Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день наблюдаются существенные перемены в организации и содержании образовательного процесса, в особенности исторического образования. Наиболее актуальным можно назвать вопрос синхронизации изучения истории. Преподавание предметов «История» направлено на обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям XXI в., на консолидацию российского общества на основе традиционных российских ценностей, а также на развитие национальных культур и региональных культурных традиций в системе образования.
Формирование и корректировка содержания учебников истории в сегодняшней России осуществлялось в составе модернизации структуры школьного исторического образования. В качестве основных причин данного процесса многие авторы отмечают тип государственной политики в сфере образования, нужда общества и следующий этап в становлении информационного социума.
Вопросы синхронизации курсов истории и формирования единого учебного пособия по мировой истории весьма противоречивы в отечественном обществе, поскольку выходят за границы общепедагогических проблем на идеологический уровень.
Идея о синхронном построении курсов всеобщей и национальной истории, выраженная в девятнадцатом веке в стремлении разработать «комплексный» учебник по всемирной истории, актуальна и для сегодняшнего исторического образования. Определение верных способов решения данной проблемы на основании недостатков учебников прошлых веков становится важной задачей для современных учителей, историков и методистов.
Проблема исследования: учебники Всеобщей истории, имеющиеся в Федеральном перечне, не синхронизированы содержательно с учебниками истории России.
Актуальность темы работы обусловлена процессами, происходящими в системе образования в целом, и системе основного общего образования в частности. Пути развития общего исторического образования в современной российской школе, включая вопросы содержания, структуры, традиционно являются одним из наиболее дискуссионных вопросов образовательной политики и массовой педагогической практики.
Цель исследования – разработать рекомендации по решению проблемы, связанные с синхронизацией курсов истории России и всеобщей истории.
Объект исследования – процесс преподавания всеобщей истории и истории России.
Предмет исследования – проблема синхронизации курсов истории России и всеобщей истории.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему синхронизации школьных курсов истории в свете современных требований;
2. Рассмотреть отражение синхронизации в учебниках истории;
3. Изучить подходы к синхронизации истории России и всеобщей в процессе изучения учебных курсов;
4. Рассмотреть организацию деятельности обучающихся на уроках истории на основе синхронизации курсов.
Источниковой базой исследования стали нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми осуществляется процессы преподавания истории, оценивания качества образования в основном и среднем общем образовании.
Структура работ. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Методические условия синхронизации курсов истории России и всеобщей
1.1. Проблема синхронизации школьных курсов истории в свете современных требований
Цели исторического образования изложены в тексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Таким образом, цель школьного исторического образования – сформировать целостное представление об истории России и всемирной истории с учетом взаимосвязи всех ее этапов, их значения для понимания места и роли нашей страны в современном мире. важность вклада любого народа и его культуры в единую историю страны и всемирную историю, создание личностной позиции об основных этапах развития российского государства и общества, а также современного образа России[ 3].
Предмет «История» в своей структуре охватывает учебные циклы по «Всеобщей истории» и «Истории России». В связи с этим вопрос синхронизации этих курсов остается актуальным.
Необходимость синхронизации в преподавании истории определяется качеством сформированности исторических представлений у школьников: необходимо преодолеть исключительно локальное восприятие истории разных регионов и их несовместимость, способствовать формированию целостной картины. развития человека, на основе которого студенты смогут спроецировать исторические основы развития общества на современные условия и перспективы. Синхронизация курсов ставит перед собой именно эту задачу, преодолевая «широкомыслие» истории Востока, Запада и России.
Под синхронизацией в данном случае мы подразумеваем не только хронологическую связь (внешнее совпадение событий и процессов во времени), но и более глубокое изучение логики хода исторических явлений, взаимосвязь и взаимовлияние различных социокультурных явлений. комплектующие, сравнение и поиск аналогий в разработке и т.д.
