Фрагмент для ознакомления
2
Репортаж является одним из наиболее популярных жанров в журналистике, который широко применяется в различных сферах, включая политику, социальные вопросы, культуру и спорт. Он также используется в различных формах СМИ. Однако до сих пор существуют разногласия в определении этого жанра, что приводит к разнообразию его воплощений на практике.
Актуальность исследования заключается в анализе языковых жанрообразующих признаков репортажа, так как репортаж является жанром, который обладает своими специфическими характеристиками и признаками. Изучение данных признаков в материале Анны Черниковой позволяет более глубоко понять, какие лингвистические особенности характеризуют этот жанр и как они используются для достижения целей журналистского репортажа. Исследование репортажа, посвященного жизни обитателей Шпицбергена, позволяет рассмотреть особенности этого места, его проблемы и вызовы, а также представить информацию о жизни людей в экстремальных условиях. Анализ особенностей стиля, структуры, использования языковых средств и приемов в репортаже позволяет улучшить навыки журналистского письма и создания эффективных и привлекательных материалов.
Объект исследования – репортаж в современных СМИ.
Предмет исследования – языковые жанрообразующие признаки репортажа.
Цель работы – выявить языковые жанрообразующие признаки репортажа в материале Анны Черниковой «Зараженные севером: как живется обитателям Шпицбергена».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить научную литературу по теме исследования;
2) изучить различные подходы к определению жанра репортаж;
3) описать языковые жанрообразующие признаки репортажа;
3) проанализировать репортаж Анны Черниковой «Зараженные севером: как живется обитателям Шпицбергена»: выявить языковые жанрообразующие признаки, сделать вывод о тенденциях их использования.
Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых: Вартанова Е.Л.[Вартанов, 1967], Засурский Я.Н. [Засурский, 2007], Ким М.Н. [Ким, 2001], Колесниченко А.В. [Колесниченко, 2008], Кройчик Л.Е.[Кройчик, 2000] , Майданова Л. М., Калганова С.О. [Майданова, 2006], Лазутина Г.В [Лазутина, 2011], Прохоров Е.П.[Прохоров, 2000], Сердобинцева Е.Н. [Сердобинцева, 2019], Солганик Г.Я. [Солганик, 2010], Шостак М.И. [Шостак, 2016] и другие исследователи.
Работа состоит из введения, основной части, которая представляет 2
главы, заключения, списка использованной литературы.
Каждый автор учебного пособия пытается дать свою трактовку термина репортаж. А.В. Колесниченко наиболее точно и понятно определил термин «репортаж» в своем учебном пособии. Согласно его трактовке, репортаж представляет собой наглядное описание происходящего с целью позволить читателю пережить случившееся и почувствовать то, что чувствовал журналист на месте события [Колесниченко, 2020, с. 99].
Главным преимуществом этого жанра является сочетание оперативной передачи информации с последующим анализом. Жанр в журналистике определяется как «оптимальная форма решения творческой задачи» и выбор жанра зависит от цели, которую преследует журналист. Он обусловлен свойствами описываемого факта, задачами перед автором и редакцией, а также мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями журналиста.
В определении Е.Н. Сердобинцевой отмечается, что жанр является «исторически сложившимся типом произведений, объединяющих структурные, содержательные и стилистические свойства. Он формируется в соответствии с потребностями общества» [Сердобинцева, 2019, с. 67].
Существует разнообразие подходов к выделению жанров в журналистских текстах. В то же время, большинство исследователей сходятся во мнении относительно трех основных групп жанров: информационных, аналитических и художественно-публицистических. Однако термины, использованные теоретиками журналистики для обозначения этих групп, могут различаться.
Информационные жанры, такие как заметка, интервью и репортаж, характеризуются основным акцентом на передаче фактов и сведений. В данных жанрах присутствие журналиста обычно минимизируется, а в центре внимания находится информация, о которой репортер сообщает.
Аналитические жанры, такие как комментарий, статья, рецензия, письмо и обозрение, представляют собой более глубокий анализ и осмысление событий или проблем. В этих жанрах журналист выражает свою точку зрения и проводит аналитическую работу, предлагая различные интерпретации и выводы [Колесниченко, 2017, с. 34].
Художественно-публицистические жанры, такие как очерк, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история и легенда, объединяют элементы художественности и публицистики. В этих жанрах журналист использует литературные и художественные приемы для выражения своих мыслей, создания образов и передачи определенной атмосферы [Лазутина, 2011, с. 70].
