Фрагмент для ознакомления
2
В процессе своего исторического развития экономическая система государства претерпевает существенные модификации, которые вызываются всевозможными факторами, а именно техническими, политическими, а также общественными и иными явлениями. Перемены, которые происходят в Российской Федерации, обладают более глубоким характером, который связан с стержневой перестройкой хозяйственной системы государства. Сегодня качественные структурные преобразования в экономике, а также институциональные реформы становятся почти единственными условиями перехода России к стабильному экономическому подъему.
Рост экономики базируется на интенсивных активных преобразованиях, которые связаны с форсированным развитием наукоемких отраслей, которые основаны на новых технологиях, а также инновациях. В российском государстве показывается деформация воспроизводственной структуры, приоритет отраслей природного комплекса, а также низкотехнологичного производства. В целях обретения значительного положения на мировой арене стране необходим переход к инновационному росту.
Актуальность работы обуславливается тем, что за последние десятилетия произошло выделение финансовой экономики в быстро развивающуюся область деятельности со специфическими инструментами, технологиями, а также принципами. Особенное значение финансов в развитии общества, его стабильности, определяет место внешнеэкономической безопасности как стержневого звена в системе экономической безопасности страны, который опосредует и оказывает кардинальное воздействие на иные ее элементы.
Сегодня мало изучены такие базовые понятия, как система и объект экономической безопасности, механизм внешнеэкономической безопасности, а также финансовый мониторинг. При этом вследствие возрастающей значимости данной проблемы, внешнеэкономическая и финансовая безопасность начинают выделяться в качестве автономного звена экономической безопасности российского государства.
В качестве важнейших условий для обеспечения национальной безопасности российского государства выступают обеспечение внешнеэкономической безопасности. Это должно происходить посредством налаживания равноправного партнерства с различными государствами. При этом центральным приоритетом России в области международных экономических отношений выступает содействие развитию национальной экономики. В современных условиях глобализации оно неосуществимо без максимально возможного включения РФ в разные мирохозяйственные связи. Поэтому для ее достижения российское государство должно выступать страной с конкурентоспособной рыночной экономикой.
Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Рассказов Е.С., Борденков А.Г., Котунов М.А., Леднева Ю.В., Горохова С.С., Полтораднева Н.Л., Песоцкий А.А. и другие.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, которые складываются в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности российского государства
Предмет исследования – нормы и положения, которые регламентируют основные угрозы и возможности в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности.
Цель работы состоит в осуществлении анализа правового обеспечения внешнеэкономической безопасности в России, а также рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи, которые решаются в курсовой работе для достижения указанной цели:
- рассмотреть понятие и сущность внешнеэкономической безопасности РФ;
- изучить показатели внешнеэкономической безопасности РФ и их характеристики;
- исследовать классификацию угроз и воздействие на внешнеэкономическую безопасность РФ;
- определить направление обеспечения внешнеэкономической безопасности РФ;
- рассмотреть характеристику угрозы: слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрении новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;
- проанализировать показатель экономической безопасности: индекс производительности труда.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, а также исторический методы познания. Также использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, и формально-логический метод.
1. Понятие и сущность внешнеэкономической безопасности РФ
Все государства, которые входят в Организацию Объединенных Наций, решают свои международные споры мирными средствами и не подвергают угрозе международный мир, а также национальную безопасность других государств. При этом все участники организации должны воздержаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и независимости всякой страны. Именно такое содержание в Уставе ООН определяет национальную безопасность стран и показывает намерение в сохранении мира между государствами.
Необходимо подчеркнуть, что в действовавшем ранее законе России «О безопасности» 1992 г., безопасность устанавливалась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, а также государства от внутренних и внешних угроз. Тем не менее, в более позднем варианте изменений редакции термин интересы заменили на угрожаемый объект, поскольку защита государства нужна объекту безопасности, а интересы необходимо удовлетворять.
Следует отметить, что понятие национальная безопасность в российском государстве применено впервые в ФЗ 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». На сегодняшний день под национальной безопасностью понимается отсутствие угроз объекту безопасности и наличие систем, которые противодействуют этим угрозам, то есть понятие безопасности включает в себя:
- непосредственно объект безопасности;
- различные угрозы безопасности;
- субъект обеспечения безопасности;
- системы обеспечения безопасности;
- нормативную правовую базу функционирования последних.
