Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматриваются особенности использования современных технологий в режиссуре массовых театрализованных праздников и представлений. Эта тема особенно актуальна и интересна для изучения, поскольку массовые праздники, представления на протяжении многих веков занимают огромное место в культуре, в повседневной жизни, составляя основу праздничной культуры. И от режиссера массового праздника многое зависит: создание атмосферы, степень выраженности и репрезентации идеи представления, праздника, его успешность. Современные технологии в значительной степени упрощают выполнение этой значимой задачи.
Объект исследования – режиссура театрализованных представлений и праздников.
Предмет исследования – современные технологии в режиссуре театрализованных представлений и праздников.
Цель работы – изучение некоторых аспектов использования современных технологий в режиссуре массовых праздников и театрализованных представлений.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности режиссуры массовых театрализованных праздников и представлений
2. Изучить режиссерские приемы и методы создания массовых театрализованных праздников и представлений.
3. Рассмотреть современные технологии в режиссуре театрализованных представлений и праздников (презентации, шоу, световые, пиротехнические, лазерные шоу).
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1.Общие особенности и средства режиссуры массовых праздников и театрализованных представлений
1.1.Театрализованный массовый праздник как феномен культуры
Акт игры максимально проявляется в таком социально-художественном явлении, как праздник. Здесь игра претворяет себя безгранично и беспредельно. Праздник не боится максимальной абсолютизации игрового компонента. С одной стороны, в любом празднике, наряду с безусловным существует нечто условное, выражающееся в ритуале, построении праздника. Но вместе с тем, праздник способен создавать для человека ситуацию во многом безусловную: предоставляет ему возможность полностью осуществить себя в стихии импровизации. В этом смысле, праздник отличается от искусства тем, что в искусстве человек, прежде всего зритель, а в празднике - участник. Праздничная игровая стихия уже не просто сообщается человеку разными особенностями художественного текста, но самим им творится и разыгрывается.
Происхождение праздников связано с мифами. Например, в некоторых австралийских племенах бытовало мнение, что праздничные церемонии ввел мифическое существо Лумалума, показавший перед своей смертью пять священных ритуалов, тайных для женщин, и семь - открытых для любого человека. Подобным же образом во многих древних цивилизациях верили, что любой праздник как бы повторяет священный, сакральный, и следовали, как отмечает известный религиовед Мирча Элиаде, индийской теории, выраженной в священных текстах - Упанишадах: «Мы должны делать то, что делали вначале боги». Как бы то ни было, традиция праздников восходит к древнейшим временам и, видимо, существует столько же, сколько живет на свете человечество .
В древности в период праздников люди приобщались к делам священным. Церемониальные праздничные циклы от двух до четырех-шести месяцев в году, так что количество праздничных дней нередко равнялось числу трудовых будней, а порой даже превышало его, вовлекая в стихию праздника почти все сообщество. Праздники обычно проводили на огороженных ритуальных площадках или в специальных сооружениях, например в мужских домах, центрах общения молодых мужчин и холостяков. Имелись и тайные ритуалы, в которых участвовали только взрослые мужчины, прошедшие обряд инициации (чужака, случайно оказавшегося поблизости от ритуальной площадки могли умертвить). Однако самые древние - это массовые и веселые праздники, напоминающие народные карнавалы: здесь нет активных участников и пассивных зрителей.
Сам по себе феномен праздника не знает завершенности; если художественное произведение имеет начало и конец, то длительность и интенсивность праздника всегда зависит от его участников. В этом смысле, праздник есть сама жизнь, оформленная игровым образом. В празднике дозволено все, этим праздник отличается от искусства; это иллюзия, перенесенная в жизнь .
Праздник является идеальным миром, который на время обретает черты реальности. Праздник является также и символом всего того, чего в обычной жизни человеку не хватает, соответственно, праздники наделены компенсаторной функцией. Праздник выступает в качестве многогранного социального явления, отражающего исторические, экономические и художественные ценности нашего народа. Многофункциональность праздника способствует тому, что человек духовно развивается, формируется его личность.
Типы праздников удивительно разнообразны, некоторые праздники пришли к нас из древности, в частности, речь идет о праздниках календарного цикла. Эти праздники отражают синтез традиционных обрядово-ритуальных и игровых элементов с новыми, привнесенными современными явлениями жизни, художественной культуры, потребностями и социально-трудовыми процессами общения людей. Сейчас мы можем видеть явление активного возрождения фольклорных праздников, красочных и богатых в плане жанрового разнообразия. Эти праздники наделены как эстетическим, так и воспитательным потенциалом.
В последнее десятилетие особую популярность приобрели фестивали различных видов искусств. Поводы для организации и проведения их самые разные: политические аспекты; развитие межнациональных культурных связей; установление деловых партнерских и дружеских контактов; выставки; масштабные спортивные состязания, конкурсы исполнительского творчества всевозможных жанров, стимулирующие их развитие. Также возрастает интерес к празднествам христианского церковного календаря и, прежде всего - Рождественскому и Пасхальному циклам.
Одной из существенных форм праздника являются театрализованные эстрадно-массовые мероприятия. Они, как никакие другие, являются противоположностью будничной, повседневной жизни. Именно об этом говорила в своем выступлении на факультете журналистики МГУ известный российский промоутер (организатор концертов и гастролей), генеральный директор компании SAV Entertainment Надежда Соловьева (на ее счету - гастроли в России таких артистов, как Элтон Джон, Стинг, Дэвид Боуи, Дэвид Боуи, Pet Shop Boys, Дайана Росс, Род Стюарт, Брайан Адаме, Лучано Паваротти, Depeche Mode, Scorpions, Пол Маккартни) .
Эстрадные зрелища многообразны по форме и воплощению. Эстрадное зрелище - это и сольный концерт артиста или группы, это сборный концерт, массовое мероприятие на открытом воздухе... Более того, они могут быть самостоятельны, а могут являть собой составную часть любого из перечисленных выше видов праздника. И в организации этого праздника сегодня ключевую роль играет режиссер. Он при постановке крупномасштабных спектаклей и зрелищ становится «генералом» в ходе всего организационно-творческого процесса. Именно он, как художник, создает стихию праздника, пользуясь самыми разнообразными красками. И технические средства занимают огромное место на палитре режиссера.
1.2.Выразительные средства современной режиссуры массовых театрализованных праздников и представлений
Как отмечают исследователи, выбор выразительных средств режиссером опирается не только на специфику представления и праздника, на задачи, поставленные режиссером, но также и на его гражданскую позицию. В случае с массовым театрализованным праздником или эстрадным представлением в распоряжении режиссера отдельные эпизоды, разножанровые номера, тем не менее, они объединяются одной идеей, целью, к которой направлены.
Режиссер действует на воображение, сознание участников, зрителей общими понятиями и более крупными сценическими символами. С этим, кстати, и связана особая сложность режиссуры массовых форм искусства, массовых праздников. Тем не менее, гражданская позиция режиссера, его личностное отношение также отражаются через выбранные выразительные средства режиссера. Лишь с этих позиций можно размышлять и говорить о тех многообразных способах решения темы, о тех выразительных средствах, которыми мы пользуемся при постановке массового действия и из которых нам нужно отобрать самое важное, самое интересное и живое, чтобы придать ему черты подлинной художественности.
Особое значение имеют такие средства выразительности, как мизансценирование, темпо-ритм, атмосфера.
Мизансценирование является важной и трудоемкой авторской частью режиссуры. Она должна характеризоваться направленностью на то, чтобы создать, а также и оживить внутренние предлагаемые обстоятельства, воссоздать, как отмечал великий К. Станиславский, жизнь человеческого духа .