Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы.
По мнению ряда исследователей, журналистика состоит из следующих аспектов: правдивое отражение действительной ситуации в социальной сфере страны, отражение проблем; анализ всей информации с позиции общественного большинства, учитывая интересы всего общества и его развития; использование всех профессиональных ресурсов и методов журналистики по сбору и обработке информации, творческое начало; привлечение к информационному обмену всех граждан.
Фундамент журналистики, ее смысл и основа - не только оповещать общественность об острых социальных проблемах, но и выступать помощником в поиске путей решения этих проблем, придавать им максимальную огласку, привлекать к их решению специалистов в этой области и предупреждать появление новых проблем.
Объект исследования – журналистская профессия.
Предмет исследования – место и роль журналистской профессии в современном обществе
Целью данной работы является рассмотрение места и роли журналистской профессии в обществе.
Задачи:
- рассмотреть функции и роли современного журналиста ;
- описать цифровизацию и современные компетенции журналиста;
- рассмотреть роль современного журналиста в кризисных ситуациях: справедливое и объективное информирование общества;
- изучить примеры роли журналистов в кризис: освещение Covid-19 и специальной военной операции;
- описать манипуляции в СМИ; влияние СМИ на формирование общественного мнения: ситуация с СВО .
Степень научной разработанности.
Необходимым основанием теоретического осмысления вопросов, связанных с темой курсовой, явились работы по общим вопросам организации деятельности журналиста. Среди таких исследований можно отметить работы С. Корконосенко, Е. Прохорова, Я. Засурского, И. Дзялошинского, Л. Свитич и других.
Методы исследования – анализ источников и литературы.
Эмпирическая база исследования - Телеграм-канал «Мастерская новых медиа», российские и украинские СМИ.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Первая глава посвящена рассмотрению функции и роли современного журналиста ; цифровизации и современным компетенциям журналиста; роли современного журналиста в кризисных ситуациях.
Вторая глава посвящена роли журналистов в кризис: освещение Covid-19 и специальной военной операции; влиянию СМИ на формирование общественного мнения: ситуация с СВО .
Глава 1 Теоретические основы роли современного журналиста в обществе
1.1 Функции и роль современного журналиста
СМИ являются оперативными посредниками между важной информацией об актуальных проблемах и интересующейся аудиторией, а также государственными органами и благотворительными организациями, которые в силах обеспечить гражданам социальную защиту.
Журналистика имеет ряд своих задач:
полноценное информирование аудитории о состоянии социальной сферы общества;
помощь общественности в существовании в динамично меняющемся мире, поиск путей решения социальных проблем;
активное участие в формировании социальной политики,
представление законопроектов на общественную оценку;
отслеживание равновесия интересов в обществе, стараться привести общественность к общему мнению, устранять напряженность;
необходимость ставить интересы и идеи гуманизма выше ситуативных интересов отдельных групп.
Журналист, освещающий социальную тематику, обязан держать эмоциональное состояние аудитории под контролем, не допускать разжигания конфликтов, а, в случае чего, уметь его остановить, потому что, как известно, социальные проблемы - особо яркая тема для обсуждений и споров. Задача социальной журналистики - найти решение.
Социальные теле- или радиопередачи, видеоролики в социальных сетях или статья в издании могут стать решающим звеном в поиске пути решения социальной проблемы или ее части.
Процесс создания творческой работы журналиста или команды журналистов по сути своей уже является поиском путей решения какой-либо проблемы.
Как известно, СМИ способны менять мнение как отдельного человека, так и большой социальной группы в целом. И именно поэтому их роль в решении социальных проблем велика. Средства массовой информации - это инструмент гражданского общества, который всесторонне информирует его о взглядах различных социальных групп. В современном обществе все совершенствуется и усложняется, и в этих условиях СМИ продолжает играть важнейшую роль в существовании и функционировании социальной среды.
Благополучие и комфорт в обществе на сегодняшний день требует все более современных методов.
Интернет стал таким мультимедийным инструментом, благодаря которому появилось и активно развивается новое информационное пространство – с разнообразными информационными субъектами. Связи между пользователями Интернета горизонтальны, следовательно, у каждого человека есть возможность не только выступать в качестве потребителя медиаинформации, но и использовать Сеть как инструмент для создания и распространения собственного контента. Это стимулирует появление разных видов медиатекстов, а их авторы зачастую не являются профессионалами в сборе, проверке, обработке и компоновке информации.