Важно указать, что в качестве объекта безопасности выступает человек, как социальный объект, общество, государство как политическое и правовое образование, а также в целом мировое сообщество. Кроме прочего, существуют также природные, технические, а также природно-технические объекты, которые тоже подлежат защите, в том числе правовой и международно-правовой.
На современном этапе развития Российской Федерации складывается правовая основа обеспечения национальной безопасности. Она определяется как блок нормативно-правовых актов, которые содержат юридические принципы и нормы, которые нацелены на правовое регулирование общественных отношений в области обеспечения национальной безопасности в мире.
Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества, а также всего государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются осуществление конституционных прав и свобод граждан страны, достойные качество и уровень их жизни, независимость, государственная и территориальная целостность, суверенитет, а также устойчивое социальное и экономическое развитие всей страны.
Нужно сделать акцент на том, что повышение угроз национальной безопасности российского государства закреплено в разнообразных нормативно-правовых документах. Например, это Военная доктрина, Стратегия национальной безопасности и другие. Данные документы не только фиксируют разные вызовы безопасности государства, но также осуществляют правовое обеспечение национальной безопасности России. Согласно указанной Стратегии, национальные интересы России представляют собой объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии.
Национальная безопасность включает в себя все виды безопасности (политическую, экономическую, продовольственную и прочие). Содержание понятия экономической безопасности обусловливается его существенными компонентами, главными из которых являются:
- признание специальных национальных государственных интересов и целей российского государства (данные интересы имеются как в рамках границ России, так и вовне);
- поддержание государственного суверенитета и самостоятельного развития;
- международное положение Российской Федерации, ее место в мировом разделении труда, в кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансово-банковской системе, центральных рынках товаров и услуг, ценных бумаг;
- самозащита, а также саморазвитие РФ как единого федеративного многонационального государства.
Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день для безопасного существования недостаточно иметь только мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Важны и иные элементы стабильного развития экономики, прежде всего, развитие промышленности и сельского хозяйства, потребительских товаров и услуг, внутренняя социальная и политическая стабильность, а также надежная социальная область. Кроме того, достаточный оборонный потенциал, внутренне сбалансированный и соединенный с общим потенциалом экономики, а также сбалансированные финансовая и налоговая системы.
Природу экономической безопасности следует определить, как такое состояние экономики, а также институтов публичной власти, при котором гарантируется защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом. Помимо прочего, полный оборонный потенциал при самых неблагоприятных условиях развития внутренних, а также внешних процессов. Национальные интересы защищаются способностью институтов власти формировать механизмы осуществления и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, а также поддержания политической и социальной стабильности общества.
Существенными элементами экономической безопасности выступают:
- внешнеэкономическая безопасность;
- промышленная безопасность;
- финансовая безопасность, налоговая безопасность;
- энергетическая, продовольственная безопасность и т.д.
Национальными интересами российского государства в области экономики, которые определяют долгосрочные цели ее развития, выступают следующие:
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства даже в условиях экономического (финансового) кризиса;
- рост благосостояния народа и качества жизни;
- целостность, а также устойчивость финансово-банковской системы;
- рациональная структура внешней торговли и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
2.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 2.
Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» / «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351
Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) / «Российская газета», № 298, 30.12.2014.
Авдеев В.А., Авдеева О.А. Правовая политика Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности: тенденции и перспективы // Российская юстиция. 2020. № 4. С. 2 - 5.
Анесян А.А., Сергеева И.А. Актуальность развития финансовой безопасности страны // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 25. С. 293-296.
Базаров Р.Т., Гафарова О.И., Сергеев Н.А. Конкурентоспособность России и пути ее повышения // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 11. С. 93-95.
Будагов А.С., Губарева Е.Г., Комарова Е.В. Финансовые инвестиции в условиях рыночной экономики // Финансовая экономика. 2023. № 6. С. 98-100.
