Фрагмент для ознакомления
2
Радио, как одна из старейших и наиболее динамично развивающихся форм СМИ, продолжает занимать свое место в современном медиапространстве.
Актуальность работы: в эпоху бурного развития Интернета и цифровых технологий радио не только сохраняет свою аудиторию, но и активно привлекает новых слушателей. Одна из форм, которая активно используется на радио, - это радиопередачи. Этот жанр радиопрограмм представляет собой развлекательный или информационный контент, который сочетает в себе разговорные, музыкальные и другие элементы и ориентирован на определенную аудиторию.
В этой курсовой работе мы рассмотрим феномен радиошоу на примере одного из самых популярных и известных проектов на российском радио – шоу "Бригада У". Этот проект, сочетающий элементы разговорного жанра, юмора и музыкального па, завоевал симпатии миллионов слушателей и стал особым явлением в современной радиоиндустрии.
Целью курсовой работы является изучение структуры, содержания и особенностей радио-шоу "Бригада У", а также анализ его влияния на радиоаудиторию и его роли в медиапространстве. Для достижения этой цели решаются задачи:
изучить структуру и содержание радиопередачи.
рассмотреть особенности подачи материала и ведущего радио шоу.
изучить аудиторию радиостанции и ее характеристики.
выявить влияние радиопередач на аудиторию и их роль в медиапространстве.
Объектом исследования является радиопередача "Бригада У" как образец современного радио контента, ориентированного на потребности и вкусы аудитории в сфере развлекательного вещания. В ходе анализа будет изучено содержание программы, структура, формат, а также методы и технологии, используемые для привлечения и удержания слушателей.
Предметом исследования является специфика создания и продвижения радиопередачи "Бригада У" на примере ее концепции, жанровых особенностей, навыков ведущих, а также стратегий продвижения и взаимодействия с аудиторией. В исследовании рассматриваются факторы, влияющие на успех программы, такие как выбор тем, сочетание развлекательных и информационных элементов, а также использование современных медиа-платформ и социальных сетей для расширения аудитории и повышения вовлеченности слушателей.
Работа включает в себя анализ записей радиопередач, изучение отзывов и мнений слушателей, а также интервью с участниками проекта. Результаты исследования помогут лучше понять, как радиопередачи работают в современном мире.
Глава 1. Теоретические основы радиошоу
1.1.Особенности жанра радио шоу
Не только в Америке, но и в других западных странах жанр ток–шоу, зародившийся на американском телевидении в 60-х годах и получивший широкое распространение в 80-х, был "зафиксирован" в российских СМИ - сначала на телевидении, затем на радио. Происхождение радиошоу объясняет его сходство с телевизионным ток-шоу с точки зрения основных коммуникативных и прагматических характеристик. Это разговорный жанр, поэтому он основан на диалоге и присутствии в речевой ситуации в студии как минимум двух участников.
Различия в жанре ток-шоу на радио и телевидении обусловлены особенностями телекоммуникаций (их визуализация) и радиосвязи (отсутствие визуализации), т.е. в основном они связаны с особенностями восприятия передачи приемником: телешоу адресовано аудитории (аудиовизуальное восприятие). - радиопередача передается для слушателей (слуховое восприятие). Подавляющее большинство телешоу записывается на пленку, а радиопередачи транслируются в прямом эфире. Самое важное различие связано со сценарием, который определяет участников ситуации. В телевизионном ток-шоу большое внимание уделяется направленности программы: все телепередачи рассчитаны на аудиторию, присутствие зрителей в студии (обычно несколько десятков) обязательно, возможно участие компетентных экспертов.
Радиопередача часто основана на диалоге между ведущим и гостем студии. Основные принципы постановки шоу определяют характер взаимодействия участников. Классический жанр ток-шоу предполагает наличие треугольника: ведущий - приглашенные собеседники - аудитория/слушатели. В этом контексте центральным сюжетом телешоу является многократное обращение к участникам диалога "на сцене", к аудитории, а также условное взаимодействие со зрителями или асоциальное взаимодействие. На радио тактика сближения, основанная на открытости и доверии, готовности к диалогу, реализуется в непринужденном, оживленном общении с гостями студии и в интерактивном общении со слушателями.
Особенностью передач в жанре радио шоу является включение в программу радиослушателя, читающего электронные новости, текстовые сообщения. Особенности речевого общения в ток-шоу определяются, прежде всего, участниками, выступающими с этой речью, точнее, характеристиками, которыми обладают те или иные участники программы. Стратегия многих программ в жанре радиопередач связана с желанием представить собеседника не только как специалиста в определенной области, но и как неординарную личность, человека со своими интересами и увлечениями.
