Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В РФ произошли изменения в понимании проблемы национальной безопасности и в формировании конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности в современной России.
Российская Федерация имеет довольно обширную и хорошо развитую транспортную сеть, благодаря своей огромной территории. При этом, в силу географических особенностей страны, расстояния между населенными пунктами зачастую составляют несколько сотен километров и более. Связь между Союзом и другими населенными пунктами осуществляется с помощью железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Этот факт, безусловно, влечет за собой определенные риски, в частности, риск террористических актов и других преступных посягательств как на пассажиров, так и на персонал транспорта. Поэтому важнейшей задачей органов государственной власти, осуществляющих надзор за национальной транспортной системой, является обеспечение правопорядка на транспортных объектах. Это связано с тем, что масштабы угрозы и последствий общественных беспорядков разрушительны и часто приводят к катастрофам, наносящим ущерб как имуществу, так и здоровью граждан. Вышесказанное не оставляет сомнений в приоритетности правоохранительного контроля. Обеспечение транспортной безопасности на морском транспорте - это регламентированная правовыми нормами система организационных и профилактических мер, направленных на предупреждение и пресечение противоправных действий на объектах морского транспорта и создание условий для обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества населения. Ведущая роль в системе обеспечения транспортной безопасности на морском транспорте принадлежит МВД РФ, МЧС РФ, Министерству транспорта РФ и их структурным подразделениям.
Основной задачей государства в области транспортной безопасности на морском транспорте является повышение конкурентоспособности и качества жизни национальной экономики и превращение географических особенностей страны в конкурентное преимущество путем создания условий для экономического роста и обеспечения доступа к безопасным и современным услугам морского транспорта. Стратегической целью развития системы морского транспорта является удовлетворение потребностей инновационного развития экономики и общества в конкурентоспособных услугах морского транспорта. Данная стратегическая цель может быть достигнута путем эффективного создания конкурентной среды, достижения высокого уровня инженерно-технологического развития и усиления внимания к социальным и экологическим факторам. Для этого, прежде всего, необходимо определить приоритеты в развитии систем морского транспорта, которые позволят государству рационально использовать финансовые ресурсы и получить дополнительные экономические и социальные выгоды.
Морской транспорт - это вид транспорта, использующий как естественные (моря), так и искусственные (каналы и водохранилища) водные пути для перевозки грузов и пассажиров. Основным видом транспорта являются суда. Морской транспорт характеризуется определенными признаками, которые раскрываются основными классификациями морского транспорта и наделяются определенным правовым статусом. Водный транспорт состоит из двух самостоятельных элементов: морского транспорта и речного транспорта.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании требований в области правового регулирования транспортной безопасности на морском транспорте.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы правового регулирования транспортной безопасности на морском транспорте.
Целью исследования является анализ правового регулирования транспортной безопасности на морском транспорте.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть национальное законодательство о регулировании транспортной безопасности на морском транспорте;
2.исследовать особенности обеспечения безопасности на морских транспортных объектах и в портах РФ;
3.проанализировать полномочия государственных органов РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности на морском транспорте.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Важное значение для исследования проблемы транспортной безопасности и государственного управления транспортными системами имеют научные труды Кулапат Д., Бойков А.В. Нафиков, Р., Небыкова, О.Н., А. С. Игнатенко, В. В. Лесничего, А. М. Ложачевской, Г. И. Мищенко, В. Ф. Опрышка, М. В. Онищука, И. М. Пахомова, Ю. Е. Пащенко, В. И. Развадовского, В. М. Рыжих, А. Г. Савченко, А. И. Семенченко, В. А. Скуратовского, Д. А. Тимохи, А. М. Ткаченко, В. В. Юрчишина и многих других. В то же время отдельные вопросы в этой сфере требуют дальнейшего обсуждения и совершенствования.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Кулапат Д., Бойков А.В., Нафиков Р., Небыкова О.Н. и другие авторы.
