Фрагмент для ознакомления
2
2.1 Нормативно-правовое регулирование сферы электронной коммерции в Российской Федерации
Электронная торговля является одним из приоритетных целевых показателей цифровой трансформации, определенной в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474 . Интернет-торговля трактуется в России как розничная форма (B2C) электронной торговли, предполагает продажу товара дистанционно и в целом регулируется Гражданским кодексом (ст. 497) и Законом «О защите прав потребителей» (ст. 26.1) . На основании неоднозначной позицией отечественных ученых и правоведов по поводу понятия электронной коммерческой деятельности, а также по причине отсутствия такого понятия в сложившейся судебной практике России, на наш взгляд, будет целесообразно обратиться к нормам международных актов, в том числе рекомендательного характера. К таковым в рассматриваемой нами сфере, относиться Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принятый 16 декабря 1996 года резолюцией 51/162 на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Правила этого документа позволяют толковать понятие электронной торговли многогранно и таким образом, чтобы оно охватывало вопросы, вытекающие из всех складывавшихся отношений торгового характера (любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; инжиниринг; купля/продажа лицензия; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров и пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом) . Учитывая сложившийся пробел в отечественном законодательстве, отсутствие положений, закрепляющих понятие электронной коммерческой деятельности, и принимая во внимание положения правовой опыт участников мирового сообщества, а также сложившуюся практику применения понятия электронной коммерческой деятельности в современной российской правовой среде и юридической литературе, нам представляется возможным сформулировать понятие электронной коммерческой деятельности. Под таковой мы предлагаем понимать осуществление купли-продажи предметов, оказание услуг различного характера, совершаемые в форме электронных договоров, заключаемых дистанционным образом в рамках, установленных в действующих отечественных нормативных актах, как то
(1) Гражданский кодекс РФ, устанавливающий фундаментальные и общие положения отношений, возникающих в связи с куплей-продажей материальных благ и оказанием услуг;
(2) Закон РФ от 07.02.1992 No 2300-1 «О защите прав потребителей», регулирующий отношения, возникающие между сторонами договоров, имеющих место в электронной коммерческой деятельности;
(3) Федеральный закон от 27.07.2006 No 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
(4) Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 No 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» . Несмотря на достаточно большое количество нормативов, регулирующих электронную коммерческую деятельность, а также постоянное их изменение, реформирование и разъяснения уполномоченных на то государственных органов, с начала XXI века в законодательной среде дискуссионным является вопрос создания отдельного законодательного акта, собирающего в себе основные нормы и положения об электронной торговле. То есть некоторого отечественного аналога Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Попытки российского законодателя по созданию в этой сфере нормативного акта, регулирующего такого рода отношения, так и не увенчались успехом. Во-первых, отсутствие многогранной и полноценной регламентации сферы электронной коммерческой деятельности как таковой. Во-вторых, неполноценность действующих нормативных правовых актов, регламентирующих электронную коммерцию, вводящих в заблуждение субъектов возникающих отношений. В-третьих, неравноправие, возникающие между участниками рынка online и offline из-за достаточной регламентации последней сферы и отсутствия подобной регламентации как «очной» купли-продажи. В-четвертых, правовая неопределенность в сфере гражданских правоотношений, имеющих отношение к сделкам, совершаемым в сети Интернет.
Итак, законодательная база по вопросам электронной торговли включает:
1 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , где используются такие понятия как: «обладатель информации», «предоставление информации», «электронное сообщение», «электронный документ» и другие (ст. 2).
2 В Гражданском кодексе Российской Федерации содержатся правовые нормы, допускающие возможность заключения сделок путем электронного обмена данными;
3 Закон РФ от 07.02.1992 г. No 2300 - 1»О защите прав потребителей» ;
4 Законы, касающиеся применения электронного документооборота в отдельных сферах;
5 Проект Федерального закона «Об электронной торговле» (не действует) . Целью которого является обеспечение в Российской Федерации правового порядка дистанционного оформления и совершения коммерческих сделок с применением электронных информационно - коммуникационных средств и технологий.
2.2 Международно-правовые аспекты ведения электронной коммерции
Одной из основных проблем электронной коммерции является защита данных и конфиденциальности потребителей. Сбор, хранение и обработка персональных данных стали неотъемлемой частью электронной торговли. Однако, недостаточная регулировка и несоблюдение норм конфиденциальности могут привести к серьезным нарушениям прав потребителей и утечкам данных. С электронной коммерцией связаны также вопросы, касающиеся заключения и исполнения электронных контрактов. Они могут быть заключены между сторонами, находящимися в разных странах, и это создает сложности в определении юрисдикции и применимого законодательства. Эффективное регулирование электронных контрактов имеет ключевое значение для обеспечения справедливости и стабильности электронной коммерции.
