Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из ключевых факторов успеха деятельности предприятия является выбранная им политика ценообразования. Формируя цену на товары и услуги предприятия стремятся возместить затраты на их изготовление и реализацию и получить прибыль.
Уровень цен формируется под влиянием целого ряда взаимосвязанных факторов. В рыночной экономике цена выполняет экономическую, учетную, стимулирующую и распределительную функции, регулирует спрос и предложение, обеспечивает конкурентоспособность на рынке.
Поэтому при выходе на рынок, прежде чем назвать цену на товар предприятия проводят исследование сегмента рынка, оценивают перспективность и прибыльность товара, а также возможности в конкурентной борьбе.
Установление уровня цен предприятием должно основываться на факторах, относящихся к спросу, т.е. на оценке того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар, а также факторах предложения, т.е. на производственных, коммерческих и административных затратах.
В связи с вышесказанным, анализ уровня и динамики цен на товары и услуги в рыночной экономике имеет большое значение и является актуальным.
Различным аспектам ценообразования и ценовой политики предприятия были посвящены работы таких ученых как А.Г. Аганбегяна, Г.П. Журавлевой, М.Р. Ефимовой, Г.В. Савицкой и др.
Тем не менее, в современных отечественных условиях, по мнению экспертов, «отсутствие понимания сущности цены и ценовой политики» на макроуровне приводит к кризисам в экономике, а на уровне предприятий – к финансовым потерям. [Лев, с. 6]
В курсовой работе предпринята попытка исследовать теоретические и практические аспекты ценообразования на товары, ценовую политику предприятия.
В связи с вышесказанным тема исследования представляется актуальной. Цель курсовой работы – проанализировать ценовую политику предприятия.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи курсовой работы:
- изучить экономическое содержание цены;
- рассмотреть порядок формирования ценовой политики ;
- определить методику анализа уровня цен;
- проанализировать уровень средних цен по основным продуктам;
- дать анализ изменения уровня средних цен;
- проанализировать влияние уровня цен на выручку о продаж;
- разработать мероприятие по формированию оптимального уровня цен
Объект исследования – ОАО Омская макаронная фабрика «Добродея»..
Предмет исследования – уровень и тенденции изменения цен.
В ходе написания курсовой работы применялись методы общенаучные, методы наглядного изображения результатов исследования, в том числе табличный, графический, использовались методы исчисления абсолютных, относительных и средних показателей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе «Теоретические основы ценовой политики и уровня цен» раскрыто экономическое содержание понятия «цена», изучен порядок формирования ценовой политики, приведены показатели, характеризующие уровень цен.
Во второй главе «Современное состояние ценовой политики на примере предприятия» проанализирован уровень и динамика средних цен на макаронные изделия, определены факторы влияния на выручку, разработано мероприятии по формированию оптимального ассортимента продукции.
В заключении приведены выводы, содержащиеся во всех разделах работы.
Список литературы содержит 8 источников. Курсовая работа включает приложения.
.
Глава 1 Теоретические основы ценовой политики и уровня цен
1.1 Экономическое содержание цены
Понимание и обоснование ценовой политики на уровне предприятия требует определиться с самим понятием «цена».
Цена является историческим продуктом развития товарно-денежных отношений.
Вместе с развитие товарно-денежных отношений предпринимались попытки понимания её сущности и в настоящее время в экономической науке выделяют два подхода к пониманию сущности цены: трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.
В 17-18 веках, в рамках классической политической экономии, английские экономисты Адам Смит, Давид Рикардо, Уильям Петти выдвинули идею, что товар является результатом труда человека, соответственно, трудом в процессе производства одновременно создается стоимость товара. Стоимость товара, в рамках трудовой теории стоимости, представляет собой общественно-необходимые затраты труда, а цена – стоимость товара, выраженная в деньгах.
Теория предельной полезности, представителями которой являются У.С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, считают, что цена определяется не затратами труда, а полезностью для человека, причем предельной полезностью, под которой понимают готовность человека приобрести товар по этой цене.