Равнозначность каждого пользователя в Интернете лежит в основе определенного типа сетевого взаимодействия, когда смешиваются принципы приватной и публичной коммуникации. Для современного пользователя Сети важна способность аналитически оценивать и разделять системы релевантностей на «свое» (пережитое и критически осмысленное) и «чужое» (навязанное извне). Существующие тренды развития новых медиа показывают, что нарастает угроза смешения и подмены «приватной» и «публичной» сфер. И в складывающихся условиях развития медиа от пользователя требуется значительно больше усилий при поиске ориентиров. Это накладывает на каждого отдельно взятого медиапользователя обязательства самостоятельно выявлять источник информации, которым можно доверять
Такое положение вещей влечет за собой изменения как в производстве медиаконтента, так и в медиапотреблении. Исследователь А. А. Лисенкова, связывая развитие новых медиа с изменениями Web-платформ, описывает систему Web 3.0., в которой «пользователь становится не только генератором цифрового контента, но и экспертно оценивает информационные потоки по профилю своей специализации». Платформа Web 3.0 подразумевает максимально возможную персонализацию и структурирование информационных потоков для каждого субъекта новых медиа.
В новых условиях при непрерывно и кратно увеличивающемся количестве авторов контента возрастает конкуренция между ними, а на первый план все чаще выходят принципы упаковки контента, то есть – оформления мультимедийного материала. Теперь важно не просто рассказать историю, а сделать это в удобном для пользователя формате. Популярность у аудитории оценивается с помощью показателей просмотров, кликов, «лайков» и «репостов». Можно говорить о том, что за внимание аудитории в Интернете с медиа и профессиональными журналистами активно конкурируют создатели контента, у которых нет профессиональных навыков в сборе и обработке информации – блогеры и различные лидеры мнений, чьи высказывания важны для аудитории, и кого пользователи Сети считают авторитетными. Кроме того, эти субъекты сетевой коммуникации не входят в профессиональные сообщества и вполне могут не следовать принципам журналистской этики.
В условиях конкуренции за внимание аудитории преимуществами в работе журналиста все еще остаются широкий доступ к информации и возможность выпускать высококачественный медиаконтент, что не всегда могут себе позволить непрофессионалы. Правда, проблемой остается погоня за скоростью размещения материалов. Как показывают исследования, журналисты могут пренебрегать качеством и проводить поверхностную верификацию информации. Результатом может стать выпуск фейковой или искаженной информации, что, безусловно, вредит репутации профессиональных медиа.
Парадоксально, но одним из свойств фейковой информации является ее виральность, или вирусность. Иными словами, она распространяется и воспринимается аудиторией охотнее, чем новости о реальных (проверенных) событиях. Аудитория эмоционально реагирует на фейки, чаще делится такими новостями с близкими и происходит обратный эффект – если человек часто сталкивается с одной и той же информацией, то он менее критично ее воспринимает и считает скорее за правду, чем за вымысел. Психологические исследования показывают, что редкие пользователи при появлении в их медиа-пространстве новостной информацией склонны критически оценивать ее, полагаются на работу журналистов или тех блогеров, мнению которых доверяют. Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо не только следить за тем, как медиа верифицируют информацию, но и формировать навыки мадиаграмотности у аудитории.
По мнению Н. В. Калининой, «верификация и фактчек предстают в качестве взаимосвязанных сторон комплексного процесса исследования информации и медиа-контента на предмет их достоверности. Верификация выступает скорее методологическим принципом, а фактчек - набором конкретных инструментальных методик и техник». От журналиста требуется овладение набором конкретных профессиональных умений и навыков, позволяющих идентифицировать сфабрикованный или ненадежный контент и его источники.
1.2 Цифровизация и современные компетенции журналиста
За последние два десятилетия в современной журналистике возникли новые технологии, многие разработки из сферы графической среды плотно вошли в спектр используемых работниками редакций средств массовой информации, появились новые способы обработки и трансляции информационных и аналитических материалов, вошли в обиход новые способы взаимодействия СМИ со своей аудиторией, а также возникли новые журналистские профессии, которые были созданы исходя из социальных запросов и вызовов времени.