В аналитическом жанре журналистики заметно больше присутствие личности журналиста, поскольку он имеет возможность рассуждать, давать оценки и выражать своё мнение. В художественно-публицистическом жанре, напротив, автор полностью преобладает над фактом.
Основу журналистики составляют злободневные события, явления, процессы, конфликты, различные нетипичные обстоятельства и проблемы. Жанр журналистских текстов определен не описываемым предметом, а способом воссоздания происходящего.
1.2. Жанровые черты репортажа
Репортаж – один из наиболее распространенных жанров публицистики, как у читателей, так и у журналистов. Его популярность объясняется особыми особенностями этого жанра, которые предоставляют широкие возможности как автору текста, так и его читателю. Репортаж, происходящий от латинского слова «reportare», что означает «сообщать» или «передавать», обладает способностью оживить события и места, позволяя читателю погрузиться в них посредством ярких и подробных описаний.
Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент [Солганик, 2010, с. 47].
Репортаж, если сравнивать его с отчетом, представляет собой более трудное задание. Репортер стремится представить читателю полную картину события на всех его этапах, начиная с его начала и заканчивая завершением. Он стремится оперативно воссоздать "историю события" так, будто он сам был его очевидцем или участником. Репортаж можно сравнить с жанром разведчика, к которому обращаются журналисты, желающие сообщить о том, что происходит как внутри нашей страны, так и за ее пределами.
Репортаж фокусируется на событии, которое объединяет визуальную и устную форму выражения его содержания. Для автора возникает сложная задача - достичь эффекта "присутствия" у читателя на месте события. Этот эффект возможен только при непосредственном присутствии автора на месте события. Роль автора важна: он не только является свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором [Майданова, 2006, с. 56].
Задача репортера и предмет репортажа также определяют другие важные аспекты. Один из них - "наглядность" репортажа: читатель должен словно видеть все происходящее на месте события и слышать голоса его участников. Этот эффект достигается путем включения деталей и подробностей в тексте репортажа, которые помогают автору транслировать живописную картину реальности. Если автор сам стал участником события, о котором хочет рассказать, это позволяет ему пережить те же чувства и волнение, что и другие участники события. Такой подход позволяет автору сильнее воздействовать на читателей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аграновский А.А. Ради единого слова: Журналист о журналистике. М., Изд-во «Мысль» 1978.
2. Барманкулов М.К. Жанры и формы событийной информации публицистики, их общность и специфика в печати, телевидении, радиовещании. - АлмаАта: 1974.
3. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья - жанры публицистики / Учеб.-метод. пособие по курсу "Теория и практика парт.-сов. печати". – М.:Издво Моск. ун-та, 1972.
4. Вартанов Г. И. Проблемы теории публицистики ждут решения. //Вестник МГУ. Серия "Журналистика". - 1967 - №4
5. Горохов В.М. Методы журналистского творчества. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
6. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - Учеб. для вузов по спец. "Журналистика". – М.: Высш. шк. 1989.
7. Григорян М. В. Пособие по журналистике. М.: Права человека, 2007.
8. Громова Л.П. История отечественной журналистики XVIII века.- Санкт Петербург, 2003.
9. Засурский Я.Н.: Система средств массовой информации в России. Уч. пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., Аспект Пресс, 2007.
10. Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени. М. 1992.
11. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения - СПб.: Издательство Михайлова В.А.: 2001.
12. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
13. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. – Учебное пособие. – М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2017.
14. Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских текстов аудиторией онлайновых медиа. – Вестник Московского университета. Серия 10, №2, 2020.
15. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров //Основы творческой деятельности журналиста /Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 125.
16. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов, обучающихся на специальности «Журналистика» / Г.В. Лазутина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011.
17. Майданова Л. М., Калганова С. О. Практическая стилистика жанров СМИ //Екатеринбург: Гуманитарный ун-т. – 2006.
18. Мальшинский А.П. Первый русский репортер. (Историческая справка). // Исторический вестник, 1886. - Т. 24. - № 5. - С. 387-391.
19. Педашенко Н.А. Жанровые особенности его на современном этапе : автореф. дис. канд. фил. наук : спец. 10.01.10 – журналистика /– М., 1972. – 18 с.
20. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебное пособие. - М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2000.
21. Сердобинцева Е.Н. Информационные жанры в журналистских текстах. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2019.
22. Солганик Г. Я. Формат и жанр как термины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 6.
23. Шостак М.И. Репортёр: профессионализм и этика. Учебное пособие. - М.: Рин-Холдинг, 2002.
24. Шостак М.И. Новостная журналистика. Новости прессы: заметки, репортажи, интервью: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016.