Фрагмент для ознакомления
2
В психологической литературе самооценка рассматривается как составная часть самосознания или как отдельный компонент личности человека [1].
Самосознание рассматривается как психический процесс известной сложности, как специфическая форма сознания, в силу того, что она направлена на анализ самого себя. В процессе самосознания человек находится одновременно в двух позициях – как познающий и как человек, которого познают [27].
В науке самооценка рассматривается как показатель достаточно высокого уровня развития самосознания. Самооценка определяется как оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей, особенностей, своей деятельности, способностей. Данное образование в своем формировании включает два составляющих фактора: рациональный компонент, отражающий знания человека о себе и эмоциональный компонент, который отражает то, как личность воспринимает и оценивает эти знания. Их сочетание представляет общий итог, который может варьироваться от представления себя идеальным до тенденций к полному самоуничижению. Таким образом, самооценка представляется отражением особенностей осознания индивидом своих поступков и действий, мотивов и целей и отражает умение видеть и оценивать свои возможности и способности. В психологической литературе представлен достаточно обширный перечень определений понятия «самооценка».
В психологической энциклопедии С.С. Степанова самооценка определяется как некий элемент самосознания, обладающий эмоционально яркими характеристиками самого себя как личности, а также интерпретацией индивидуальных способностей, нравственных качеств, поведения, чувств и др. [Приводится по 13]. Рассматривается этот вид самооценки как адекватная: «Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [Там же]. Соответственно данным определениям неадекватная самооценка может быть как сниженной, так и завышенной. И в первом, и во втором случае она искажает внутренний мир личности, влияет на мотивационную, эмоциональную сферу личности и нарушает гармонию развитию. Таким образом, самооценка представляется ценностью, которую приписывает себе индивид. Как источник регуляции поведения, самооценка выполняет целый ряд функций. Основными представляются – регуляторная функция, на базе которой реализуется решение задач личностного выбора и защитная функция, обеспечивающая стабильность и независимость личности.
Как в зарубежной, так и в отечественной психологической литературе, самооценка рассматривается с большим вниманием. Определение, особенности структуры данной категории, функции, появление и формирование ее отражены в научных исследованиях Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса и других авторов. Исследователи интерпретируют феномен самооценки несколько неоднозначно. Она определяется как компонент личности, оказывающий влияние на поведение и деятельность, как отдельное автономное образование личности, как центральный элемент внутреннего мира, определяющий его уникальность и формирующийся при активном личностном участи и т.д.
А.М. Колышко отмечает, что наиболее устоявшимся в психологии является термин «общая» или «глобальная самооценка». Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости [13].
Глобальная самооценка стала предметом исследовательского интереса психологов благодаря работам У. Джеймса [11]. Согласно автору – это удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта собой, т.е. оценочное отношение индивида к самому себе.
Р. Бернс [6, с. 30] рассматривает самооценку в структуре «Я-концепции», которая связана с самооценкой как совокупностью установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе и определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой».
В отечественной психологии глобальная самооценка рассматривается как эмоционально заряженный компонент личности, сочетающий в себе выводы по познанию самого себя и эмоционально-ценностное отношение к себе со стороны личности [27]. Самооценка – это «голосование» «за» или «против» себя как сочетание положительных и отрицательных аспектов самоотношения. В итоге, отечественная психологическая наука не сформулировала однозначное понятие целостной общей самооценки. Большее распространение получили разработки проблемы частной самооценки, которая представляется компонентом личностного становления, саморегуляции, идентичности, но не отражают корень отношения индивида к самому себе.
В трудах отечественных психологов таких, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития.
А.Г. Спиркин отмечает, что личность является самооценивающимся существом. По утверждению И.С. Кона [14], самооценки человека представляются определенными когнитивными схемами, объединяющими опыт личности, который предшествовал наличествующему этапу. Еще одним свойством данных схем является организация и структурирование новой информации относительно оценки своего «Я».
Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь, обращаются к ее роли в деятельности индивида. Согласно А.Н. Леонтьеву [21], самооценка выступает одним из значимых условий превращения индивида в личность. Оценка себя становится мотивом и провоцирует на приближение к уровню ожиданий социального окружения и к своему уровню притязаний одновременно.
По мнению А.И. Липкиной [23], самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Весьма значимым фактором для формирования самооценки являются характеристики личности и достижений индивида со стороны окружающих людей. В следующем определении, помимо понимания самооценки как оценки личностью себя в целом, своих возможностей и качеств, добавляется такой компонент как, оценка своего места среди других людей. Будучи составным компонентом ядра личности, самооценка является важным регулятором поведения, и от нее зависит выстраивание взаимоотношений человека в социуме, его критичность, требовательность, отношение к успехам и неудачам [24]. Как было уже отмечено, самооценка представляет собой компонент самосознания, она наполнена эмоционально насыщенными оценками себя как индивида, личности, оценками своих особенностей, качеств, поступков. Самооценка – действенный «рычаг» для поведения личности. Все это позволяет говорить о влиянии самооценки на деятельность личности на разных этапах взросления.
