Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена важностью проблемы предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение дошкольника в конфликте.
В каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.
В настоящее время весьма актуальной является проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками. Это объясняется тем, что ребенок, начиная посещать ДОО, психологически переходит в новую систему взаимоотношений с окружающими людьми. В этот период у детей происходят значительные изменения в коммуникативной деятельности: меняется характер взаимоотношений с окружающими людьми, у ребенка появляются друзья, усложняются формы взаимодействия в совместной работе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из ведущих задач выделяется формирование морально-этической ориентации у детей в совместной деятельности [1].
В последнее время все больше прослеживается тенденция увеличения числа детей, которые ограничены в общении, не умеют вступать со сверстником в контакт, и не имеют опыта взаимодействия и поведения в группе сверстников.
ФГОС ДО подтверждает важность создания работы, направленной на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов между детьми. Пункт 4.6 нацеливает нас на развитие умений детей активно взаимодействовать со сверстниками, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, договариваться, учитывая интересы и чувства каждого, проявлять свои чувства и стараться разрешать конфликты [1].
Ученые отмечают, что развитие личности, социальных чувств детей дошкольного возраста, удовлетворённость ребенка пребыванием в данной группе зависят от характера взаимоотношений в коллективе, следовательно, для развития положительных взаимоотношений необходимо создание благоприятной окружающей атмосферы (Г. М. Андреева, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин).
Конфликтное поведение и его специфику в дошкольном возрасте исследовали Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.В. Куницына, А.Н. Леонтьев, А.В. Морозов, Д. А. Русаков, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон.
Необходимо формировать у детей умения конструктивно решать конфликты, поскольку дети способны перенимать манеру поведения у взрослых и средства массовой коммуникации, в ходе которых у ребенка будет преобладать и закрепляться деструктивное поведение.
В этот период у детей нет достаточного социального опыта, чтобы понимать, как благополучно выходить из конфликтной ситуации и остаться в хороших взаимоотношениях со сверстниками.
Проблеме формирования навыков конструктивного разрешения конфликтов, к сожалению, уделено недостаточно работ, в связи с чем, нами обозначена данная актуальность данного исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать возможность формирования умения разрешать конфликты конструктивными способами у детей старшего дошкольного возраста посредством создания педагогических условий.
Объект исследования: формирование умения разрешать конфликты конструктивными способами у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условияформирования умения разрешать конфликты конструктивными способами у детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования умения разрешать конфликты конструктивными способами у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности умений разрешать конфликты конструктивными способами у детей старшей группы МБУ №201«Волшебница», старшая группа «Лучики»
3. Определить содержание педагогических условий, способствующих разрешать конфликты конструктивными способами у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические методы (диагностические методики «Картинки» Р. И. Калининой, «Наблюдение а игре» А. И. Анжаровой, анкета для воспитателей «Конструктивность конфликтного поведения ребенка», анализ календарно-тематического плана), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленный в виде диаграмм и таблиц).
Базой опытно-экспериментального исследования явилось МБУ детский сад № 201 «Волшебница», старшая группа «Лучики».
Практическая значимость исследования: заключается в том, что, на основе исследования по выявлению уровня сформированности умений разрешать конфликты конструктивными способами у детей старшего дошкольного возраста, будут предоставлены методические рекомендации воспитателям по рассматриваемой проблеме.
Структура курсовой работы состоит из введения, 2-х глав заключения, списка литературы, приложений.
1Теоретические основы проблемы формирования умения разрешать конфликты конструктивными способами у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Причины и особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важным периодом в воспитании. В этом возрасте происходит первоначальное становление личности у ребенка. На данном этапе, у ребенка чаще всего могут возникать проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, которые в дальнейшем оказывают непосредственное влияние на развитие его личности.
В.Н. Белкина в своих исследованиях указывает, что общение дошкольника с взрослым и сверстником – это разновидности одной и той же коммуникативной деятельности, которые способствуют развитию у него свободы (независимости), инициативы, видению им своих возможностей, становлению самосознания, а также развитию эмоций [4, С. 95]. При этом переход ребенка от соучастия непосредственно к сотрудничеству являет собой некий прогресс в области коммуникативной деятельности со сверстниками.
Начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор - с кем играть либо гулять: с приятелем, либо с матерью, - большая часть детей сделают этот выбор в пользу сверстника.
В трудах Р.А. Иванковой указаны три типа взаимодействия ребенка-дошкольника, а именно: равноправие, управление (то есть диктаторского либо демократического типа), а также подчинение [17, С. 64].
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта.
Основной круг проблем, у детей в старшем дошкольном возрасте, связан не только с их возрастными или индивидуально - психологическими особенностями, но и с социальной ситуацией, которая окружает ребенка. По мнению Е.О. Смирновой, у детей дошкольного возраста формируются первичные этические инстанции, такие как моральное сознание и моральные оценки, которые помогают формировать моральную регуляцию поведения [12, С. 84]. Так, например, дисгармоничные отношения в семье могут рождать у ребенка стойкий эмоциональный дискомфорт, сказываться на его конфликтности, накладывать свой тяжелый отпечаток на формирование всей его личности.
Основными причинами конфликтности ребенка являются:
1.Низкое статусное положение в группе.