Глава 1. Национальное законодательство
1.1.Национальное законодательство о регулировании транспортной безопасности на морском транспорте
Реализация национальной морской политики должна осуществляться по нескольким взаимосвязанным направлениям, важным из которых, безусловно, является обеспечение безопасности морской деятельности, включающей вопросы сохранения человеческой жизни на море и защиту морской среды от различного рода антропогенных воздействий. В этой связи руководством страны уделяется повышенное внимание таким проектам, как создание современной портовой и аварийно-спасательной инфраструктуры, спутниковых систем мониторинга и связи, расширению мощностей ледокольного и грузового флота, материально-техническому обеспечению арктических портов и терминалов, судов и навигации, а также сохранению экологии и окружающей среды.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности" установлены основные принципы обеспечения безопасности:
Сегодня, согласно требованиям Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, развитие транспортной системы России должно быть нацелено на обеспечение максимальной безопасности, полный и опережающий учет международных требований в области безопасности перевозок с использованием формализованных критериев и оценок. Однако, несмотря на очевидное позитивное регулирование многих вопросов безопасности на морском транспорте в ряде законодательных актов, некоторые исследователи обращают внимание на отсутствие инструментов анализа безопасности транспортных систем и четких методик их моделирования. Поэтому, на наш взгляд, важнейшим является вопрос обеспечения законности в государственном управлении морской деятельностью.
Основным законодательным актом в области обеспечения транспортной безопасности на морском транспорте является Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ). В соответствии со ст.8 Федерального закона № 16-ФЗ Правительством РФ установлены обязательные требования в области морского и внутреннего водного транспорта в следующих Постановлениях Правительства РФ от 10.10.2020 № 1651; от 08.10.2020 № 1637; от 08.10.2020 № 1638.
2022 год ознаменовался несколькими юбилейными датами как для прокуратуры России (300-летие со дня образования), так и для флота России (350-летие со дня рождения Петра Первого). Общеизвестно, что прообразом специального органа надзора за соблюдением законодательства на транспорте выступала фискальная служба, учрежденная Петром Первым в соответствии с Указом 1714 г. "О фискалах и о их должности и действии", а фискалы выполняли значимые для обеспечения безопасности на транспорте функции, но при этом являлись quasi прокурорскими. В дальнейшем вопросы обеспечения безопасности судоходства возникли вновь вместе с развитием судостроения и необходимостью регулирования общественных отношений в сфере водного транспорта. Свидетельством повышенного внимания к требованиям морского законодательства стало издание в 1720 г. Устава об эверсах. Прокурорский надзор на водном транспорте осуществляется за исполнением как национального законодательства, так и норм международного права. Также помимо вышеперечисленных нормативных актов, к национальному законодательству о регулировании транспортной безопасности на морском транспорте относятся следующее законодательство:
Вывод по первой главе исследования. В научных исследованиях безопасность на морском транспорте рассматривается гораздо шире, чем просто транспортная безопасность, и включает вопросы безопасности движения, эксплуатации транспорта, экологическую и промышленную безопасность и другие. Транспортным прокурорам нужно ориентироваться в общих проблемах, связанных с национальной безопасностью; иметь представление об угрозах и вызовах, отмеченных в многочисленных стратегиях, программах, доктринах. Транспортные прокуроры должны учитывать общие тенденции в законодательстве о безопасности, в системе соответствующего контроля, деятельности территориальных прокуроров по надзору за исполнением законов о безопасности.
Глава 2. Обеспечение безопасности на морских транспортных объектах и в портах РФ
2.1. Актуальные вопросы обеспечения антитеррористической защищенности портов РФ
Международный терроризм сосредоточил свою диверсионную деятельность на более доступных морских целях (объектах), таких как коммерческие водные коммуникации, транспортные и пассажирские суда и порты. Основными террористическими преступлениями, угрожающими безопасному функционированию водно-транспортных комплексов России, являются террористические акты, охрана морских портов, захват заложников, антитеррористическая безопасность, такая как захват и угон судов (стационарных платформ), пиратство. Морские порты, нефтяные и топливные терминалы являются одними из наиболее уязвимых с точки зрения террористических актов, их последствий и низкого уровня безопасности мореплавания.