Кроме того, определенный вклад в формирование самооценки вносят и окружающие личность люди, представляя свои оценки. Формируясь в деятельности, самооценка рассматривается в разных видах деятельности в соответствии с влиянием ее на разные жизненные этапы развития личности. Можно выделить несколько видов самооценки, с учетом влияния ее на различные этапы деятельности.
1. Прогностическая самооценка отражает этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее.
2. Процессуальная/коррегирующая самооценка проявляется в течение деятельности, направлена на ее коррекцию; это парциальная самооценка, она частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.
3. Ретроспективная оценка реализуется на завершающем этапе деятельности, в ее содержание включена оценка результатов деятельности; она может быть полной и неполной объективной или субъективной, адекватной и неадекватной [13].
Фактически у индивида присутствует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Вариант представления индивида о себе в текущий момент, в точке непосредственного переживания, обозначается как «Я-реальное». Помимо этого, у индивида существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале («Я-идеальное»). Соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» [26; 37] характеризует адекватность представлений личности о себе (адекватность самооценки). На самооценку влияют выводы индивида, сделанные в результате сопоставления «Я-реального» и «Я-идеального». То, насколько близки два обозначенных выше компонента идентичности, является важным критерием внутренней гармонии личности [1, с. 30]. Самооценка тесно связана и с такой категорией, как уровень притязаний личности. Это понятие ввел в свое время К. Левин, обозначив им стремления индивида к цели той сложности, которая, согласно представлению индивида, соответствует его способностям.
Исследователи рассматривают проблему самооценки в различных ракурсах исследования. Общее видение себя, как хорошего или плохого – это общая самооценка, а вот, в частности, оценка своих достижений в деятельности – это самооценка частная. Исследователи рассматривали проблему адекватности / неадекватности самооценки, которая может быть завышенной или заниженной и не соответствовать объективной реальности в контексте способностей и возможностей индивида. Рассматриваемая категория, может быть актуальной на данный момент и потенциальной (чего может достигнуть человек с его способностями). Потенциальная самооценка, иногда рассматривается как уровень притязаний, если это оценка индивидом самого себя. Самооценку также разделяют по уровню: высокая, средняя, низкая.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. – М.: Пер Сэ, 2008. – 413 с.
2. Анзье, Дидье Я-кожа. – Ижевск, 2011. – 311 c.
3. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
4. Белоусова А.Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости: автореферат диссертации кандидата психологических наук.– Казань: Рос. акад. образования, 2004. – 19 с.
5. Белоусова Н.С., Алмазова С.Л. Методы психологической диагностики: учеб. пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. – 116 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. – М.: Юрайт, 2019. – 281 с.
8. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский - М: Книга по Требованию, 2012 г. - 135 с.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис... канд. психол. наук. -М., 1986. - 189 с.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи – СПб.: Питер, 2016. – 176 с.;
11. Джемс У. Психология / Под ред. Е.А. Крылова – М.: Рипол-Классик, 2018. – 616 с.
12. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с.
13. Колышко А.М. Психология самоотношения. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
14. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: «БАХРАХ-М», 2007. – С. 45-96.
15. Коробкина Н.М., Колтыкова Е.А., Говорова Ю.Н Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся // Вестник научных конференций. - 2019. – №10-4(50). – С. 54-55.
16. Кочетова Ю.А., валуева М.В. Стиль детско-родительского взаимодействия как фактор психологического благополучия старших дошкольников // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 550-558.
17. Козлова, Е.А. Ранние предикторы психологического благополучия детей: лонгитюдное исследование: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. – Новосибирск, 2018. – 25 с.
18. Кляйн М. Развитие в психоанализе. – М.: Академический проект, 2001. – 512 с.
19. Книга для родителей. - Москва : Педагогика, 1988. – 300 с.
20. Лукина А.Ю. Стиль поведения родителей в конфликтах как фактор формирования самооценки детей // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 143-145.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев; под редакцией и с предисловием Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2020. – 526 с.
22. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж., Александрова Л.А. и др Личностный потенциал: структура и диагностика под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – 679 с.
23. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знания, 1976. – 64 с.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 460 с.
25. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
26. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 652 с.
27. Психология и педагогика : учебно-практическое пособие / Г. В. Гарбузова [и др.] ; [науч. ред. О. А. Семерич] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Брянский гос. технический ун-т. - Брянск : Изд-во БГТУ, 2011-. Ч. 1. - 2011. – 145 с.
28. Скоромная Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен. – дисс.канд.психол.наук. – М., 2006. – 26 с.
29. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М., 2010. – 672 с.
30. Суворова О.В. , Споткай Л.А.Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды/ О.В.Суворова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 727-731.
31. Урунтаева Г. Детская психология / Г. Урунтаева - М: Академия, 2014 г. - 336 с.
32. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
33. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребёнка // Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО; Научный Центр Психического Здоровья РАМН, 2004. – 22 с.
34. Хухлаева О. Психология развития и возрастная психология. - М: Юрайт, 2014 г. - 368 с.
35. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи : Кн. для педагогов и родителей – М. : ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 270 с.
36. Чумичева Р.М. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: пособие для педагогов-психологов, социальных работников, приемных родителей / Под. ред. д.п.н., проф. Р.М. Чумичевой. – Ростов-на-Дону, 2010. – 198 с.
37. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2011. – 383 с.
38. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009. – 651 с.