Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Определение коммуникативной культуры и нарушений слуха 6
1.2. Роль внеурочной деятельности в развитии коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха 9
1.3. Особенности обучения коммуникативной культуре младших школьников с нарушенным слухом 13
1.4. Методы и формы работы по развитию коммуникативной культуры младших школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методика исследования методов и форм работы по развитию коммуникативной культуры младших школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности в московских образовательных организациях
2.2. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления
2
Развитие коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха является одной из важнейших задач современного образования. Коммуникативная культура представляет собой неотъемлемый компонент социализации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Особую значимость данная проблема приобретает в отношении обучающихся с нарушениями слуха, поскольку нарушение слуховой функции существенно затрудняет процесс коммуникации и социального взаимодействия.
Обучающиеся с нарушениями слуха испытывают значительные трудности в установлении контактов, выражении своих мыслей и чувств, понимании речи окружающих, что, в свою очередь, негативно сказывается на их личностном развитии, эмоциональном состоянии, познавательной активности и социальной адаптации. Поэтому целенаправленная работа по развитию коммуникативной культуры данной категории обучающихся является одним из ключевых направлений коррекционно-педагогической деятельности.
Особую роль в развитии коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха играет внеурочная деятельность. Внеурочные занятия и мероприятия создают благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков, расширения сферы социального взаимодействия, развития эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. Именно во внеурочной деятельности обучающиеся с нарушениями слуха получают возможность для свободного общения, самовыражения и творческой самореализации.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по развитию коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «коммуникативная культура» применительно к обучающимся с нарушениями слуха.
2. Определить роль и значение внеурочной деятельности в развитии коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха.
3. Выявить особенности обучения коммуникативной культуре младших школьников с нарушенным слухом.
4. Проанализировать методы и формы работы по развитию коммуникативной культуры младших школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.
5. Разработать практические рекомендации по организации внеурочной деятельности, направленной на развитие коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха.
Достижение поставленной цели и решение обозначенных задач позволит расширить теоретические представления о развитии коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха и разработать эффективные пути ее формирования во внеурочной деятельности.
Объектом данного исследования является процесс развития коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха.
Предметом исследования выступают педагогические условия, методы и формы развития коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования будут использованы следующие методы:
Теоретические методы:
- Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования. Данный метод позволит изучить теоретические основы развития коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха, роль внеурочной деятельности в этом процессе, а также особенности обучения коммуникативной культуре данной категории детей.
- Синтез, обобщение и систематизация научных данных. Применение этих методов будет способствовать формированию целостного представления об изучаемом явлении, выявлению ключевых закономерностей и тенденций.
- Моделирование. Данный метод позволит разработать модель развития коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.
Эмпирические методы:
- Наблюдение за деятельностью обучающихся с нарушениями слуха во внеурочное время. Этот метод даст возможность выявить особенности их коммуникативного поведения и взаимодействия.
- Беседа и интервьюирование педагогов, работающих с обучающимися с нарушениями слуха. Применение данных методов позволит получить информацию об используемых методах и формах развития коммуникативной культуры во внеурочной деятельности.
- Анкетирование и тестирование обучающихся с нарушениями слуха. Эти методы будут использованы для диагностики уровня развития их коммуникативной культуры.
- Педагогический эксперимент. Данный метод предполагает апробацию разработанных рекомендаций по развитию коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.
Комплексное применение теоретических и эмпирических методов исследования позволит всесторонне изучить проблему развития коммуникативной культуры обучающихся с нарушениями слуха во внеурочной деятельности и разработать эффективные пути ее решения.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Определение коммуникативной культуры и нарушений слуха
Коммуникативная культура является важным компонентом общей культуры личности и представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих эффективное межличностное и социальное взаимодействие.
В научной литературе понятие «коммуникативная культура» трактуется по-разному.
Фрагмент для ознакомления
3
Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 363 с.
Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / В.П. Бедерханова // Классный руководитель. – 2013. – № 3. – С. 11-13.
Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2019. – 654 с.
Герасимова А.С. Уникальная методика развития речи дошкольников / А.С. Герасимова. – Санкт- Петербург: Нева М; ОЛМА-Пресс, 2016. – 688 с.
Грищенко А.В. Изучение состояния диалогической речи детей с нарушением слуха // Вестник Витебского государственного университета им. П.М. Машерова. 2011. Вып. 6 (66). – С. 85-88.
Гусева И.В. Процесс социальной адаптации детей с нарушением слуха / И. В. Гусева // Научные исследования: от теории к практике: материалы II Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 12 февраля 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 155-157.
Двуреченская С.Е. Проблема проектной деятельности в процессе формирования коммуникативной работы учащихся с нарушением слуха / С. Е. Двуреченская. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 6 (296). – С. 194-196.
Демина А.В. Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №1 (82).
Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2021. – 384 с.
Кахриманкызы Г. Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха / Гульназ Кахриманкызы, О.В. Завалишина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 8 (246). – С. 168-171.
Королёва И.В. Основы аудиологии и слухопротезирования: Монография / И. В. Королёва. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2022. – 448 с.
Левшунова Ж.А. Дефектология: учеб. пособие / Ж.А. Левшунова. – Лесосибирск, 2015. – 89 с.
Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2017. – 365 с.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 2018. – 384 с.
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Рау Ф.Ф. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха / Ф.Ф. Рау, Ф.А. Рау. – М.: Просвещение, 2020. – 335 с.
Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 156 с.
Свинина И.Н. Формирование диалогической речи детей у неслышащих школьников // Постулат. 2018. Вып. 4-2 (30). – С. 21.
Угасина Е.В. Формирование диалогической речи детей с нарушением слуха // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: мат-лы междунар. науч.-практ. конф.; Чебоксары 16 февраля 2016 г.: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева, 2016. – С. 183-186.
Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с нарушениями слуха / Л.М. Шипицына, И.А. Вартанян. – СПб.: КАРО, 2018. – 320 с.