Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях России происходит активное понимание места и роли исторического отечественного образования в образовательном пространстве. В ходе преподавания истории решаются учебно-познавательные и воспитательные задачи. Одной из важнейших задач является формирование исторических знаний для формирования исторического сознания подрастающего поколения.
Значение истории как науки и учебной дисциплины заключается не только в формировании взгляда общества на прошлое, но и в решении социальных, политических и других проблем, основанных на оценке ценности современного образа жизни каждого исторического периода. Формирование исторического сознания базируется на научных знаниях посредством анализа различных исторических событий в дошкольном возрасте. Это показывает необходимость и важность организации и реализации исторического образования на всех уровнях образования.
Актуальность темы исследования связана с современной ситуацией в истории общего образования, особенно истории дошкольного образования. Если на современном этапе большое внимание уделяется историческому образованию общего, среднего профессионального и высшего образования, то проблема исторического образования дошкольников остается открытой. В то же время ознакомление дошкольников с историческим прошлым родного города, региона, Родины создает основу для расширения исторических знаний учащихся на следующем уровне образования.
Степень разработанности темы исследования. Изучением вопросов формирования национального самосознания, любви к Отечеству у детей и молодежи, занимались известные отечественные педагогики К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения изучали также такие ученые как А.А. Аронов, Ю.С. Васютин, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.М. Конжиев, В.И. Лутовинов, В.А. Тишков и др.; проблемы формирования гражданственности рассматривали Г.А. Ковалев, Т.И. Тюляева и др.
Проблема формирования исторических представлений в дошкольном детстве находит своё отражение в ФГОС ДО, где, в частности, отмечается, что «дошкольное образование обеспечивает развитие личности в области познавательного развития и предполагает следующее: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» (раздел «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» пункт 2.6) [27].
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования историко-патриотических представлений в дошкольном детстве в контексте преемственности системы исторического образования в организациях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования и отсутствием единой педагогической системы организации и реализации процесса формирования исторических представлений в дошкольном детстве, определения эффективных педагогических условий его реализации.
Следует отметить, проведенный анализ и обобщение научно-методических источников подтверждает научный факт педагогических исследований, проведенных отечественными учеными в XX в., о том, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности. У старших дошкольников формируются предпосылки к развитию исторических представлений, которые в свою очередь оформляются в базовую структуру личностных качеств патриота и гражданина.
Однако в нашем поиске по теме исследования было не достаточно обнаружено обобщенного педагогического практического опыта работы в ознакомлении дошкольников с малыми народами Дальнего Востока, а если он и представлен, то в его содержании не полно описана система работы, не приведены результаты диагностических данных развития представлений детей дошкольного возраста о малых народах Дальнего Востока.
Первичное изучение психолого-педагогической литературы выявило проблемный вопрос, какие педагогические условия способствуют успешному развитию представлений у детей дошкольного возраста о малых народах Дальнего Востока как основы патриотического воспитания? Исходя из проблемного вопроса, формулировались основные параметры исследования.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия ознакомления детей дошкольного возраста с малыми народами Дальнего Востока.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия ознакомления детей дошкольного возраста с малыми народами Дальнего Востока.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить сущностные характеристики базовых понятий: патриотическое воспитание дошкольников, дошкольник, гражданин, исторические представления, образовательный процесс, формы, методы образовательного процесса.
3. Описать последовательность образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с малыми народами Дальнего Востока как основы патриотического воспитания.
Методы исследования: анализ и обобщение, педагогическое проектирование, педагогическая диагностика, анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с малыми народами Дальнего Востока
1.1Сущность патриотического воспитания дошкольников
Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов – индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и условно социальных институтов воспитания.
Сегодня смысл воспитания заключается в становлении человека как субъекта своей жизнедеятельности, в формировании его способности к самоопределению в ситуациях нравственного выбора; построении системы отношений человека с миром и самим собой. Воспитание — это процесс целенаправленного развития и становления человека как личности, свободной не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор; способной не только познать мир, но и преобразовать его в интересах общества. Воспитуемый выступает как активный субъект процесса воспитания, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.
Одним из традиционных источников духовно-нравственного развития является патриотизм. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины [10].