Ведущий не ограничивается вопросами, связанными с профессиональной деятельностью участников, в диалоге гость предстает разносторонней, порой неожиданной личностью. Особенностью ток-шоу на радио является коммуникативное и прагматичное отношение к позитиву, в отличие от очень распространенных телевизионных ток-шоу, в основе которых лежит большая часть конфликта.
Формат радиостанции определяет "содержание" ток-шоу. Русские перцы (русское радио), Бригада-У, Европа-плюс. В музыкально - развлекательной радиостанции ток-шоу после эфирного времени в утренних и вечерних передачах четко разделены: утренние шоу "мурзилки LIVE" (Autoradio), "Русские перцы" (русское радио), "Бригада-У", "Крутой подъем" (Европа плюс); вечерние шоу-программы "Электронная шоу с Беллой огурец" (русское радио), "радио активное шоу (RUSH)" ("Европа плюс"); Выходные дни шоу "Все в разговоре" ("Европа плюс").
Задача таких ток-шоу - развлечь слушателей. Ток-шоу на музыкальных станциях - это смесь разных, порой, казалось бы, несовместимых жанров, когда поочередно проводятся беседы с психологом, игры со слушателями, компрометирующие новости из мира политики, шоу-бизнеса и т.д.
Сегодня передача информации по радио очень распространена и, кроме того, важна. Благодаря такому способу передачи информации, как радио, мы можем очень быстро узнавать о мировых и федеральных событиях. Радио доступно и лаконично информирует людей о полезных экономических, социальных и информационных материалах. Кроме того, этот вид СМИ выполняет свою воспитательную функцию, а просветительская деятельность позволяет также устно знакомиться с действительностью. “Благодаря радио и телевидению жители узнают новости политики, слушают музыку или расслабляются. Обычно эфир радиостанции занят репортажами (как в прямом эфире, так и в записи), интервью (или комментариями)”.
Одним из факторов, способствующих развитию радио (после активного внедрения Интернета в нашу жизнь), является то, что его активно слушают автомобилисты. После новостей и прогнозов погоды, как правило, хочется расслабиться и послушать музыку. Отчасти потому большая часть радиопередач состоит из песен самых разных жанров и стилей. Но радио все равно не выжило бы, если бы не развивающийся интернет. На современном этапе российские радиостанции привлекают слушателей в различных форматах контента.
Мы все хотим быть в курсе событий, мы можем их создавать, получать, передавать. Таким образом, предметом информации является средство коммуникации (телевидение, радио, журналы, информационное агентство).
Объектом информации является отдельный человек, социальная группа и общество в целом. В этой цепочке субъект всегда воздействует на объект. Он делает это путем представления готовых, актуальных и обработанных фактов. Что касается непосредственных возможностей радио, то ситуация следующая: слушателем может быть объект (на который передается информационное сообщение) и субъект (то есть тот, кто воспринимает полученные данные и дать ответ на них).
Важно, чтобы радио включало элемнет общения со слушателями. Общение - это глубокий двусторонний процесс взаимного открытого, искреннего обмена информацией, внимательного диалога (два говорящих) и полилогического (более двух говорящих) интервью, заинтересованного разговора равноправных субъектов информационного взаимодействия, определяющим эти термины является Ю.В. Клюев, автор учебника по журналистике.
Что такое диалог по радио? Да, это абсолютно равноправный разговор между сторонами, которые общаются. Но особенность радио в отличие от других каналов массовых коммуникаций в том, что оно способно гораздо ярче передавать психологию и настроение тех, кто в данный момент находится в студии и транслирует людей. Кроме того, преимуществом будет то, что в студии человек не сможет думать о том, как он выглядит (по телевизору, например, это не получится), нужно только следить за его речью, произносить текст четко и лаконично. Это действительно важный момент, потому что написание текста для радио - это отдельный разговор. Они должны не только передавать содержание основной идеи сообщения или отчета, но и быть понятными слушателю. Радио невольно обязывает ведущего демонстрировать интеллектуальные и профессиональные коммуникативные способности, демонстрировать навыки красноречия и ораторского искусства. .
Радиопрограммы должны выходить в эфир регулярно. Для этого существует так называемая сеть вещания, которая определяет конкретное время каждой передачи. В связи с тем, что эфиры формируются из определенной аудитории, слушатель каждой FM-волны примерно знает, что он будет слушать. Постоянный слушатель формируется, когда у него "вырабатывается" привычка к постоянным передачам. Стоит отметить, что радио работает почти 24 часа в сутки из-за своего в основном "фонового" звука. Это помогает удерживать аудиторию и постоянно находиться в поле зрения слушателей. Радио привлекает тем, что создает коммуникацию, представленную живым, активным языком. Как упоминалось выше, то, что мы слышим без изображения, дополняется нашим воображением, в результате чего FM-волна дает слушателю свободу видеть ситуацию.
