Фрагмент для ознакомления
2
Исследование, проведенное Е.Н. Мухияровой, посвящено гендерным различиям в восприятии одиночества в зрелом возрасте, что позволяет сделать выводы, которые можно экстраполировать и на более молодые демографические группы. Е.Н. Мухиярова отмечает, что женщины чаще обсуждают и делятся своим чувством одиночества, что может обеспечить им сеть эмоциональной поддержки, менее доступную для мужчин. Такой обмен потенциально смягчает одиночество среди женщин, в то время как мужчины могут страдать молча из-за культурных среотипов, связанных с выражением эмоционального расстройства [Мухиярова, 2006, с. 17]. Эти выводы подчеркивают важность учета гендерных особенностей при решении проблемы одиночества. Для мальчиков и мужчин особенно полезным может оказаться поощрение открытых дискуссий о чувствах и преодоление стереотипов, связанных с представлением, что мужчины более стойки, не имеют ярких эмоциональных переживаний, чем женщины. Девочкам и женщинам в борьбе с чувством одиночества может помочь укрепление сетей поддержки и устранение глубинных причин депрессии. В целом, понимание гендерных особенностей переживаний и реакций на одиночество не только помогает оказывать более эффективную психологическую поддержку, но и обогащает наше понимание того, как общественные нормы и индивидуальная эмоциональная реакция влияют на переживание изоляции на разных этапах жизни.
Теории гендерной психологии представляют собой важнейший аспект, через который можно изучать феномен одиночества, особенно в том, как он по-разному проявляется у представителей разных полов на разных этапах жизни. Эти теории подчеркивают взаимодействие между биологическими, психологическими и социокультурными факторами, которые влияют на то, как одиночество переживается и выражается у мужчин и женщин. Гендерные различия в переживании одиночества могут быть частично объяснены различиями в процессах социализации, когда мужчин и женщин часто учат по-разному справляться с эмоциями. Эти различия существенно влияют на то, как переживается и регулируется одиночество. По мнению И.М. Слободчикова, понимание культурно-исторического контекста этих гендерных норм необходимо для выявления глубинных причин одиночества у представителей разных полов [Слободчиков, 2014, с. 33]. О.В. Осипова развивает эту мысль, рассказывая о том, как психология развития рассматривает одиночество через призму гендерных различий. Женщины, которых часто поощряют быть более экспрессивными и эмоционально открытыми, могут сообщать о более частых случаях эмоционального одиночества, но при этом обладают более развитыми стратегиями его преодоления через сети социальной поддержки [Osipova, 2018, p. 168]. Напротив, мужчины, которые, возможно, подавляют эмоциональные переживания, могут испытывать более глубокую социальную изоляцию, в том числе под влиянием общественного мнения. Е.Н. Мухиярова дает представление о фазе средней взрослости, отмечая существенные различия в том, как переживают одиночество мужчины и женщины. Она подчеркивает, что мужчины могут больше страдать от отсутствия интимных связей из-за социальных ожиданий, что они должны оставаться стойкими и менее эмоционально зависимыми [Мухиярова, 2006, с. 18]. Это подчеркивает роль социальных ожиданий в формировании картины одиночества у представителей разных полов. А.А. Артамонова подчеркивает важность рассмотрения гендерных переживаний как потенциальных катализаторов развития, которые могут повлиять на личностный рост и стратегии адаптации. Она предполагает, что способ интернализации одиночества может либо препятствовать, либо способствовать личностному развитию, в зависимости от механизмов преодоления и жизнестойкости индивида [Artamonova, 2008, p. 24].
Таким образом, теории гендерной психологии представляют собой комплексную основу для понимания разного влияния одиночества на мужчин и женщин. Они подчеркивают важность социальных ролей, эмоциональной экспрессивности и культурных норм в формировании одиночества. Эти идеи не только углубляют наше понимание одиночества, но и помогают разработать более эффективные, учитывающие гендерные особенности рекомендации, направленные на устранение последствий одиночества и условий формирования этого состояния каждого пола.