Патриотизм - исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, и это развитие социальной педагогики, отражающее постоянное позитивное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на ее благо, в реализации которой с единой позиции участвует и государство, и общество [6].
Рассмотрим несколько определений на основе общепринятой литературы:
- в концепции патриотического воспитания граждан Российской федерации дано определение патриотизма: «Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите» [6, с. 8];
- В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль дал следующее определение: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [5, с. 126];
- «Патриотизм» в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как: «…любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [22, с. 298].
Таким образом, патриотизм – это чувство любви к Родине, стремление оберегать и защищать ее.
По мнению А.С. Гаязова, патриотизм включает в себя:
1) чувство привязанности к местам, где находится человек, родился и вырос;
2) относиться с уважением к языку своего народа;
3) заботиться об интересах Родины;
4) осознание долга перед Родиной, защищать ее честь и достоинство, свободу и независимость (защищать Родину);
5) проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
6) социальная и культурная гордость
7) гордость за свою Родиной, символами государства, своим народом;
8) уважительное отношение к историческому прошлому, народу, обычаям и обычаям Родины;
9) ответственность с целью посвятить свое будущее, свой труд, свой талант судьбе Родины и своего народа;
10) Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [7].
Иное предположение высказывает И.Ф. Харламов. Автор рассматривает патриотизм как взаимосвязанный набор моральных чувств и поведенческих характеристик. Он предполагает любовь к Родине, активную работу на благо Родины, стремление к труду и его приумножение обращайте внимание на народные обычаи, обращайте внимание на исторические памятники и традиции своего родного города, проявляйте любовь и привязанность к своему родному городу, желание укрепить честь и достоинство Родины, желание быть готовым защитить его, это проявление воинской доблести, отваги и самоотверженности, братства и дружбы народов, расовой а национальная нетерпимость - это недовольство, уважение к традициям и культурам других стран и народов, с ними желание сотрудничать [28].
Многие авторы связывали процесс воспитания с воспитанием патриотизма: Ю. К. Бабанский, Х.Й. Лийметс, А. В. Мудрик и другие.
В своей статье «Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях» Н.В. Ипполитова определяет понятие «патриотическое воспитание» как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [10, c. 55].
Говоря о патриотизме, следует раскрыть понятие «гражданственность». Гражданственность – это качество личности, которое позволяет человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится [13].
Чтобы обратиться к патриотическому воспитанию детей должно выполнять следующие основные задачи:
- научно-обоснованная организаторская деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей;
- воспитывать у детей осознание и чувство патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культуре и патриотизм по отношению к прошлому, традициям России, к повышению престижа государства и, в частности, к военной службе;
- механизм, обеспечивающий эффективную работу целостной системы патриотического воспитания школьники [11].
Важной структурной составляющей патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности.
В научной литературе для определения уровня патриотической воспитанности детей дошкольного возраста использовались следующие критерии: мотивационный, когнитивный и поведенческий (Таблица 1).
Таблица 1 - Критерии уровня развития патриотического воспитания дошкольников [14]
Критерий
Показатели
Эмоционально-
мотивационный
уровень проявления интереса учащихся к истории своего родного города, родной страны, традициям, природе своего народа.
Когнитивный
совокупность знаний дошкольников об истории своего родного города, родной стране, традициях своего народа, природе, полноте, силе, осведомленности и оценочном отношении.
Деятельностный
практические навыки и умения учащихся (особенно заботиться о своих близких, помогать другим), участие в народных гуляниях, природоохранных мероприятиях, уборки территории сада и т. д.
Таким образом, формирование патриотизма и гражданственности - это целенаправленный процесс формирования социально-ценного отношения к своей родине, народу, культуре, языку и традициям. Такое отношение проявляется в желании и стремлении познать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо своей Родины. Патриотическую воспитанность можно измерить при помощи трех критериев: мотивационного, когнитивного и деятельностного. Следовательно, в процессе патриотического воспитания дошкольники приобщаю к национальной культуре, ее традициям и ценностям.
По мнению Н.В. Алешиной, патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленных на формирование чувств любви к Родине, стремлению оберегать и защищать ее [2].
