Фрагмент для ознакомления
2
Роль лего - конструирования в развитии познавательного интереса детей шестого года жизни
Одно из главных направлений ФГОС ДО связано с обеспечением разнообразия и вариативности содержания дошкольных образовательных программ и организационных форм. Важно, чтобы образовательные программы были адаптированы к уровню сложности и потребностям детей, а также способствовали развитию навыков анализа, абстракции и суждения в период дошкольного детства.
Настоящая ценность использования реальных технологий заключается в том, что при непосредственной деятельности дети могут обнаружить скрытые стороны объектов или явлений, а также развивать умения определения проблемы, аналитические операции и самостоятельный выбор пути решения этой проблемы.
Из-за своей эстетичности, привлекательности для детей и полифункциональности, LEGO-конструктор обладает большим образовательным потенциалом. Именно поэтому он широко внедряется в образовательные и специальные учреждения, а также является популярным среди семей. Обучение с использованием конструктора LEGO также представляет собой конструктивно-игровую деятельность, которая наиболее привлекательна и эмоционально окрашена для дошкольников. Игровая деятельность играет ведущую роль в образовании детей этого возраста, поэтому использование конструктора LEGO в учебных целях соответствует их возрастным особенностям.
Интеграция различных видов детской деятельности способствует развитию целостного и глубокого понимания окружающего мира через активное взаимодействие с ним. Педагогические возможности конструирования широко изучены в отечественной педагогике. В процессе продуктивной деятельности, например, конструирования, дошкольники учатся выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между ними и отражать их в образной форме.
Проблема развития познавательной активности дошкольников является одной из самых актуальных в области детской психологии. Взаимодействие ребенка с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а познавательная активность является неотъемлемой основой формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности. Множество психологов, таких как А.В. Запорожец, М.И. Лисина и Н.Н. Поддьяков, исследовали эту проблему и отметили, что организованный учебно-воспитательный процесс является ключевым в формировании познавательной активности. Развитие познавательной активности и самостоятельности напрямую связано с практическими исследованиями действий самого ребенка.
ЛЕГО-конструктор – самый предпочтительный развивающий материал, который помогает разнообразить учебный процесс для дошкольников. Игра является основой образовательной деятельности с использованием LEGO-технологий. ЛЕГО позволяет учиться и обучаться, играя.
Конструкторы ЛЕГО появились уже более 50 лет назад, и возник вопрос: "Смогут ли они заинтересовать современных детей, которые увлекаются компьютерными играми?". Безусловно, есть огромная разница между строительными кубиками и компьютерными программами и играми. Однако эти две деятельности тесно связаны и могут дополнять друг друга. Большинство детей, которые собирают или собрали конструкторы ЛЕГО, легче разбираются в компьютерных играх и программах. В процессе конструирования они ознакомились с отдельными деталями и компонентами, и знают, как собрать сложную конструкцию из отдельных частей.
Это один из важных факторов, необходимых для освоения компьютера. Учитывая растущий интерес к миру компьютеров, компания LEGO выпустила первую компьютерную программу в 1997 году. К наборам прилагаются специальные инструкции. Конструкторы ЛЕГО имеют особое значение в жизни детей. Благодаря огромному разнообразию деталей, дети являются максимально активными во время игры. Они полностью погружаются в игру и стремятся получить новые ощущения.
Существуют два вида активности, которые тесно связаны: физическая и умственная активность. Физическая активность заметна и ощутима, можно легко определить детские способности, наблюдая за игрой и строительством моделей. Умственная активность проявляется косвенно, поскольку мы не можем прочитать детские мысли. Мы можем увидеть только конечный продукт их умственной деятельности - новую игру или конструкцию.
Роль конструктора LEGO в развитии познавательного интереса детей шестого года жизни неоценима. Способность собирать разнообразные модели из деталей не только развивает мелкую моторику и пространственное мышление, но также способствует развитию логического мышления и творческих способностей. Дети учатся собирать инструкции, а затем применять свою фантазию для создания собственных уникальных конструкций. Этот процесс стимулирует их умственное развитие, помогая им учиться группировать и классифицировать детали, а также решать задачи и проблемы. В итоге, игра с LEGO не только увлекательна, но и полезна для формирования познавательного интереса и развития умений, необходимых для успешного обучения в будущем.
Также известно, что детям быстро надоедают игрушки, которые нельзя модифицировать. Многофункциональные игрушки, напротив, стимулируют детей на новые эксперименты. Важно, чтобы игрушки не только развлекали и увлекали детей, но также предоставляли возможность для творчества. Если игрушки не соответствуют этим требованиям, то они скоро становятся неинтересными для детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, А. И. Лего - педагогический инструмент в работе с детьми дошкольного возраста. Москва: Педагогика, 2010.
2. Белкин, И. М. Психология конструирования у детей. Санкт-Петербург: Питер, 2015.
3. Васильева, Н. С. Влияние игры с конструктором Лего на развитие детей дошкольного возраста. Москва: Аспект Пресс, 2012.
4. Гончаров, В. П. Лего - от игрушки к инструменту обучения. Казань: Медицина, 2014.
5. Дьячкова, Е. Н. Развитие познавательного интереса детей через игру с конструктором Лего. Санкт-Петербург: Речь, 2008.
6. Карпова, Л. И. Практическое применение Лего в дошкольном образовании. Москва: Академия, 2011.
7. Лебедев, Г. Д. Игровая деятельность детей с использованием конструктора Лего. Москва: Когито-Центр, 2013.
8. Мельников, О. П. Психология развития детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Питер, 2016.
9. Николаева, Т. В. Развитие творческих способностей детей с помощью конструктора Лего. Москва: Просвещение, 2009.
10. Орлова, Е. К. Педагогические аспекты использования Лего в образовании. Санкт-Петербург: Росмэн, 2017.
11. Петров, Д. Н. Исследование познавательных процессов у детей с использованием конструктора Лего. Москва: Педагогика, 2011.
12. Романов, М. С. Особенности конструирования детей в процессе игры с Лего. Санкт-Петербург: Питер, 2014.
13. Смирнова, А. Г. Психологические аспекты игры с конструктором Лего. Москва: Аспект, 2007.
14. Тихомиров, П. В. Возрастные особенности игры с конструктором Лего. Санкт-Петербург: Речь, 2010.
15. Шевцова, М. Ю. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста при конструировании с Лего. Москва: Академия, 2013.