1.3. Социокультурные аспекты одиночества
Социокультурные аспекты одиночества охватывают широкий спектр влияний – от культурных норм и общественных ожиданий до исторических и философских предпосылок, – каждый из которых определяет, как люди воспринимают и переживают одиночество. И.М. Слободчиков, опираясь на культурно-историческую психологию Л.С. Выготского, утверждает, что переживание одиночества глубоко встроено в социокультурную среду, в которой живет человек. Согласно этой точке зрения, одиночество – это не просто индивидуальная или психологическая проблема, а сложный социальный феномен, отражающий более широкий культурный и исторический контекст [Слободчиков, 2008]. Согласно этой точке зрения, понимание одиночества требует рассмотрения культурных инструментов, символов и практик, доступных индивидам, которые опосредуют их переживания и проявления одиночества. А.О. Смирнова исследует, как изменения в обществе влияют на природу и переживание одиночества, предполагая, что современные общественные структуры, которые утверждают индивидуализм, а не общинную жизнь, могут усугублять чувство изоляции [Смирнова, 2018]. Все это указывает на необходимость более широкого общественного подхода к борьбе с одиночеством, устранение его основных социальных и культурных причин. Л.И. Анцыферова подробно останавливается на том, как люди переосмысливают и трансформируют свой опыт одиночества с помощью механизмов психологической защиты и переоценки своих ситуаций. Она предполагает, что преодоление одиночества предполагает не только противостояние непосредственным чувствам, но и их интерпретацию в контексте жизненных условий и культурных ожиданий [Анцыферова, 1994]. Р.К. Нуреева рассматривает понятие "духовное одиночество" как состояние, возникающее не просто из-за отсутствия других людей, а из-за ощущаемого недостатка значимых, душевных связей с обществом и более широкой культурной средой. Эта форма одиночества подчеркивает роль экзистенциальных и философских аспектов того, как одиночество переживается в различных культурных средах [Нуреева, 2006]. Каждая из этих точек зрения способствует более глубокому пониманию одиночества как многогранного явления, на которое влияет целый ряд социокультурных факторов. Признание этих факторов необходимо для разработки эффективных стратегий борьбы с одиночеством: рекомендации должны быть культурно чувствительными и адаптированными к конкретному социальному контексту тех, кто испытывает одиночество. Такой подход не только облегчает страдания отдельных людей, но и способствует формированию более сплоченной и благоприятной общественной структуры.
Если бы социальный контекст и структуры поддержки мальчиков и девочек-подростков были идентичны, можно было бы предположить, что их переживания одиночества были бы зеркальным отражением друг друга. Однако реальность значительно отличается из-за различий в социокультурных ожиданиях и нормах, которые определяют их взаимодействие и системы поддержки. Именно через призму этих различий можно лучше понять несхожесть переживаний одиночества у представителей разных полов. Если бы социальная поддержка была одинаково доступна и одинаково поощрялась среди представителей обоих полов, можно было бы предположить, что разрыв в показателях одиночества между мальчиками и девочками-подростками сократился бы. Однако исследования показывают, что девочек обычно поощряют выражать свои эмоции и искать социальную поддержку, что способствует устойчивости к одиночеству. Мальчики же, напротив, часто сталкиваются с ожиданиями общества быть более стоическими, что может мешать им искать социальную поддержку, тем самым потенциально усугубляя чувство одиночества [Zhang et al.]. Кроме того, типы социальных взаимодействий, которые ценятся, могут заметно отличаться у мальчиков и девочек. Девочки чаще общаются лицом к лицу, что способствует эмоциональной близости, в то время как мальчики чаще занимаются бок о бок, например, спортом, что не всегда способствует глубоким эмоциональным связям. Такое различие в характере взаимодействия может способствовать большему чувству одиночества у мальчиков, даже если они не менее социально активны [Koenig et al., 1994, p. 39]. Если бы мальчиков, как и девочек, поощряли к эмоциональной экспрессии и уязвимости, не опасаясь общественного порицания, можно было бы заметить сдвиг в их способности формировать более глубокие, более поддерживающие отношения, которые могли бы защитить их от одиночества. Аналогичным образом, если девочкам будет оказана поддержка в расширении их социального взаимодействия, чтобы включить в него более разнообразные виды деятельности, они смогут развить более широкий спектр навыков преодоления трудностей, что еще больше уменьшит чувство одиночества.