По мнению С.А. Козловой, патриотическое воспитание дошкольников - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью расширения его знаний об Отечестве, развития патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общее благо [14].
Чувство любви к Отчизне сформируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю. Л. Бобылева указывает, что любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей [1]. Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленным и действенным.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Таким образом, под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истории своего народа, природе родного края, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
1.2 Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с малыми народами Дальнего Востока
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
Дошкольный возраст представляет собой стадию значительных изменений в организме ребенка и выступает в качестве определенной стадии созревания организма.
Фрагмент для ознакомления
3
Агапова, И.А. Патриотическое воспитание / И.А. Агапова.- Москва : Айрис-кресс,2002.- 224с. - ISBN 5-8112-0033-1.
Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алёшина. – Москва : ЦГЛ, 2007. – 156 с. - ISBN 5-94916-036-3.
Алтабаева, Е.Б. Организация историко-краеведческой работы в дошкольном учебном заведении. Учебно-методическое пособие / Е. Б. Алтабаева. Севастополь: Рибэст, 2011. — 108 с.
Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – Москва : Академия, 1999. - 168 с. - ISBN 5-7695-0364-5.
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2 тт. Т 2.: П - Я / В. И. Даль. – Москва : ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 1280 с.
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 25 с.- ISBN 978-5-09-033553-9.
Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. – М.: Просвещение,2015. – 192с.
Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П. Зубко // Праблемы выхавання. – 2015. – № 1. – С.12-16.
Ильина, Л.С. Воспитание историей родного края /Л.С. Ильина, Е.Ф. Загайнова // Воспитание дошкольников. - 2012. - № 3. -С. 83-85.
Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях / Н. В. Ипполитова. – Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т, 1997. – 217 с. - ISBN 5-85716-119-3.
Казаева, Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Е. А. Казаева; Шадринский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2017. – 23 с.
Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – Москва : Айрис-пресс, 2015. 62 с. - ISBN 5-8112-1334-4.
Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 98-101
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. -- 5-е изд. - Москва : Изд-во УРАО, 1999. – 175 с. - ISBN 5-204-00205-7.
Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / В.И. Лутовинов// Педагогика. - 1997. - №3. - С. 52-57.
Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л.И. Маленкова. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. - 480 с. - ISBN 5-93134-251-6.
Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - Москва : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с. - ISBN 5-7695-0408-0.
Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – С. 34. - ISBN 5-89814-302-5 .
Никольская, О.Д. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ / О.Д. Никольская, Е.Д. Черкасова / О.Д. Никольская // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2021. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-formirovaniya-istoricheskih-predstavleniy-v-doshkolnom-detstve-i-pedagogicheskie-usloviya-eyo-effektivnoy-realizatsii (дата обращения: 01.12.2023).
Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков ; Российская акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики. - Изд. 2-е, стер. - Москва : Эгвес, 2013. - 267 с. - ISBN 978-5-906-29401-2.
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / [под. ред. Н. В. Микляевой]. - Москва : Сфера, 2013. - 140,с. - ISBN 978-5-9949-0682-8.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва : Азбуковник, 1999. – 499 с. - ISBN 5-85632-007-7.
Стручаева, Т.М. Региональный опыт раннего знакомства детей с историей, культурой, краеведением / Т.М. Стручаева // Юдинские чтения 2002. Слово и образ. - Курск: КГПУ, 2002. - с. 165-170.
Сысоева Н. А. Воспитание патриотизма будущего учителя средствами народной педагогики: допрофессиональный этап образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Волгоград, 2006. -174 с.
Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания: пед. наследие / В.А. Сухомлинский. – Москва : Педагогика, 1990. – 286 с. - ISBN 5-7155-0145-8.
Ушинский, К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании / К.Д. Ушинский //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 58.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 30.04.2024).
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. М.: Гардарики, 1999.- 520 с.
Элиасберг, Н. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги / Н. Элиасберг // Народное образование. - 2001. - №4. - С. 26-30.
Программа «Патриот» / М.А. Кубышева. – Ставрополь, 2017. – URL: https://infourok.ru/vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-tema-tradicii-i-innovacii-v-organizacii-patrioticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-2005634.html (дата обращения 1.05.2024).