Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства представлена многообразием институтов и имеет тенденцию к появлению новых институтов поддержки и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе, практикуется передача государственных полномочий по поддержке предпринимателей сторонним коммерческим организациям. Однако, деятельность данных институтов не структурирована, направления поддержки малого бизнеса дублируются, отсутствует централизованная единая «точка входа» для предпринимателей. Взаимодействие государственных учреждений с Заявителями из числа субъектов малого бизнеса и работы по организации информационной, аналитической, методической, правовой и других видов поддержки субъектов малого предпринимательства осуществляются без учета специфики деятельности и стадии развития предпринимательской организации, что обуславливает слабую зависимость от реального спроса и актуальных потребностей субъектов предпринимательской деятельности. Малый бизнес имеет немаловажную социально-экономическую роль, ведь оно поддерживает как социальную, так и политическую устойчивость, формирует рациональную структуры экономики, содействует ослаблению влияния структурных изменений, наиболее оперативно приспосабливается к изменениям потребностей того или иного рынка, содействует развитию регионов страны, обеспечивает рост доходной части бюджетов всех уровней, создает и применяет инженерные, промышленные, а также управленческие новшества.
Целью данного исследования является анализ государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
– описать сущность малого предпринимательства;
– рассмотреть виды и формы малого бизнеса;
– охарактеризовать нормативно-правовую базу регулирования малого бизнеса в Российской Федерации;
– исследовать государственную поддержку малого бизнеса в Российской Федерации;
– проанализировать муниципальную поддержку малого бизнеса в Российской Федерации.
Объектом исследования является политика в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.
Предметом исследования выступают пути развития поддержки малого предпринимательства на государственном и муниципальном уровне.
Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный).
Структура курсовой работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Сущность и природа малого бизнеса
Анализ научных работ отечественных авторов по определению сущности предпринимательства и предпринимательской деятельности показывает, что современная экономическая теория не дает однозначной трактовки сущности бизнеса или предпринимательской деятельности .
Первые теоретические исследования роли и функций малого бизнеса в экономике сделали западноевропейские ученые. Большая заслуга в формировании современной теории малого бизнеса принадлежит австрийскому экономисту И. Шумпетеру, который видел суть предпринимательства в том, чтобы внедрять в производство нововведения, воплощать в жизнь инновации .
Главная внутренняя причина экономического развития связана с творчеством человека, а новаторы-предприниматели - это те, которые способны превращать новые идеи в эффективные экономические решения .
П. Друкер отмечал, что рост экономики является непосредственным результатом непосредственных инновационных изменений. Ведущая роль в экономике принадлежит миллионам малых и средних предприятий, возглавляемых предпринимателями, действующих на свой страх и риск. По мнению П. Друкера, становление и развитие нового постиндустриального общества возможно при достаточно высоком уровне благосостояния населения и творческой активности современной интеллектуальной личности .
Современные тенденции глобализации и интеграции мировой экономики характеризуются широким использованием информационных технологий, формированием инновационной экономики и активным развитием высокотехнологичных отраслей экономики.
Малый и средний бизнес является неотъемлемым элементом рыночной экономики, значимость развития которого отмечается правительством любой страны во всех без исключения программах развития стабильного государства и обеспечения роста благосостояния населения. Его уникальность заключается в том, что именно субъекты сектора малого и среднего бизнеса (МСБ) способны обеспечить внедрение инноваций более быстрыми темпами, стабильный экономический рост, выход экономики из кризисной ситуации, а также увеличение уровня международной конкурентоспособности страны. Без развития МСБ невозможно формирование среднего класса. Благодаря ему повышается результативность производства, обеспечивается формирование справедливой рыночной цены на товары и услуги и рациональное использование имеющихся производственных ресурсов. Кроме того, именно субъектам МСБ характерна высокая мобильность, гибкость, скорость перелива ресурсов в соответствии с меняющимися спросом.
В структуре экономической активности обнаруживается важный элемент, а именно малый бизнес, который выделяется своей адаптивностью к изменениям в рыночной среде. Данный феномен вносит значительный вклад в динамизацию рыночных отношений и придает экономической системе особую подвижность и гибкость, что существенно влияет на ее функционирование. Деятельность малого предпринимательства способствует росту числа рабочих мест и создает благоприятные условия для более эффективного хозяйственного ведения. Отмечается, что уровень развития малого бизнеса и активность его участников играют существенную роль в формировании демократических институтов и укреплении прозрачности экономики общества .