Вопросы налогообложения также являются существенными для электронной коммерции. Онлайн-торговля часто приводит к ситуациям, когда компании могут избегать налоговых обязательств, переходя в другие юрисдикции. Это создает несправедливые условия конкуренции и ущемляет интересы государств. Для решения указанных проблем и обеспечения устойчивого развития электронной коммерции в международном контексте необходимы согласованные усилия на глобальном уровне. Международные организации должны содействовать разработке общих стандартов и соглашений, регулирующих электронную коммерцию. Кроме того, государства должны активно сотрудничать в разработке и внедрении национальных законодательных мер, которые учитывают особенности электронной коммерции. Современный мир переживает взрывной рост электронной коммерции, что делает вопросы её международного правового регулирования настоятельно актуальными. В качестве основного международного документа, регламентирующего электронную коммерцию, обычно упоминают Декларацию по глобальной электронной коммерции, принятую на второй Министерской Конференции Всемирной торговой организации (ВТО) 20 мая 1998 года. Этот документ подчеркивает обязательство членов ВТО соблюдать практику нулевых таможенных пошлин на электронную коммерцию. Тем не менее, несмотря на свою значимость, данная декларация оставляет множество неразрешенных вопросов, что является ключевой проблемой .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты, документы
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=lgfbnwqrg1617631171 (дата обращения 01.05.2024)
2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/1525b1a2f037db240c8e6a749619f86e53857f13/?ysclid=lgfbq6td9m663769139 (дата обращения 01.05.2024)
3) Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговлей от 16 декабря 1996 года резолюцией 51/162 на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. – Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. – 2021. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499039311 (дата обращения: 01.05.2024)
4) Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/ (дата обращения 01.04.2024)
5) Проект Федерального закона N 11081-3 "Об электронной торговле" (ред., внесенная в ГД ФС РФ)// http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=6910#sdaahMTRktdDcRr4 (дата обращения 01.05.2024)
6) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения 01.05.2024)
7) Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/ (дата обращения 01.05.2024)
8) Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 01.05.2024)
Статьи, монографии
9) Астионенко Д. А. Иловайский И. Б. Понятие электронной коммерческой деятельности и ее правовое регулирование в России// Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития: электронный сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, проведенной 23 декабря 2021 г. – Волгоград: Изд-во «Сфера», 2021. С. 35-38
10) Белицкая А.В., Белых В.С., Беляева О.А. и др. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М., 2019. – С. 79-85
11) Беляцкая Т. Н. Электронная экономика: теория, модели, технологии / Т. Н. Беляцкая. – Минск : БГУИР, 2019.С. 124. – 252 с.
12) Болтинкова К. О., Распопин Д. И., Кузьмичева И. Г. Электронная коммерция в международной торговле//ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. Сборник научных статей Всероссийской научной конференции перспективных разработок, в 2‐х томах. Том 1. Курск, 2020. С. 21-25
13) Гаврилов Л.П. Информационные технологии в коммерции: монография / Л. П. Гаврилов. – М.: Юрайт, 2022.С. 49. – 369 с.
14) Гаврилов, Л. П. Основы электронной коммерции и бизнеса / Л.П. Гаврилов. - М.: Солон-Пресс, 2018. – С. 303.
15) Димитрова О.П. К вопросу о понятии и сущности электронной торговли / О.П. Димитрова //Шаг в науку. – 2020. – № 1. – С. 81-85
16) Доценко А.Н. Состояние и тенденции развития внешней торговли России в современных экономических условиях // Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов и молодых ученых (Белгрод , 28 апреля 2022 г.) / Под науч.ред. д-ра пед. Наук, проф. Е.Н. Камышанченко, к-та экон. Наук, доц. Н.П. Шалыгиной. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2022. – С. 150-155
17) Захаров А.Н., Старовая А.Ю. Обзор развития электронной торговли в мировой экономике: вызовы и последствия пандемии//Российский внешнеэкономический вестник. 2020.No12. с. 18-25
18) Иванова Н.И., Влезкова В. И. Трансграничная электронная торговля: мировой опыт//ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. 2019. № 1. С. 175-180
19) Касумов Р.А. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ// ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Пермь, 12 февраля 2023 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2023. С. 80-85
20) Климченя Л.С. Электронные торговые площадки как инструмент вовлечения в электронную торговлю / Л.С. Климченя, А.В. Запольский // Вести ИПД. – 2020. – № 1. – С. 59-65
21) Коришева, О.В. Анализ рисков и угроз конкурентоспособности Российской Федерации в аспекте цифровизации экономики и экономической безопасности / О.В. Коришева //ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. – 2018. – No5. – С. 78-80
22) Ли Синьян, Абсалямова С.Г. Роль и влияние электронной коммерции и цифровых платформ на содействие развитию международного бизнеса//ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСПОРТА. 2023. С. 11
23) Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации : учебное пособие [Текст] / С. Рязанцев / под общ. ред. С. Н. Блудова, А. В. Журова, А. Н. Кусков, Ж. А. Попова, Э. А. Русецкая, О. В. Тахумова, М. Ф. Ткаченко, Е. В. Филимонова, О. Н. Чувилова. – М. : КноРус, 2018. С. 59. – 204 с.
24) Право, цифровые технологии и искусственный интеллект: сб. ст. / отв. ред. Е.В. Алферова. – Москва: ИНИОН РАН, 2021.
25) Пугачева, С. Д. Онлайн-маркетинг: проблемы и возможности / С. Д. Пугачева, А. Е. Игнатьев // Наукосфера. – 2021. – No 2-1. – С. 175-180
26) Рогов, Р.А. Мировая экономика и международные экономические отношения (учебное пособие) / Р.А. Рогов, Р.А. Лаптев, А.А. Головин. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2019. С. 74 – 154 с
27) Софрина А. А. Развитие правовых аспектов электронной коммерции: проблемы и перспективы в международном контексте//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ. Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 15 сентября 2023 г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2023. С. 84-85
28) Токарь Е.В., Гашо И.А., Фирсова А.А. Развитие внешней торговли как одно из направлений обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 5(72). – С. 37-40
29) Фатина Т. П., Чесноков Я. Безопасность электронной коммерции//ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции. под ред. А.А. Ващенко. 2017. С. 161-165
30) Шарипов Ф. Ф. Тенденции развития электронной торговли// ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. Том 1. Курск, 2021. С. 464-467