Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Обобщая эти литературные ис-точники, можно сказать, что на психологические аспекты эмоциональной сферы женщин среднего возраста оказывают влияние гормональная пере-стройка, социальная роль женщины, наличие семьи и качество семейных от-ношений, а также степень адаптации к изменениям.
Если эти показатели неблагоприятны, то физиологический ресурс женщины снижается. Это приводит не только к снижению потенциального потенциала в будущем, но и к ряду заболеваний. Потому что, согласно теории Александрова, психосоматические заболевания возникают в результате физиологических изменений, связанных с эмоциональным стрессом в невро-тическом состоянии. Кризисное состояние человека, как правило, является положительным явлением, поскольку дает толчок к дальнейшему совершен-ствованию личности в ее развитии.
Жизнь человека в любом возрасте обычно представляет собой движе-ние, перемены и, следовательно, развитие. А при патологии - движение, из-менения и, как следствие, регресс.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Проблема исследования - выявить условия проявления психоэмоцио-нальных особенностей женщин среднего возраста в процессе психической саморегуляции.
Объектом исследования являются особенности проявления психо-эмоциональных особенностей женщин среднего возраста в процессе психи-ческой саморегуляции.
Предметом исследования являются психоэмоциональные особенности женщин среднего возраста в процессе психической саморегуляции.
Цель исследования: выявить эффективные условия проявления пси-хоэмоциональных особенностей женщин среднего возраста в процессе пси-хической саморегуляции.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть кризис среднего возраста у женщин.
2. Описать особенности эмоциональной сферы женщин среднего воз-раста.
3. Дать оценку понятию «саморегуляция»: терминологии и основные подходы.
4. Проанализировать проявления психоэмоциональных особенностей женщин среднего возраста в процессе психической саморегуляции.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, ос-вещённых в научных источниках.
§1. Кризис среднего возраста у женщин
С точки зрения Эрика Эриксона, основная дилемма для развития взрос-лого человека среднего возраста - это дилемма страха. Тревога - это очень широкий термин в теории Эриксона, который охватывает как родительские отношения — рождение и воспитание детей - так и большую часть того, что подразумевается, когда говорят о «продуктивности» или «креативности» - компетентность в определенной области, способность вносить свой вклад. Итак, страх - это концепция, близкая к самореализации, которую Абрахам Маслоу определяет как желание человека стать как можно лучше. В выбран-ной ими профессии люди стремятся делать все возможное и совершенство-ваться настолько, чтобы достичь самого высокого уровня компетентности, на который они способны.
Люди стремятся быть верными друзьями, заинтересованными гражда-нами и достойными партнерами. Они работают над развитием своих сильных сторон и, по возможности, исправлением недостатков, чтобы стать как можно более совершенными. Более того, понятие неудачи тесно переплетается с архетипом самости, введенным Карлом Юнгом. И именно беспокойство че-ловека, возникающее в результате неспособности достичь «самости» и «са-мореализации», является проявлением кризиса среднего возраста [24].
По определению Штейна, наиболее остро в этот период проявляются такие фундаментальные проблемы индивидуального развития и личностной рефлексии, как чувство привязанности к другим людям, переживание их ут-раты, чувство идентичности, надежды и отчаяния, согласно М. Психическая целостность человека часто проверяется почти на грани краха. Тот, кто про-шел через это трудное путешествие и вышел в спокойное море, никогда не остается прежним. Кризис среднего возраста ломает одних, делает других цельными. Кризис порождает более глубокую форму целостности, чем можно себе представить.
Теория Эриксона фокусируется на этапах развития детей; содержащий-ся в ней взгляд на средний возраст сформулирован лаконично и в общих чер-тах.
Теоретики, сосредоточившиеся на среднем возрасте, пытались разрабо-тать некоторые проблемы этого возраста, описывая более важные вопросы и определяя большее количество этапов. Важно отметить, что эти этапы были разработаны почти исключительно на основе изучения белых людей из сред-него класса. Классическим примером этого является периодизация жизни Левинсона. Кроме того, я хотел бы отметить, что подавляющее большинство работ, посвященных кризису среднего возраста, посвящено лечению этой проблемы у мужчин.