Дедова И.Н., Лаздина А.А. Системообразующие элементы обеспечения внешнеэкономической безопасности России на современном этапе // И.Н. Дедова / Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность: сб. трудов. Москва, 2022. С. 59-61.
Дворникова Ю.В. Тенденции и перспективы развития инновационного потенциала России и его роль в повышении конкурентоспособности экономики страны // Друкеровский вестник. 2023. № 1 (51). С. 13-25.
Коваленко В.В., Перова К.В., Исачкова Л.Н. Факторы, оказывающие влияние на финансовую безопасность страны // В.В. Коваленко / Современные проблемы обеспечения экономической безопасности: сб. статей. Краснодар, 2022. С. 59-63.
Кушхов А.Р. Угрозы внешнеэкономической безопасности современной России // Студенческий вестник. 2024. № 9-2 (295). С. 64-69.
Лавров С.А. Теневая экономика как угроза экономической безопасности России // С.А. Лавров / Человек: преступление и наказание: сб. трудов. Рязань, 2021. С. 19-25.
Лисина О.В. Вопросы финансовой безопасности страны // О.В. Лисина / Актуальные проблемы экономики и управления: сб. статей. 2020. С. 57-59.
Мельникова С.Д. Оценка масштабов коррупции по регионам России и возможностей противодействия // С.Д. Мельникова / Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях: сб. трудов. Москва, 2023. С. 319-321.
Миронова И.И. Роль инвестиций в экономике РФ // Студенческий вестник. 2023. № 18-10 (257). С. 12-14.
Назаренко В.В. Роль и значение инвестиций в развитии суверенной экономики страны // В.В. Назаренко / Актуальные вопросы формирования эффективных систем управления субъектами территориальных воспроизводственных комплексов в условиях необходимости обеспечения экономического суверенитета страны: сб. трудов. Краснодар, 2024. С. 478-485.
Новоселов К.В. Стратегия развития экономической безопасности России в сфере регулирования бюджетно-налоговых отношений. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Йошкар-Ола, 2021. С. 365.
Окутина Н.Н. Понятие и сущность коррупции в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 2. С. 52-56.
Османов М.М., Султанов Г.С. Внешнеэкономическая безопасность как составляющая экономической безопасности страны: правовой и экономический аспекты // Вестник Екатерининского института. 2022. № 2 (58). С. 93-96.
Попова А.П. Роль финансового мониторинга в экономике страны // Прикладные экономические исследования. 2022. № 2. С. 32-36.
Савватеева О.В., Меркулова Е.Ю. Системообразующие элементы обеспечения внешнеэкономической безопасности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. № 6. С. 22-34.
Сидорова А.Д. Конкурентоспособность как система экономического развития российской экономики // А.Д. Сидорова / Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. статей. Москва, 2023. С. 356-358.
Субботин В.Я., Заичко М.В., Медведева И.А. Правовые основы обеспечения национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2019. № 10 (137). С. 352-353.
Третьякова Д.А. Экономическая безопасность РФ в сфере внешнеэкономической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 4-2 (98). С. 171-176.
Тюнин М.В., Юрченко О.А. Основные направления развития правового регулирования цифровой экономики // ИС. Промышленная собственность. 2024. № 2. С. 37-41.
Турецких А.А. Стратегия обеспечения внешнеэкономической безопасности РФ // Санкт-Петербургский научный вестник. 2021. № 4 (13). С. 17-18.
Черепко Е.Д. Динамика индекса производительности труда в экономике РФ // Е.Д. Черепко / Роль традиций и инноваций в устойчивом развитии современной науки: сб. статей. Санкт-Петербург, 2023. С. 51-53.
Шманёв С.В. Теневая экономика в России: причины зарождения и проблемы существования // Самоуправление. 2023. № 1 (134). С. 1023-1026.
Борьба с коррупцией [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/theme/239 (Дата обращения: 04.05.2024 г.)
Экономическая безопасность [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3AUbUi (Дата обращения 04.05.2024 г.)
Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/ (Дата обращения 04.05.2024 г.)
30 крупнейших инвестиционных проектов России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3ACLeK (Дата обращения 04.05.2024 г.)