Таким образом, становится очевидным, что различия в социальном контексте и поддержке между полами не просто случайны, а являются важнейшими факторами, влияющими на психологическое благополучие подростков. Эти факторы подчеркивают необходимость гендерно-ориентированных подходов в образовательных и социальных программах, направленных на снижение уровня одиночества среди молодежи. Разрабатывая мероприятия с учетом этих специфических потребностей и условий, мы сможем создать более благоприятную среду, которая учитывает уникальные проблемы, с которыми сталкиваются как мальчики, так и девочки в период становления.
Выводы к 1 главе.
Многогранная природа одиночества среди подростков представляет собой сложное взаимодействие психологических, социокультурных и гендерно-специфических факторов. В определении одиночества учитываются такие аспекты, как социальная изоляция и эмоциональное одиночество. Существующие теории одиночества играют важную роль в понимании спектра переживаний одиночества среди молодежи. Учет гендерного фактора подчеркивает то, как общественные нормы и гендерные роли влияют на восприятие и выражение одиночества. При исследовании одиночества необходимо сочетать количественные и качественные подходы, чтобы охватить широкие и глубокие аспекты подросткового одиночества. Важно применение смешанных методов, обеспечивающих всестороннюю оценку как измеряемых аспектов одиночества, так и личного опыта подростков. Выявляются гендерные различия в переживании одиночества, причем мальчики, как правило, имеют более высокий уровень одиночества. Это важно учитывать в связи с тем, что общество не поощряет мальчиков выражать свою уязвимость, тем самым усугубляя их чувство изоляции. Культурные нормы и социальные ожидания формируют индивидуальный опыт одиночества. Это особенно наглядно проявилось в том, что социальная деятельность и сети эмоциональной поддержки по-разному проявляются для мальчиков и девочек, влияя на их чувство одиночества.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В РАЗНЫХ ГРУППАХ
2.1. Методология исследования
Создание надежной методологии обеспечивает точность и актуальность результатов исследования, а также возможность их обобщения на более широкую подростковую популяцию. Центральное место в методологии занимает смешанный подход, сочетающий количественные и качественные методы для получения всестороннего понимания феномена одиночества среди подростков. Если бы исследование опиралось исключительно на количественные методы, оно могло бы упустить нюансы личного опыта и глубину эмоционального восприятия, которые могут обеспечить качественные методы. И наоборот, опора исключительно на качественные методы может ограничить возможность обобщения полученных результатов.
Количественные данные получены с помощью стандартизированных шкал одиночества, таких как Шкала одиночества (https://psytests.org/ipl/ucla.html). В работе использован метод опроса по Опроснику переживания одиночества (https://psytests.org/ipl/lonman.html) и Опроснику переживания одиночества, ДОПО-3 (https://psytests.org/ipl/dopo3-run.html). Опросники предназначены для количественной оценки уровня одиночества, социальных взаимодействий и систем поддержки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 6–21.
2. Артамонова А.А. Одиночество как техногенный фактор в сознании человека // Труды научно-теоретической конференции. СПб., 2003. С. 4–11.
3. Артамонова А.А. Особенности проявления тревожности и одиночества // Известия Самарского Научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии». 2006. № 3. С. 2–10.
4. Артамонова А.А. Переживание одиночества как фактор развития личностного потенциала студентов-первокурсников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 27 с.
5. Бакалдин С.В. Одиночество и его связь с функциями "Я" [Интернет ресурс]. http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-odinochestvo-i-ego-svyaz-s-funktsiyami-ya. дата обращения: 10.05.2024.
6. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М.: Флинта, 1999. 312 с.
7. Божович Л.И. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1. С.130–134.
8. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 119–125.
9. Выготский Л.С. Лекции по психологии // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
10. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени). Историко-философский аспект: дис. … д-ра. филос. наук. Екатеринбург, 2002. 31 с.
11. Гасанова П.Г. Психология одиночества. Киев: Финансовая Рада Украины, 2017. 76 с.
12. Гримак Л.П. Одиночество // Психические состояния. 2000. № 7. С. 401-407.
13. Долгов K.M. Серен Киркегор предтеча современного экзистенциализма // От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1990. С. 7–42.
14. Дьяченко И.А. Восприятие социально-психологической поддержки как фактор переживания одиночества в пожилом возрасте // Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 11–14.
15. Дьяченко И.А. Социальные условия проживания как фактор переживания одиночества в пожилом возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2013. № 161. С. 274–279.
16. Зарубина Ю.Н. Проблема одиночества в современном обществе. Екатеринбург: УрФУ, 2018. С. 1169–1178.
17. Зуб Е.В. Переживание одиночества в юношеском возрасте // Психология: шаг в науку. 2021. С. 64–65.
18. Ибатуллина Г.М. Экзистенциальный герой и его сознание в романе А. Камю «Посторонний» // Актуальные проблемы филологии и филологического образования. Уфа, 2006. С. 67–117.
19. Интчама Л.В. Одиночество как социальная проблема // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 6. 2013. С. 141–144.
20. Каширский Д. В. Диагностика проявлений одиночества: адаптация опросника Д. Рассела, Л. Пепло и М. Фергюсона на российской выборке // Эмоциональные связи и отношения привязанности в замещающей семье. Материалы семинара для специалистов служб сопровождения замещающих семей в Алтайском крае. Барнаул: ААЭП, 2014.
21. Коротких В.И. Классическая философия в современной культуре. М.: Инфра, 2014. 159 с.
22. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–137.
23. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 196 с.
24. Кузнецов О.Н. Психология и психопатология одиночества. М.: Книга по требованию, 2013. 336 с.
25. Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление: автореф. дис. ...канд. социол. наук. М., 1995. 22 с.
26. Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал. М.: Директ-Медиа, 2020. 168 с.
27. Леонтьев Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии.1995. № 1. С. 97–110.
28. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал ВШЭ, 2013. №1.
29. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово: Графика, 2002. С. 3–34.
30. Леонтьев Д.А. Экзистенциальная традиция: Философия, психология, психотерапия. 2011. № 2 (19). С. 101–108.
31. Лэнге А. Виктор Франкл – поверенный человечности // Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 107–111.
32. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию // Философия философии. Тексты философии. М.: Академический проект; Мир, 2012. 347 с.
33. Мамардашвили М. Психологическая топология пути // Мир человека. М.: Интерпракс, 1993. 304 с.
34. Манакова Е.А. Опросник переживания одиночества // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С.149-171.
35. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. Ростов н/Д, 1991. 176 с.
36. Мерло-Понти М.В защиту философии. М.: Иностранная литература, 1996. 248 с.
37. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход [Интернет ресурс]. http://www.bim-bad.ru/docs/mijuskovitch_loneliness.pdf. (дата обращения: 10.05.2024).
38. Мухиярова Е.Н. Особенности переживания одиночества мужчинами и женщинами возраста средней взрослости // Психология ХХI века. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 392 с.
39. Мухиярова Е.Н. Переживание одиночества в зрелом возрасте: гендерный аспект: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 19 с.
40. Неумова Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте. М.: Прогресс, 2005. 364 c.
41. Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: автореф. дис... канд. психол. наук. Тюмень, 2005. 24 с.
42. Нуреева Р.К. Духовное одиночество: опыт социально-философского исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2006. 19 с.
43. Ортега-и-Гассет X. Углубление в себя // Философские науки. 1991. № 5. С. 156–164.
44. Осипова О.В. Одиночество в психологии развития человека // Молодой ученый. 2018. № 42 (228). С. 167–170.
45. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 2001. 351 с.
46. Паскаль Б. Суждения и афоризмы. М.: Политиздат, 1990. 384 с.
47. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 624 с.
48. Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Логос, 2008. 424 с.
49. Резник Ю.М. Человек вопрошающий. О назначении философа // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2014. № 1. С. 147–154.
50. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. – М.: Смысл, 1986. С. 14–40.
51. Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 3. С. 30–45.
52. Россохин А.В. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии. М.: Смысл, 2013. 544 с.
53. Садлер А. У. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 13–29.
54. Садлер У., Джонсон Т. Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 56–98.
55. Смирнова А.О. Социальное одиночество: сущность, типы, причины, методы преодоления. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-odinochestvo-suschnost-tipy-prichiny
56. Смирнова И.Г. Проблема одиночества в зарубежные и отечественные исследования // Вестник УГПУ. 2014. № 12. С. 203–205.
57. Слободчиков И.М. Одиночество личности: природа, структура, содержание, механизм развития // Психологическая газета. 2014. № 7. С. 204–207.
58. Слободчиков И.М. Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Л. С. Выготского // Вестник РГГУ. – 2008. – № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-odinochestva-s-pozitsiy-kulturno-istoricheskoy-psihologii-l-svygotskogo-1 (дата обращения: 10.05.2024).
59. Слободчиков И.М. Проблема переживания одиночества в ряду социально-психологических проблем подросткового возраста // Психология XXI века глазами молодых ученых. М.: МГППУ, 2002. С. 106–114.
60. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Вестник Московского государственного психолого-педагогического университета. 2014. № 3. С. 27–35.
61. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.: Бизнесшкола; Интел-Синтез, 1998. 238 с.
62. Хараш А.У. Психология одиночества // Новый век. 2000. № 4. С. 7–16.
63. Худякова И.С. Психологические особенности переживания одиночества человеком в закрытой среде: на примере мест лишения свободы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2013. 24 с.
64. Чурилова Е.Е., Каминская М.А. Феномен одиночества в философии и психологии // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 1 (135). С.114–125.
65. Шагивалеева Г.Р. Культурологическое и психологическое понимание одиночества // Концепт. 2013. № 1. С. 1–11.
66. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами. Елабуга: Алмедиа, 2007. 157 с.
67. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: Социально-психологическая проблема. Киев: Украина, 1991. 300 с.
68. Эллис А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб.: Речь, 2002. 2-е изд. 109 с.
69. Янг Дж. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 552–562.
70. Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: Канон+, 2013. 336 с.
71. Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy. Cambridge: University Press, 1962.
72. Fujisawa, T., Nishitani, S., Obara, T., & Shinohara, K., 2012. Loneliness depends on salivary estradiol levels in adolescent females. Neuro endocrinology letters, 33 5, pp. 525-9.
73. Janoff-Bulman. R. Shattered assumptions: Toward a new psychology of trauma. – New York: Free Press, 1992.
74. Moustakas C.E. Loneliness. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1961.
75. Koenig, L., Isaacs, A., & Schwartz, J., 1994. Sex Differences in Adolescent Depression and Loneliness: Why Are Boys Lonelier if Girls Are More Depressed? Journal of Research in Personality, 28, pp. 27-43. https://doi.org/10.1006/JRPE.1994.1004.
76. D. Russell, L. A. Peplau, M. L. Ferguson. Developing a measure of loneliness // Journal of Personality Assessment, 1978. 42.
77. Rokach, A., & Neto, F., 2000. Coping with loneliness in adolescence: A cross-cultural study. Social Behavior and Personality, 28, pp. 329-342. https://doi.org/10.2224/SBP.2000.28.4.329.
78. Zhang, B., Gao, Q., Fokkema, M., Alterman, V., & Liu, Q., 2015. Adolescent interpersonal relationships, social support and loneliness in high schools: Mediation effect and gender differences. Social science research, 53, pp. 104-17. https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2015.05.003.