Первые попытки внести элементы синхронистичности в изучение истории были предприняты в первой половине XIX века. Например, И.К. Кайданов рассматривает в своем учебнике всеобщую историю. Описывая период Средневековья, он не ограничивается изображением западноевропейских государств (хотя их описание имеет первостепенное значение), но затрагивает и историю других государств и народов, проживающих на территории Евразийского континента, в том числе историю славянских государств: современные Польша и Россия [1]. Отличительной особенностью его учебника является стремление не только упомянуть Российское государство в рамках всеобщей истории, но и подчеркнуть его исключительность на фоне западноевропейской и восточной цивилизаций, а также сравнить их институты общественного развития.
В 70-е годы XIX века принцип синхронного построения исторического курса был официально подтвержден при формировании системы преподавания истории. Принцип синхронности в этот период понимался как преподавание национальной истории в контексте общечеловеческой. Соответствующие учебники и учебные пособия издаются:
- Беллярминов И. Начальный курс всеобщей и российской истории, 1876 г.
- Фукэ Ю. Учебник всеобщей истории (с включением национальной), 1884 г.
- Крылов Е. Опыт систематического повторения курса общей и российской истории, 1890 г.
- Рождественский С.Е. Отечественная история в связи с всеобщей (средней и новой), 1916 г.
В «Пояснительной записке» к учебному плану и программам гимназий разъясняется необходимость параллельного изучения отечественной истории с общечеловеческой: «Россия не выделяется из своей естественной связи с другими европейскими государствами, и ее историческое значение должно быть представлено в более ярком свете». свет» [5, с. 85].
Впоследствии часть педагогического сообщества раскритиковала появление «синхронных учебников». Авторитетные методисты конца XIX – начала XX веков подчеркивали недостатки новой системы: ограниченность композиции курса всеобщей истории; нарушение целостности национальной истории, вследствие ее разделения на части с целью вписаться в хронологию общечеловеческую; «вместо какой-либо внутренней связи, которую невозможно было установить, они руководствовались исключительно хронологией, т.е. единовременно события происходили одновременно» [2, с. 25].
Вопросы синхронизации исторических курсов продолжали подниматься и после революции 1917 года. Лидер и главная личность советской исторической науки 1920-х годов М.Н. Покровский считал, что разделение всеобщей и российской истории не соответствует новым идеологическим запросам общества и является перебором империализма [4].
В послевоенный период в рамках модернизации советской школьной системы исторического образования возродился принцип синхронного изучения истории, а также важность изучения всеобщей истории. В этот период в основу построения курса истории был положен принцип хронологической последовательности в изучении исторических событий и линейности (изучение курса один раз без повторений); курсы национальной и всеобщей истории были введены как самостоятельные. Например, Великая Отечественная война рассматривалась как часть изучения Второй мировой войны.
Ослабление и дальнейшее падение советской власти, а также последующие реформы в новосозданном государстве - Российской Федерации вновь выдвинули на первый план проблему синхронизации курсов истории в средней школе. Однако на пути к ее решению возникли новые трудности: отсутствие единой идеологической линии; слабое изучение дореволюционного опыта. Вопрос о необходимости синхронизации национальной и всеобщей истории приобрел дискуссионный характер, поскольку изменил свой характер из педагогической проблемы в идеологическую.
Путем реформирования системы образования произошел переход к концентрической системе преподавания истории, для которой характерно разделение изучения истории на 2 направления, соответствующие средней и высшей школе. Проблема синхронизации, строго говоря, решалась на уровне хронологического соответствия. Этот период длился с начала 90-х годов ХХ века по 2013 год.
Современное состояние исторического школьного образования демонстрирует четкую направленность на модернизацию, учет и исправление ошибок прошлого с использованием наиболее эффективных элементов прежних систем. Современный этап связан с разработкой и внедрением историко-культурного стандарта.
