Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире организация выдачи и обслуживания платежных карт является актуальной и востребованной темой. Все больше людей предпочитают безналичные средства расчета, что делает платежные карты неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Важно регулярно совершенствовать процессы выдачи и обслуживания платежных карт. Организации нужно следить за изменениями требований рынка и клиентских предпочтений, а также применять инновационные решения для улучшения опыта пользователей. Это может включать в себя внедрение новых технологий, улучшение интерфейса услуги или введение новых функций на основе анализа данных.
Цель данной работы заключается в анализе организации выдачи и обслуживания платёжных карт.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:
-рассмотреть понятие и виды пластиковых карт;
-изучить операции коммерческих банков с пластиковыми картами;
-дать общую характеристику ПАО «Сбербанк»;
-выполнить анализ обслуживания платежных карт в ПАО «Сбербанк»;
-предложить направления совершенствования организации выдачи и обслуживания платёжных карт на примере ПАО «Сбербанк».
Предметом исследования является денежные отношения, возникшие в процессе деятельности банка с операциями по пластиковым картам.
Объектом исследования является деятельность ПАО «Сбербанк» на рынке пластиковых карт.
В работе использованы статистические, расчётные инструменты исследования.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫДАЧИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЛАТЁЖНЫХ КАРТ
1.1 Понятие и виды пластиковых карт
Пластиковая карта - это индивидуальный платежный инструмент, который позволяет владельцу оплачивать товары и услуги безналично, а также снимать наличные средства в филиалах банков и банкоматах.
Карты могут быть классифицированы по различным критериям, таким как назначение, предлагаемые услуги, возможности и организации, выпускающие карты. На пластиковых картах хранится необходимая информация, которая используется в различных приложениях, особенно в сфере денежных расчетов [15].
В современном мире пластиковые карты используются в более чем 200 странах. International Standards Organization (ISO) разработала стандарты для пластиковых карт, которые содержат критерии, такие как внешний вид, нумерация счетов, формат магнитных полос и формат сообщений для владельцев о проводимых операциях [1].
Банковские карты можно разделить на личные и корпоративные, причем перед выдачей личной карты банк проводит тщательный анализ кредитной истории клиента и только после открытия клиентом текущего счета. В случае с корпоративными картами также анализируется платежеспособность лица [21].
Рисунок 1 - Общая классификация пластиковых карт [8].
По функциональному признаку пластиковые карты подразделяются на несколько групп.
Таблица 1 - Основные группы пластиковых карт [18].
Но чаще всего встречается классификация в зависимости от экономического содержания операций по карте.
Рисунок 2 - Классификация банковских карт в зависимости от экономического содержания операций [4].
Рассмотрим классификацию банковских карт: дебетовые карты используются для оплаты товаров и услуг средствами, находящимися на счету в банке, и не требуют комиссии при снятии наличных в банкоматах банка-эмитента [11].
Дебетовые карты с овердрафтом позволяют клиентам использовать как собственные средства, так и ссуды банка.
Лимиты овердрафта, сроки погашения и комиссии определяются индивидуально для каждого клиента.
Кредитные карты предлагаются с разными процентными ставками для возмещения и могут использоваться в пределах установленного кредитного лимита. Кредитные карты обычно используются на период до получения заработной платы, когда уже закончились финансовые запасы [2].
Предоплаченные карты предназначены для оплаты товаров и услуг и выдачи наличных денег, и подтверждают право держателя требовать выплаты от банка. Лимит для таких карт может составлять до 100 тысяч рублей. Предоплаченные карты могут быть пополняемыми по желанию клиента с ограничением в 40 тысяч рублей в месяц.
Преимущество таких карт в том, что не требуется открытие счета и они обычно не являются именными. Их примерами являются подарочные карты, виртуальные карты и карты мгновенной выдачи. Банки и внебанковские учреждения могут использовать платежные агенты и торговые сети для распространения своих предоплаченных карт [6].