Понятие «малое предпринимательство» используется для отделения небольших предприятий от крупных корпораций, основываясь на количественных параметрах. Значимость малого бизнеса в различных национальных экономиках привела к разнообразию определений в научных статьях и исследованиях. Определения малого предпринимательства варьируются в зависимости от контекста и особенностей каждой страны, описывая разные аспекты его деятельности и его место в социально-экономической структуре общества.
При создании своего бизнеса предпринимателю приходится решать множество вопросов, включая выбор формы предпринимательства, определение рыночной ниши, создание производственной базы и формирование команды. Управление малым бизнесом включает в себя управление финансами, ведение бизнес-сделок, маркетинг, управление персоналом и многое другое.
В сфере организационных задач предприниматель вынужден принимать решения о сотрудничестве с партнерами, обращении за финансовой поддержкой в банках, закупке оборудования и материалов и т. д. Малый бизнес характеризуется определенной спецификой в каждом из этих аспектов, отличаясь от крупных предприятий
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в ред. от 01.01.2021) // СПС Консультант Плюс
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс.
3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) // СПС Консультант Плюс.
4. Барашева Т. И. Малое и среднее предпринимательство: проявление функциональных возможностей / Т. И. Барашева // Вектор экономики. – 2018. – № 11(29). – С. 100-102.
5. Бедовская Ю.И. Регулирование развития малого и среднего бизнеса органами местного самоуправления в Краснодарском крае / Ю. И. Бедовская // Право, экономика и управление: актуальные вопросы. – 2019. – С. 188-191.
6. Гадецкий В.Г. Роль муниципалитетов в развитии малого предпринимательства / В. Г. Гадецкий, Е. И. Бондаренко // Вестник ГГУ. – 2020. – № 3. – С. 115-123.
7. Демчук О.Н. Формирование социальной ответственности бизнеса в сфере малого предпринимательства: Монография / О.Н. Демчук. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 157 с.
8. Долженков С. В. Малый бизнес: понятие, критерии, роль / С. В. Долженков // Известия Регионального финансово-экономического института. – 2017. – № 3(15). – С. 1-4.
9. Имаева Л.А. Проблемы муниципального регулирования и поддержки в сфере малого бизнеса / Л. А. Имаева, И. Р. Аминов // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия. – 2018. – С. 85-88.
10. Кондратьев С. А. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу: зарубежный опыт / С. А. Кондратьев // Инженерная экономика и управление в современных условиях. 2019. – С. 488-495.
11. Курилов В. В. Понятие и виды предприятий различных организационно-правовых форм / В. В. Курилов // Инновации в науке и практике. - 2021. – С. 5-16.
12. Махмудова М.М. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Тюменской области / М.М. Махмудова, А.М. Королева // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2015. - №24(1). - С. 69–78.
13. Медведева Н. В. Исследование предпринимательской активности граждан в Российской Федерации: ограничения и потенциальные возможности / Медведева Н. В., Куцова К. О. // Мир экономики и управления. - 2017. - Т. 17. - № 3. - С. 112–120.
14. Пиньковецкая Ю. С. Малые и средние предприятия в современной экономике / Ю. С. Пиньковецкая, А. В. Юртаев // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 6. – № 9. – С. 72-79.
15. Плахова Е. Н. Социальное предпринимательство, как фактор развития гражданского общества. Современные общественные проблемы в измерении социологии управления / Е. Н. Плахова // Сборник научных трудов. ДГУ. - 2019. - С.55-62
16. Плотникова Т.А. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России / Т.А. Плотникова // Бизнес в экономике. - 2015. - №4. - С. 1-7..
17. Самылина Ю. Н. Понятие и основные характеристики малых предприятий / Ю. Н. Самылина, Л. В. Конакова // Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика. - 2021. – С. 184-186.
18. Торговля, коммерция, предпринимательство: сборник научных трудов. - ЛКАя, 2017. - Вып. 12. – 132 с.
19. Трегулова Н. Г. Малые и средние формы хозяйствования: персонал и особенности управления / Н. Г. Трегулова // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10. – № 3. – С. 649-658.
20. Устойчивое развитие, безопасность, ноосферогенез: монография / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул, В. Тупало, А.А. Энгель; Росийская академия гос. службы при Президенте РФ. М., 2017. – 175 с.
21. Шмит К. Определение роли малых и средних предприятий в развитии региональной экономики / К. Шмит // Балтийский морской форум. - 2020. – С. 448-453.
22. Шумпетер Й. Теория экономического развития / И. Шумпетер. М.: Прогресс, 2016. – 191 с.
23. Груздева Е. В. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в г. Москве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://istina.msu.ru/ download/8532923/1gMDX4: qy4lfTCRraR 415Yuuq2Uo4ty4q4/ (дата обращения: 05.05.2024).