Итак, трудовая теория стоимости объясняет сущность цены с точки зрения производителя, т.е. со стороны предложения, а теория предельной полезности с точки зрения потребителя, т.е. со стороны спроса.
Современные ученые пытаются согласовать оба подхода. Это находит выражение в том, что на предприятии цены формируется исходя из затратного метода, а при рыночном ценообразовании – под воздействием спроса и предложения.
Соотношение элементов, входящих в цену товара представляет собой, как показано на рис. 1, ее структуру.
Себестоимость Прибыль Акциз НДС Снабженческая надбавка Торговая надбавка
Оптовая цена предприятия
Отпускная цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия с НДС
Продажная цена оптового посредника
Розничная цена
Рисунок 1 – Структура цены формирования розничной цены
В общем виде цена любого товара состоит из трех составляющих:
- издержки (себестоимость) производства и реализации;
- налоги, сборы, отчисления;
- прибыль.
Основным по значимости элементом в составе цены товара для предприятий является его себестоимость, т.е. затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
Структура цен как по основным элементам (себестоимость, прибыль, налоги), так и по составу этих элементов, может существенно отличаться по отдельным товарным группам и товарам. Это определяется рыночной конъюнктурой и спецификой производимой продукции. Рынок определяет уровень цены и, следовательно, размер прибыли и налогов.
Свободные розничные цены формируются в зависимости от конъюнктуры рынка, потребительских свойств товара, места производства и реализации продукции, размера косвенных налогов (или дотаций), допустимых оптовых и розничных надбавок.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гост 51862012 «Макаронные изделия».
2. Асканова О.В. Ценообразование. Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения экономических направлений /Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2022. – 57 с.
3. Асканова О.В. Экономический анализ. Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения экономических направлений /Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2020. – 84 с.
4. Болдырева Н.П. Ценообразование: учебное пособие /Н.П. Болдырева. – Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2017. – 165 с.
5. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Практикум по социально-экономической статистике: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 448 с.
6. Карпова С.В. Управление ценами: учебник /С.В. Карпова, В.Н. Русин, И.В. Рожков; под ред. С.В. Карповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 258 с.
7. Колобова Н. Ф. Калинина А.П. Экономический анализ. – 8-е изд. перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2022. – 632 с.
8. Лев М.Ю. Цены и ценообразование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогобложение» /М.Ю. Лев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 383 с.
9. Магомедов М.Д. Ценообразование: Учебник для бакалавров /М.Д. Магомедов, Е.Ю. Куломзина, И.И. Чайкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2017. – 248 с.
10. Панько Ю.В. Яшкова Н.В. Экономический анализ. Учебно-методическое пособие. – М.: Мир науки, 2018. – Режим доступа: http: //izd-mn.com/PDF/29MNNPU18.pdf
11. Социально-экономическая статистика: учебник для бакалавров /под ред. М.Р. Ефимовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 591 с.
12. Средние потребительские цены в Российской Федерации в 1991 2023 годах //https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Demogr_ejegod_2023.pdf (дата посещения 05.05.2024).
13. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: Учебник для бакалавров /Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжкова и др.; под ред. док. техн. наук, проф. Л.Г. Елисеевой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2013. – 930 с.
14. Ценообразование: учебник и практикум /под ред. Г.А. Маховиковой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 463 с.
15. Ценообразование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /под ред. Т.Г. Касьяненко. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 437 с.
16. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 663 с.
17. Экономика организации (предприятия): учебное пособие /Т.К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред д-ра экон. наук, проф. Т.К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. – 260 с.
18. Экономика предприятия: учебник и практикум для вузов /А.В. Колышкин [и др.]; под ред. А.В. Колышкина, С.А. Смирнова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 508 с.
19. Экономический анализ: учебник для вузов /Н,В. Войтоловский [и др.]; под редакцией Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.Ию Мазуровой. – 8-е изд., перераб и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 631 с.
20. Яркина Н.Н. Экономика предприятия (организации): учебник /Н.Н. Яркина. – Керчь: ФГБОУ ВО «КГМТУ», 202. – 445 с.