1.2 Операции коммерческих банков с пластиковыми картами
Внедрение банковских карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей «технологической революции» банковской деятельности. Это средство расчетов обладает множеством несомненных достоинств, предоставляя как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для кредитных организаций это повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда [20].
Пластиковые деньги были придуманы для того, чтобы реальные деньги оставались в распоряжении банков и приносили им максимальную прибыль через инвестиционные и кредитные программы. Обыкновенный держатель пластиковой карточки, как правило, не догадывается о том, какие прибыли банки могут иметь, используя его средства в своей ресурсной базе. По оценкам специалистов, на руках у населения нашей страны находится 35 миллиардов долларов и десятки триллионов наличных рублей, которые просто изъяты из обращения. Любому коммерческому банку представляет большой интерес привлечь эти средства в свои инвестиционные и кредитные потоки [13].
Иными словами, сконцентрировать основную массу денежных потоков и направить их через банки можно только при одном условии: резком увеличении объемов безналичных расчетов как при выплате заработной платы, так и при совершении населением основной массы платежей.
При наличии разветвленной инфраструктуры приема платежей, круг возможных операций с картами можно описать следующим образом: зарплатные проекты, корпоративные дебетовые карты для платежей по мелким хозяйственным операциям, «бензиновые» карты для оплаты ГСМ частными лицами и организациями, карты для обслуживания межрегиональных денежных потоков (в интересах частных лиц, оптовых торговцев и их дилеров, мелких предпринимателей), «клубные», магазинные и т.п. карты, карты обслуживающие коммунальные платежи, и др. [5].
Все банки стремятся к внедрению зарплатных проектов, когда целое предприятие переходит на начисление заработной платы персоналу через пластиковые карты какого-либо банка. По оценкам, 90-95% выданных карт являются зарплатными. Обычно это дебетовые карты типа Cirrus/Maestro или Visa Electron, которые не допускают овердрафта. По утверждениям представителей банков, доходы кредитных организаций от операций с одной дебетовой картой приближаются к доходам от транзакций с кредитной картой типа Visa Classic или Eurocard/Mastercard Mass. Это говорит о том, что зарплатные проекты можно рассматривать как дополнительный источник прибыли для банка [10].
В этом случае предприятие рассматривается как корпоративный клиент, заключивший с банком договор, в соответствии с которым банк открывает ему текущий или расчетный счет. Каждому сотруднику, на льготных условиях, по отдельному договору банк открывает карточные счета и выдает карточки, на которые предприятие ежемесячно перечисляет заработную плату. На личный карт-счет можно зачислять также гонорары, ссуды, страховые суммы, выплаты по договорам, отпускные, командировочные. Клиент может через кассу банка на свой карт-счет внести наличными любую сумму. В регионах, при реализации зарплатных проектов, как правило, отдается предпочтение российским системам. Если клиент часто ездит за границу, то к этому счету можно изготовить и международную карту, но уже по полному тарифу [14].
Для предприятия выгода состоит в том, что облегчается работа бухгалтерии, нет необходимости оборудовать кассы, содержать кассиров, снижаются расходы, связанные с доставкой, хранением, пересчетом, депонированием и выдачей заработной платы персоналу, исключаются задержки выплаты заработной платы, связанные с дефицитом наличности, снижаются пиковые нагрузки в дни выдачи заработной платы. Для сотрудников снижается социальная напряженность по поводу задержек выдачи заработной платы. Работник предприятия имеет возможность получать ее круглосуточно и в выходные дни, а также оплачивать без комиссии товары и услуги в предприятиях торговли и сервиса, принимающих банковские карты к оплате [3].
Банк получает дополнительные ресурсы в виде остатков на карточных счетах и комиссии от операций с эмитированными картами. Организация ежемесячно предоставляет в банк сводную ведомость, в которой указываются фамилия, имя, отчество каждого сотрудника, его личный табельный номер, номер его счета в банке, сумма средств, которая ему предназначена по этому счету. На основании сводной ведомости банк производит перечисления средств с расчетного счета предприятия на личные счета сотрудников. Ежемесячно предприятие предоставляет список выбывших и принятых на работу сотрудников [16].