Видимо, это связано с тем, что в прошлом мужчины делали карьеру, обеспечивали родственников, больше времени проводили в обществе других и, соответственно, проявления кризиса среднего возраста были замечены и описаны на их примере. В то время как женщины, которые часто были огра-ничены очень узким кругом людей и не демонстрировали свои душевные страдания на глазах у посторонних, исследователи рассматриваемой нами проблемы не привлекали к себе столь пристального внимания. Но женский кризис среднего возраста - это не менее, а иногда даже более острая проблема, требующая долгой, кропотливой и кропотливой работы, как со стороны психолога, так и со стороны самой клиентки [6].
Но прежде чем подробнее остановиться на проблеме кризиса среднего возраста у женщин, давайте рассмотрим проявления этой проблемы, которые практически одинаковы у представителей обоих полов. Важнейший момент психологического развития, связанный с кризисом среднего возраста, связан с фундаментальным изменением отношения - от идентичности эго к иден-тичности «я». Если эта трансформация не удастся, вторая половина жизни будет пронизана чувством неудовлетворенности и горечи, чувством потери внутреннего смысла (невроз). Положительный исход кризиса среднего воз-раста сулит хорошие перспективы для роста творческого потенциала, обре-тения мудрости, правильного и целостного понимания себя в пожилом воз-расте. Психологи по-разному описывают выход из кризиса среднего возраста, но в целом многие согласны с предложенной Штейном периодизацией этого кризиса. В нем подчеркиваются три этапа процесса трансформации в середине жизни. Первый этап связан с безвозвратной потерей и требует раз-рыва с прошлым - старыми мечтами, мифами, идеалами, иллюзиями. Их сле-дует оплакивать и хоронить [2].
После этого наступает период «напряжения», неуверенности: возникает множество вопросов, наиболее важным из которых является вопрос о вашей прежней идентичности и понимании себя. Этот критический период называ-ется лиминальностью. Важно отметить, что период лиминальности не закан-чивается в ближайшее время. Попытка преждевременно завершить этот пе-риод приводит к прекращению реализации творческого потенциала, ставит под угрозу его существование и происходит переход к следующему этапу жизни. За это время формируется новый мир, и для этого нужно время. И, наконец, на третьей стадии рождается новая личность, и ей тоже нужно время, чтобы проявить свои качества и найти стабильную жизненную позицию.
Следует отметить, что точно определить границы этих стадий невоз-можно, одна плавно переходит в другую, и в некоторых случаях их повторное прохождение отмечается при неполном или неэффективном пребывании в кризисе среднего возраста.
Между тридцатью и сорока годами (сразу следует отметить, что эта возрастная градация довольно условна и неточна, а цифры для жителей Рос-сии, по мнению российских психологов, отличаются еще больше) многие люди начинают пересматривать свои прежние супружеские, профессиональ-ные и жизненные цели. Иногда это связано с разводом и сменой профессии. Кроме того, первые годы после тридцати, как правило, являются временем привыкания к новым или только что подтвержденным решениям и жизнен-ным целям.
Наиболее заметным и потенциально ценным симптомом в среднем воз-расте является внутренний конфликт. Юнг пишет, что абсолютно невыноси-мый внутренний беспорядок является свидетельством их подлинной жизни [14]. Жизнь без внутренних противоречий - это либо только половина жизни, либо загробная жизнь, в которой живут только ангелы. Трансформация в се-редине жизни является ключевым моментом перехода от первой половины жизни ко второй. Это отражает не только кризис эго, но и возможность стать независимой личностью, рождение нового личностного центра в самопозна-нии. То, что уходит корнями в личную историю в этот период, будет прино-сить свои психологические плоды на протяжении всей последующей жизни индивида.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев, Х. Ключ к себе. Этюды о саморегуляции; Центр саморе-гуляции человека - М., 2020. - 160 c.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. — М.: Аспект Пресс. 2022. 363 с.
