Фрагмент для ознакомления
2
Движущей силой психического развития ребенка является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, умений, навыков, системой мотивов и типами его взаимоотношений с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития как внутренне противоречивого процесса, связанного с возникновением психических и личностных новообразований, Л. С. Выготский, вслед за П.П. Блонским, рассматривает определенные эпохи, этапы, фазы в общей схеме переломов или кризисов развития.
Давайте рассмотрим концепцию возрастного кризиса. Возрастные кризисы, хотя и не являются неизбежными, могут иметь место в психическом развитии ребенка. При этом противоречия, возникающие в процессе развития, часто приобретают в эти периоды особенно острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми.
Семантический барьер в отношениях между взрослыми и детьми возникает из-за того, что ребенок, понимая правильность требований взрослого, не принимает эти требования, поскольку они чужды его опыту, мнениям, отношениям, его системе личных значений.
Возрастные кризисы могут представлять собой противоречия между ростом физических и духовных способностей ребенка и ранее сложившимися формами отношений с окружающими и деятельности. На тяжесть возрастных кризисов также влияют индивидуальные особенности ребенка.
В то же время в качестве критериев различения кризисов по Л.С. Выготскому они заключаются в характеристике сущности новообразования каждого возраста. При этом само психическое развитие трактуется ими как прогрессирующее качественное изменение личности, в ходе которого формируются возрастные новообразования с различной динамикой. Под возрастными новообразованиями следует понимать новый тип структуры личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые в наибольшей степени и фундаментально определяют сознание ребенка, его отношения с окружающей средой; его жизнь. внутреннее и внешнее, весь ход развития за данный период.
Развитие может быть медленным, плавным или быстрым, стремительным. По определению Л.С. Выготского, он может быть революционным, иногда катастрофическим. Резкие перемены, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать "форму острого кризиса". По словам Л.С. Выготского, в психологии известно шесть кризисных периодов: кризис новорожденного отделяет период эмбрионального развития от детства; кризис одного года – от младенчества до раннего детства. Кризис 3 лет – это переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет – это связующее звено между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис полового созревания (половое созревание-зрелость, половое созревание). Кризис 17 лет – это переход к ясности.
Для возрастной психологии в целом и для определения типичного "психологического портрета" ребенка на каждом этапе системы образования важно, в частности, следующее положение Д. Б. Эльконина: "...то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет общую линию последующего развития в стабильный период".
Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие "социальная ситуация развития", определяющее содержание, формирование центральной линии развития, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития – это "система отношений" между ребенком и социальной средой. Изменение этой системы определяет и основной закон возрастной динамики". В соответствии с законом, силы, движущие развитием ребенка в данном возрасте, неизбежно приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, внутренне определяя отмену социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующая или более поздняя возрастная стадия".
При этом Л. С. Выготский постоянно подчеркивает, что психическое развитие – это всестороннее развитие всей личности. Понятие социальной ситуации как отношения ребенка к социальной реальности довольно широкое, оно включает в себя средство реализации этой связи – деятельность. По словам А. Н. Леонтьева, " некоторые виды деятельности являются ведущими на данном этапе и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль, другие – подчиненную".
Считается, что психическое развитие ребенка, как и всестороннее развитие личности, осуществляется одновременно по следующим направлениям: познавательная сфера (и содержание деятельности, развитие интеллекта, развитие механизмов познания); психологическая структура и содержание деятельности (формирование целей, мотивов и развитие их взаимосвязи, развитие метода со средствами деятельности); личность (ориентация, ценностные ориентации, самосознание, самооценка, взаимодействие с социальной средой и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. Московский социально-психологический институт, Воронеж: НПО «Модэк», 2011. — 352 с.
2. Бондарович, А. А. Коррекция кризисных состояний среди несовершеннолетних и взрослых / А. А. Бондарович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 321-323.
3. Выготский, Л.С. Кризис трех лет / Л.С. Выгодский//Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. — С. 145 — 150.
4. Головань, Д. В. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка / Д. В. Головань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 127-129.
5. Илюхина, Т. Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста / Т. Г. Илюхина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 21-23.
6. Зиновенко, О. А. Влияние детско-родительских отношений на развитие личностных новообразований ребенка в период кризиса трех лет / О. А. Зиновенко, И. Ю. Троицкая. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 111-113.
7. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. -М.: ПИР АО, 1995. 144 с.
8. Смолякова, О. А. Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями / О. А. Смолякова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 110-112.
9. Чегаева, Е. А. Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет / Е. А. Чегаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 343-346.
10. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.