2.Неадекватное оценивание себя в ситуации общения:
- высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше средне группового),
- эмоциональная неуравновешенность,
- тревожность и боязнь общения,
- несформированность игровых навыков.
3.Отсутствие навыков общения.
4.Неадекватность способов сотрудничества:
- доминирование авторитарных тенденций поведения,
- эгоизм,
- искажение общей формулы мотивации игры «не выиграть, а играть».
В исследованиях работ Н. Г. Яковлевой выделили особенности поведения дошкольников в конфликтной ситуации: «В старшем дошкольном возрасте посягательство на чужую территорию или игрушку, неловкость, нескоординированность действий в игре часто приводят к тому, что один ребенок вольно или невольно затрагивает интересы другого. В детских потасовках ребенок получает первый опыт противоборства, впервые реализует различные тактики поведения в конфликте. Выбору и предпочтению какой-либо из них в немалой степени способствует пример и указания взрослых» [20, С. 55].
Различными причинами конфликтов могут являться: неприязнь ребенка к сверстнику, соперничество, желание ребенком занять лидирующею позицию в группе и др.
Дошкольники начинают протестовать непосредственно после воздействия со стороны взрослого или направляя все свое поведение против того, чтобы сделать то, что просит взрослый. Протестное поведение может выражать накопленное отрицательное отношение к требованиям взрослых, активное или пассивное несогласие с происходящим вокруг: предписанными ролями, задачами, взаимоотношениями
Причиной может быть возрастной или личностный кризис. Это является попыткой ребенка обратить на себя внимание. У протестного ребенка может быть разный уровень интеллекта, социального развития, дружелюбия, агрессивности, успешности [16, С. 144]. Личностный кризис может быть связан с конфликтами, переменами в семье, а также непереносимыми нагрузками.
Давление на ребенка в конфликтной ситуации может еще больше усугубить проблему, поскольку ребенок начинает еще больше сопротивляться, к такому ребенку или детям нужен особый подход.
Когда ребенка приучают к уговариванию или невольно подкрепляют истерики и бунты, после которых взрослый меняет решение, он запоминает модель протестного поведения как эффективную. Ребёнок привыкает демонстрировать протест и несогласие, чтобы воздействовать на взрослого [14, С. 75].
Стремление воспитателя устранить конфликт без каких-либо разъяснений, причин возникшего спора подавляет самостоятельность ребенка в решении проблемы. В данном случае воспитатель преследует цель – отчитать предполагаемого обидчика и заступиться за обиженного. Так, ребенок, который вел себя неправильно, воспримет сложившиеся ситуацию, как несправедливость.
Таким образом, можно сказать, что дети старшего дошкольного возраста в группе детского сада, оказавшись в конфликтной ситуации, по – разному реагируют на возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же хорошо владеющие коммуникативными методами улаживают свои споры и разногласия более мирным путем. В этом и проявляются особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]/ М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2021. – 45 с.
2. Волков, Б. С. Психология общения детей в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.[Текст] / Б.С. Волкова, Н.В. Волкова. - М.: Педагогическое общество России, 2019. – 128 с.
3. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. испр. [Текст]/ А.И. Захарова. - СПБ.: Союз, Лениздат, 2021. – 92 с.
4. Кволс, Дж. Кэтрин. Переориентация поведения детей [Текст] / Дж. Кэтрин Кволс. - СПб.: Деан, 2021. – 141 с.
5. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства [Текст]/ Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. – Москва: Высш. Шк., 2019. – 312 с.
6. Лютова, Е. Основы конфликтологии [Текст] / Е. Лютова, Г. Монина. - Ижевск: изд-во УдГУ, 2020. – 214 с.
7. Немов, Р.С. Психология – К.2 [Текст] /
Р.С. Немов. – М., 2019. – 165 с.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник Изд. «Роспедагенство» / Л.Ф. Обухова. - М.: Изд. «Роспедагенство». - 2019. – 74 – 81 с.
9. Овчарова, Р. В., Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол. фак. университетов [Текст]/ Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2020. – 147 с.
10. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст] / М.А. Панфилова. – М., 2019. – 95 с.
11. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания[Текст] / А.В. Петровский. – М., 2022. – 158 с.
12. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст]/ Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2019. – 168 с.
13. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка [Текст] / А.А. Рояк. – М., 2020. – 34 – 38 с.
14. Сенько, Т.В. Успех и признание в группе [Текст] / Т.В. Сенько. – Минск, 2019. – 152 с.
15. Скотт, Дж. С. Конфликты пути их преодоления [Текст] / Дж. С. Скотт. – Киев, 2021. – 1 – 5 с.
16. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст]/ Р. Дарендорф // Социометрическое исследование, 2023 г. - №5. – С. 142 – 147.
17. Иванкова, Р.А. Игра, как средство изучения детских взаимоотношений [Текст] / Р.А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - 2008. – С. 64 – 68.
18. Зиммель, Г. Человек как враг [Текст] / Г. Зиммель// Социологический журнал. – 2021. – №2. – С.114 – 119.
19. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение [Текст] / В.П. Шейнов. – Минск, 2019. – 196 с.
20. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику [Текст] / Н.Г. Яковлева, В.Я. Зедгенидзе. - СПб.: Валери СПД.; М.: ТЦ «Сфера», 2021. – 187 с.