В силу своей социально-экономической значимости и повышенного риска взрывов и пожаров топливно-энергетические комплексы, включая газовую отрасль, являются одними из наиболее уязвимых для террористических актов всех видов. При этом охранный статус многих из вышеперечисленных объектов не соответствует реальным и существующим угрозам национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности страны.
Оценки уязвимости охраняемых портовых сооружений и морских портов на территории РФ показывают, что безопасность большинства этих объектов находится на приемлемом уровне, если рассматривать их со стороны побережья.
Решение общегосударственной задачи по защите акваторий и морских портов от террористических угроз зависит от осознания последствий террористических актов, а также от качества и добросовестности администрации морских портов, отвечающей требованиям действующего законодательства. Поэтому основной задачей противодействия терроризму на объектах транспортной инфраструктуры (порты и акватории морских портов) является, как уже неоднократно говорилось, охват всех направлений как с суши, так и с прилегающих акваторий. Для этого необходимо сформировать единый замкнутый контур безопасности вокруг объекта с помощью комплекса существующих инженерно-технических мер безопасности.
Результаты анализа законодательства по защите морских акваторий и объектов и комплексных систем, представленных на российском рынке, показывают, что задача антитеррористической защиты морских портов вполне выполнима. Для решения этой задачи необходимо внести дополнения в правовую базу отраслевого регулирования, определяющую требования к инженерно-техническим системам обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
Необходимость совершенствования законодательства в данной сфере обусловлена актуальностью проблемы обеспечения антитеррористической защищенности портов. В этой связи представляется целесообразным в процессе совершенствования национальной системы противодействия терроризму активизировать усилия по созданию иерархической системы обеспечения безопасности портов. Эта система могла бы управлять прибрежной зоной, территорией, прилегающей к порту, акваторией порта и моря, а также подводной средой.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954,
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О безопасности" // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 2,
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О транспортной безопасности" // Собрание законодательства РФ, 12.02.2007, № 7, ст. 837
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
Федеральный закон от 03.02.2014 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения транспортной безопасности" // Собрание законодательства РФ, 10.02.2014, № 6, ст. 566
Указ Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512 "Об утверждении Морской доктрины РФ" // Официальный интернетпортал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 31.07.2022
Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 (ред. от 31.01.2023) "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства" // Собрание законодательства РФ", 18.06.2012, № 25, ст. 3315.
Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1637 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта" // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74653312
Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2015 г. № 1257 "Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры…"//https://base.garant.ru/71260154
Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р О Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года//Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 50 (часть IV). - Ст. 8613
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207;
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.
Специальная литература
Бондаренко М.В. Меры административного предупреждения как средство обеспечения национальной безопасности / М.В. Бондаренко, О.А. Строева // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 5 - 8.
Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. // Национальная безопасность России: новые проблемы и новые приоритеты // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 1. С. 7-24.
Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. - 3-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 334 с.
Корнеева Ю.Д. Обеспечение безопасности на водном транспорте России: государственно-управленческий аспект с инновационным развитием водной транспортной системы// TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA, 2022, №2. С.166.
Нафиков Р. Водный транспорт / Р. Нафиков. - М.: Мозаика- Синтез, 2022. - 374 c.
Осавелюк Е.А. Сущность энергетической безопасности в контексте с новой редакции Конституции России и национальной безопасности РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 108.
Попова Н.Ф. Новые приоритеты обеспечения национальной безопасности РФ // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 16 - 18.
Правовое обеспечение национальной безопасности : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Туганова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 180 с.
Скоробогатый П. Стратегия с опорой на свои силы / П. Скоробогатый // Эксперт. 2021. 12 июля.