Однако реализация зарплатных проектов начинает сталкиваться с тем, что все основные крупные корпоративные клиенты уже разобраны и свободное пространство на рынке год от года сужается [12].
Только развитие инфраструктуры создаст предпосылки дальнейшего развития на рынке. Банкам можно рекомендовать установить банкоматы на территории предприятий с достаточно большой численностью работающих либо вблизи открыть свое отделение, также рекомендуется установить электронные терминалы в ближайших магазинах, рассмотреть возможность перечисления денег работниками за содержание детей в ведомственных дошкольных учреждениях, рассчитываться за обеды в заводских столовых, вносить квартплату, оплачивать путевки и т. д. [9].
По выходе на пенсию работники продолжают пользоваться пластиковыми картами, но на карт-счет перечисляются уже пенсии и пособия. Банк, взявший на себя обслуживание собеса, ведет личные счета пенсионеров
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аверченко В.А., Сильвестров С.Н. К вопросу о безналичном денежном обращении в России// Банковское дело. – 2022. – №4. – С. 2-9.
2.Банковский менеджмент: учебник / под ред. Е. Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. -319 с.
3.Березина М.П. Безналичные расчеты в России: особенности организации и направления развития// Финансы. – 2021. – №4. – С. 20-23.
4.Гонин, В. Н. Основные характеристики отдельных форм и способов безналичных платежей // Молодой ученый. - 2020. - № 25 (315). - С. 153-155.
5.Дахова, З. И. Тенденции развития инновационной деятельности банков // Финансовая жизнь. – 2022. – № 4. – С. 57–60.
6.Дюдикова Е.И. Денежная масса и электронные деньги. – Самара: АСГАРД, 2021. – 263 с.
7.Дюдикова, Е. И. Теоретические аспекты категории «безналичные расчеты» // Молодой ученый. - 2023. - № 48 (182). - С. 75-77.
8.Егоров А.Е. Проблемы безналичных платежей в России // Деньги и кредит. - 2020. - № 6. - С. 4.
9.Ефимова Л. Безналичные деньги – законное средство платежа// Закон. – 2020. – №3. – С. 79-83.
10. Зяброва Н.П. Безналичные расчеты: новая система в действии // В сборнике: Стратегия развития современной экономической науки в условиях глобализации и трансформации экономики. - 2020. - №5 - С. 43-46.
11. Калинин, Н.В. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров - М.: Дашков и К°, 2021. - 304 с.
12.Лабусов, М. В. Тенденции развития безналичных расчетов в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2019. - № 24 (104). - С. 489-494.
13.Лаврушин, О.И. Банковское дело: учебник - М.: КНОРУС, 2020. – 290 с.
14.Ларина, О.И. Банковское дело. практикум: Учебное пособие. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 251 c.
15.Мигачев, И. Б. Безналичный денежный оборот: формы и принципы организации. Пути совершенствования системы безналичного денежного оборота // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (66). - С. 374-382.
16.Мотовилов, О.В. Банковское дело: Учебник. - М.: Проспект, 2020. - 408 c.
17.Наниз З. В. Характеристика форм безналичных расчетов и отражение операций на банковских счетах // Концепт. – 2022. – Т. 2. – С. 594–598.
18.Николенко, К.А. Анализ безналичных расчетов коммерческих банков // NovaInfo - 2023. - № 86. - С. 38-44.
19.Ольхова, Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2019. - 304 c.
20.Рубцова Д.С. Система безналичных расчетов в России – В.: Теоретические и прикладные аспекты науки, 2019 – 194 с.
21.Шагаева, Д. Р. Безналичный расчет в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2020. - № 50 (236). - С. 205-207.