В целом можно выделить следующие типы радиостанций:
- информационные - в эфире практически отсутствует музыка: обычно новости "прокручиваются" с постоянным обновлением информации и рекламными вставками, реже к выпускам новостей добавляются короткие ток-шоу;
Фрагмент для ознакомления
3
Учебники и учебные пособия
1. Козлова, О. А. Современные электронные СМИ : учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса направления подгот. бакалавров «Журналистика» / О. А. Козлова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. – 126 с.
2. Корконосенко, С. Г. Основы журналистской деятельности : учебник для бакалавров / С. Г. Корконосенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2014.- 301-305с.
3. Корконосенко, С. Г. Преподавание журналистики в высшей школе : учеб. пос. – СПб.: Своe издательство, 2015. – 111с.
4. Клюев, Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учеб. пособие / Ю. В. Клюев. СПб. : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015. – 13-21с.
5. Мельник, Г. С. Основы творческой деятельности журналиста : конспект лекций и практикум / Г. С. Мельник, К. Е. Виноградова, Р. П. Лисеев. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. – 36- 54с.
6. Мисонжников, Б. Я. Журналистика: введение в специальность: учеб. пособие / Б. Я. Мисонжников, А. Н. Тепляшина. – СПб. : Филол. ф-т СПбГУ, 2012 – 90с.
7. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов / 8-е изд. Испр. – М. Аспект Пресс, 2011 – 238-253с
8. Федотова, Н.А. Рекреативные функции СМИ: учеб.-метод. Комплекс / Минск : БГУ, 2014. – 11-18с. 66
Статьи
9. Бахир, П.А. Образ коммуникатора в российских ток-шоу и его воздействие на аудиторию // Журналистика России в условиях перехода к информационному обществу. – сборник научных статей / отв. ред. Ел. В. Мартыненко. – Москва : РУДН, 2016 г., Вып. №1, С. 63-68.
10. Березняков, Д.В., Профессионализация в сфере «новых медиа»: несколько замечаний к дискуссии // Вестник новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. – 2013г, Вып № 6, С 1-5.
11. Бочкова Е.А. Культура речи ведущих на радио // Проблемы современного радиовещания. – статья в сборнике трудов первой научнопрактической конференции Фил. фак-та, кафедры массовых коммуникаций / 2015г., Вып №8, С 13-15.
12. Евдокимов, В.А., Инфотеймонт в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – Журнал/ 2015г. Вып № 5. С. 215-216.
13. Егошкина, В.А. Формат радиостанций и форматообразующие признаки радиопрограмм // Коммуникативные исследования. – журнал / 2017г . Вып. № 2 (12). С. 61–68.
14. Клюев, Ю.В., Публичность радиоречи // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: филология, история, востоковедение. – 2015г. Вып. № 2 (61). С. 2-6.
15. Лебедева, Т.А., Радиошоу вчера и сегодня // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2012г. Вып. № 3-4, С. 15-20.
16. Нестерова, Н.Г., Ток-шоу на радио как новая дискурсивная практика // мир науки, культуры, образования. – 2015 г. Вып. № 4(53). С. 1-5.
17. Нестерова, Н.Г. Фащанова С.В., Специфика коммуникативной организации ток-шоу на радио // коммуникативные исследования. – 2014 г. Вып. № 2. С. 1-7. 67
18. Полиит-Заниздра, Т. А., Бренд-журналистика – новое направление в маркетинге или в журналистике? // Молодой ученый. – 2014 г . . Вып. № 12. С. 351.
19. Росс, Е.А., Слагающие успешного ток-шоу на радио // Медиасреда. – 2014г. Вып. № 9. С. 2.
20. Рустамова, Д., Проблемы соблюдения этики и национальных традиций в программах радиовещания // Вестник. – 2017г. №4- 5, С. 300.
21. Симакова, С.И., Журналистика данных как современное направление журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2013г . Вып. №1 (11). С. 52-56.
22. Снежкова, И.А., Интертекстуальный аспект речей Т. Манна на радио ББС // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – 2014г, № 28, С 1-5.
23. Терехов, А.Н., Рысин, Ю.С., Некоторые пороги восприятия запаздывающих акустических сигналов (эхо – сигналов) // Тсомм: телекоммуникации и транспорт. – 2015г. Том 9 № 4, С. 52.
24. Уланова, Е.Э. Ток-шоу: характеристики, компоненты, особенности talk show: characteristics, components, special aspects // Междисциплинарные аспекты лингвистических исследований. – 2016 г. Вып. № 1 (5). С. 1-7. Электронные ресурсы
25. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования [Электронный ресурс]: // Научнокультурологический журнал: электронный журнал. – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=1114&level 1=main&level2=articles