3. Болотова А. К. Настольная книга практикующего психолога. — М.: Юрайт. 2024. 342 с.
4. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. — М.: Юрайт. 2024. 342 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Б. А. Соснов-ского . — М.: Юрайт. 2024. 360 с.
6. Гулина М. А., Зинченко Ю. П. Консультативная психология : учебника. — М.: Издательство МГУ. 2023. 383 с.
7. Диянова З. В., Щеголева Т. М. Общая психология. Познаватель-ные процессы. — М.: Юрайт. 2024. 132 с.
8. Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней. — М.: Академический Проект. 2024. 510 с.
9. Заварзина О. В. Психология общения. ВО. Учебник. — М.: КУРС. 2024. 184 с.
10. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология: Учебник для вузов. — С-Пб.: Питер. 2024. 896 с.
11. Кашапов М. М., Филатова Ю. С. Психология конфликта. — М.: Юрайт. 2024. 217 с.
12. Клиническая психология: Учебник для вузов / под ред. Б. Д. Кар-васарского. — С-Пб.: Питер. 2023. 896 с.
13. Крысько В. Г. Социальная психология. — М.: Юрайт. 2024. 554 с.
14. Марютина Т. М. Дифференциальная психология. — М.: Юрайт. 2024. 516 с.
15. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологиче-ский ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. № 10. С. 13–24.
16. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека. Фун-даментальные и прикладные исследования современной психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2017. 37 с.
17. Моросанова В.И. Развитие ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека. Пси-хология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени: монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 472 с.
18. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс дос-тижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Мос-ковского университета. Сер. 14. Психология. 2021а. № 1. С. 3–37. doi: 10.11621/vsp.2021.01.01.
19. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: КогитоЦентр: Университетское психологическое образование, 2015. 304 с.
20. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморе-гуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диаг-ностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 109–123.
21. Немов Р. С. Общая психология. Введение в психологию. — М.: Юрайт. 2024. 728 с.
22. Немов Р. С. Общая психология. Познавательные процессы и пси-хические состояния. — М.: Юрайт. 2024. 1272 с.
23. Немов Р. С. Общая психология. Психология личности. — М.: Юрайт. 2024. 941 с.
24. Немов Р. С. Психология. — М.: Юрайт. 2024. 502 с.
25. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Юрайт. 2024. 412 с.
26. Общая и социальная психология / под ред. Б. А. Сосновского. — М.: Юрайт. 2024. 482 с.
27. Палуди, Мишель Женская психология / Мишель Палуди. - М.: Прайм-Еврознак, 2019. - 384 c.
28. Психология и педагогика / под ред. В. А. Сластенина, В. П. Ка-ширина. — М.: Юрайт. 2024. 542 с.
29. Розинская, Тамара 40+. Особенности женского возраста / Тамара Розинская. - М.: Издательские решения, 2016. - 902 c.
30. Самыгин С. И. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2024. 320 с.
31. Сарычев С. В., Логвинов И. Н. История психологии в 2 частях. Часть 1. — М.: Юрайт. 2024. 230 с.
32. Симатова О. Б. Психолого-педагогические программы. Разработ-ка и реализация. Учебное пособие для вузов. — М.: Лань. 2023. 132 с.
33. Слотина Т. В. Психология отношений. — С-Пб.: Питер. 2023. 368 с.
34. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. — М.: Юрайт. 2024. 362 с.
35. Социальная психология развития / под ред. Н. Н. Толстых. — М.: Юрайт. 2024. 544 с.
36. Социальная психология: современная теория и практика. — М.: Юрайт. 2024. 226 с.
37. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. — М.: Юрайт. 2024. 599 с.
38. Специальная психология в 2 томах. Том 2 / под ред. В. И. Лубов-ский. — М.: Юрайт. 2024. 277 с.
39. Узнадзе Д. Н. Психология и педагогика. Теория развития ребёнка. — М.: Амрита-Русь. 2023. 268 с.
40. Хорни, Карен Женская психология / Карен Хорни. - М.: Восточ-но-европейский институт психоанализа, 2017. - 224 c.