.
24. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников / С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34. – ISBN 5-5542-4677-9. – Текст: непосредственный.
25. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей / Д.Я. Райгородский. - Бахрам-М, Самара, 2008. -367 с. – ISBN 5-5441-4673-1. – Текст: непосредственный.
26. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков // -Москва: – 2012. -157 с. – ISBN 978-5-492-01413-8. – Текст: непосредственный.
27. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2016. - №2.4- С.45-49. – ISBN – ISBN 5-5542-4677-1. – Текст: непосредственный.
28. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И. Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 04.05.2024). – Текст: электронный.