Необходимость синхронизации курсов истории в школе однозначно признается не только в профессиональных кругах, но и на более высоком уровне: президент России Владимир Путин предложил рассмотреть вопрос о синхронизации курсов истории России и истории зарубежных стран в российских школах.
Историко-культурный стандарт, разработанный в 2014 году, ставит задачу преодоления предноминального дисбаланса в курсах российской истории и всеобщей истории. В современной школе на первый план выходят ценностные аспекты школьного исторического образования. Содержание стандарта как раз и направлено на рассмотрение истории России как неотъемлемой части мировой истории, а также на то, чтобы показать страну как участницу культурно-исторических процессов развития человечества. Но в то же время стандарт не дает ответов на то, как должно быть построено преподавание истории, чтобы решить эту проблему.
Как реализовать задачи патриотического воспитания и формирования объективной картины исторического развития у учащихся с помощью синхронизации образования, до сих пор остается нерешенным вопросом. Поэтому переход на новую систему привел к активному возрождению интереса к этой проблеме в работах методистов.
В 2020 году был проведен опрос среди практикующих преподавателей истории города Сургута с целью выявления актуальных проблем в этом вопросе. В опросе приняли участие 22 учителя из 9 школ Сургута. По его итогам было выделено преобладающее мнение о правильности и необходимости перехода на линейную систему преподавания истории, однако 77% респондентов отметили, что испытывают трудности при переходе на нее. Синхронизация курсов является одной из упомянутых проблем в этом процессе. При уточнении сущности этой проблемы были выделены ее основные составляющие: неопределенность с новой общеобразовательной программой по истории, недостаточная психологическая и профессиональная переподготовка учителей истории, нехватка специальной методической литературы по решению вопроса, неполное понимание учителями сути проблемы. процесс синхронизации.
Таким образом, сегодня задача синхронизации курсов российской и всеобщей истории остается актуальной. Национальная и всеобщая история должны оставаться двумя отдельными, но взаимосвязанными курсами. Ситуация осложняется тем, что произошел переход от концентрической к линейной системе обучения, из-за чего многие имеющиеся разработки оказываются неактуальными.
Идея синхронного построения курсов всеобщей и национальной истории, разработанная в XIX веке в целях разработки «комплексного» учебника по всемирной истории, актуальна и для современного исторического образования. Определение правильных путей решения этой проблемы, исходя из недостатков учебников прошлых веков, становится актуальной задачей современных педагогов, историков и методистов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Источники:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»: текст с изм. и доп. на 2012 год. – М. : Эксмо, 2012. – 112 с.
2. Методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и Концепцией нового УМК по отечественной истории – [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://www.apkpro.ru/217.html
3. Приказ № 345 от «28» декабря 2018 Минпросвещения России «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» -[Электронный ресурс] // Режим доступа URL: https://4ege.ru/documents/56987-federalnyy-perechen-uchebnikov-na-2018-2019- uchebnyy-god.html.
4. Примерная основная образовательная программа ООО – [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/07/poop_ooo_v_reestr.pdf
5. Текст концепции нового УМК по отечественной истории – [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://rushistory.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с.
Литература:
7. Адамчук Д.В. К вопросу о профессиональной компетентности школьного учителя / Д.В. Адамчук, В.С. Собкин // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – № 4. – с.33-39.
8. Алексашкина Л.Н. Эволюция образовательных стандартов и школьные курсы истории (1990 – 2010-е гг.) /Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016.– № 4. – с.20-32.
9. Ананченко А.Б., Попов В.П., Цветков В.Ж., Чураков Д.О. Трудные вопросы российской истории XX века // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 8. – с.18-21.
10. Боголюбов Л.Н. Многообразие форм и методов учебной работы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 7. – с.12-22.
11. Вяземский Е.Е. О едином учебнике истории: педагогические аспекты // Проблемы современного образования: - 2013. – № 6. – с. 12-21.
12. Вяземский Е.Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2015. – 125 с.
13. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Проблемы обновления содержания и структуры исторического образования в российской школе // Преподавание истории в школе. – 2017. – № 7. – с. 35-42.
14. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Рекомендации о переходе на новую структуру исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 10. – с. 3-11.
15. Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю. Современные подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 7. – с. 45-56.
16. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Евладова Е.Б. О возможных путях конкретизации предметных результатов обучения в рамках ФГОС (на примере содержания учебного предмета «История») // Преподавание истории в школе. – 2017. – №2 – с.3–15.
17. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. - М.: НИИ шк. технологии, – 2016. – 206 с.
18. Елисеева Н.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы изучения современной России / Н.В. Елисеева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016.– № 4. – с.56-70.
19. Кайданов И.К. Учебная книга всеобщей истории (для юношества). – СПб.: Типография К. Жернакова, 1843. – 338 с.
20. Каpeeв Н.И. Заметки о преподавании истории в средней школе. – СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1900. – 79 с.
21. Коваль Т.В., Крючкова Е.А. Метапредметный подход к изучению понятий. Требования федеральных государственных стандартов и проблемы их реализации в общеобразовательной школе // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1, – № 3 (39). – с. 75-84.
22. Котенев В.А., Кузьмин А.В. Особенности перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2017. – №7. – с.120-128.
23. Котенев В.А., Кузьмин А.В., Стаметов В.В. Содержательные и методологические аспекты перехода к линейной системе преподавания учебного предмета «История» в контексте принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (опыт Тамбовской области) // Вестник ТГУ. – 2016. – №12 (164). – с. 34-45.
24. Крутова И.В., Пазин Р.В. ФГОС и ИКС по истории: проблемы реализации системно-деятельностного подхода // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 10. – с. 90-98.
25. Крутова И.В., Разбегаева Л.П., Пазин Р.В. Системно-деятельностный подход: методический аспект (на примере обучения истории) // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 6. – с.3-8.
26. Крючкова Е.А. Воспитательный потенциал историко-культурного стандарта // Современная наука. – 2015. – №3. – с.16-18.
27. Крючкова Е.А. Синхронизация курса отечественной истории и курса всеобщей истории в учебниках по истории России // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – №6 (56). – с.136-146.
28. Манюхин И.С. Новая концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования в России // Известия Самарского научного центра РАН. – 2016. – №3-1. – с.12-21.
29. Найденко Б.Н. Актуальные вопросы совершенствования профессиональной компетенции учителя истории в условиях реализации ФГОС и ИКС // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 8. – с.56-67.
30. Нарышкина В. С. Современный учебник истории как средство организации деятельности обучающихся // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, – 2015. – С. 115-118.
31. Несмелова М.Л. Реализация требований ФГОС в учебниках и УМК по истории для средней школы // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 1. – с.45-56.
32. Пазин Р.В., Искровская Л.В. ФГОС. Концепция нового учебнометодического комплекса по отечественной истории и Историкокультурный стандарт: проблемы реализации в заданных условиях // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 7. – с.123-130.
33. Пазин Р.В., Крутова И.В. Состояние современного школьного исторического и обществоведческого образования: методические аспекты проблемы // Преподавание истории в школе. – 2017. – №6 – с.3–7.
34. Панченко Л. Е. Проблемы обучения по новому учебнику истории. Из опыта работы // Молодой ученый. – 2018. – №11. – С. 255-258.
35. Синельников И.Ю. Готовы ли учителя работать «по-новому»: анализ опыта организации работы с источниками на уроках истории / И.Ю. Синельников // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 3. – с.78-89.
36. Федорова Н.Г. Проблема синхронизации изучения всеобщей и русской истории в средней школе и ее решение в дореволюционной учебной литературе // Вестник ЧГУ. – 2008. – №3. – с.67-75.
37. Шевченко Н.И. Стандартизация исторического образования / Н.И. Шевченко // Преподавание истории в школе – 2016. – № 4. – с.34-45.