Фрагмент для ознакомления
3
Авдонина Н. С., Богатырёва В. Н. Актуальные тенденции цифровой журналистики и новых медиа // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. № 2(39). 2020. С. 9-11
Арсеньева А. Н., Горелов О. И. Роль СМИ в кризисных ситуациях// Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право [Электронный ресурс]: сборник научных трудов / отв. ред: В.П. Вершинин, А.Л. Третьяков. – Электрон. текстовые дан. – Москва: МПСУ, 2023. С. 570-575
Виноградова К. Е., Воронина О. В. Журналисты-блогеры в системе инфлюенс-маркетинга//БРЕНДИНГ КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 156-160
Дзялошинский И. М. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2021.
Дудкина М. В., Юлдашева Д. М., Кублин И. М. Исследование влияния социальных медиа на поведение потребителей: анализ трендов и стратегий// РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭКОЛОГИЯ: АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистров и бакалавров. Курск, 2023. С. 31-36
Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ: монография / Л.П. Шестеркина и др.; под ред. Л.П. Шестеркиной. – Челябинск: Издательство РЕКПОЛ, 2012. – 114 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nammi.ru/sites/default/files/monografiya_zhurn-obr-konverg.pdf (дата обращения 01.05.2024).
Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика 1990 – 2007. – М.: изд-во Моск. ун-та, 2007.
Иншакова Н. Г., О фактчекинге сетевых научных публикаций // Научно-техническая информация. Сер. 1, Организация и методика информационной работы. — 2022. — № 11. — С. 32-35
Калинина, Н. В. Фактчекинг в работе современного журналиста и СМИ / Н. В. Калинина //Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 88. – С. 122-130
Кобызева В. О. Значение фактчекинга в условиях конкуренции за внимание аудитории//НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции в 2 частях. Том Часть 1. Пенза, 2022. С. 131-135
Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. – М.: Логос, 2010.
Лисенкова, А. А. Новые медиа: от web 1.0 к семантической паутине web 4.0 / А. А. Лисенкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 1(81). – С. 110-115
Макарова Н. Я. Деонтологические компетенции в профессиональной деятельности журналиста//МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ. 2022. № 9. С. 122-128
Маличкина Е. А. Профессиональная идентичность интернет-журналистов// НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 158-160
Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века : колл. монография / А. Д. Кривоносов, К. В. Аксенов, А. Ю. Бомбин [и др.]. – СПб : СПбГЭУ, 2021.
Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2003.
Сафаров, Р. Р. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Скиф. 2023. №7 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-v-rossiyskoy-federatsii-vliyanie-na-obschestvennoe-mnenie-i-problemy (дата обращения: 13.04.2024).
Свитич Л. Г. Профессия: журналист. – М.: Аспект Пресс, 2003
Суворова А. Ю. Новые медиа: к вопросу о категориально-понятийном аппарате // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 4 А. С. 735-740
Руткевич, Н. А. Реконструкция образа Врага в новых условиях / Н. А. Руткевич // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 4. С. 160-165
Франц, В. А. Управление общественным мнением: учебное пособие. — Москва: Изд-во Юрайт, 2019. — 133 с.
Цифровые вызовы журналистскому образованию//Булгарова Б. А., Водопетов С. В., Барабаш В. В., Бурдовская Е. Ю.// Журнал «Международные коммуникации» Издание Факультета международной журналистики МГИМО МИД России, №3-4(20). – 2022. – URL:https://intcom-mgimo.ru/2022/2022-20/journalistic-education-digital-challenges (дата обращения: 01.05.2024)
Чишевич А. И. Цифровизация в контексте развития компетенций журналистского образования// МНОГОУРОВНЕВАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА. материалы X международной научно-практической конференции. Казань, 2023. С. 443-447
Ярославцева Е. Д., Бянкин А. С. Трансформация компетенций специалистов в условиях цифровой экономики//МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы V Всероссийской национальной научной конференции молодых учёных. Том Часть 3. Комсомольск-на-Амуре, 2022. С. 314-320