Фрагмент для ознакомления
2
1.3. Нормативно-правовые аспекты регулирования системы здравоохранения России
Охрана здоровья граждан является одной из наиболее актуальных задач современного демократического государства [21, с. 139]. Именно признание этих ценностей и обусловило существование государственного управления здравоохранением, определяющего не только приоритетные направления политической и общественной жизни, но также вопросы актуализации правотворческой и законотворческой деятельности. Однако, ввиду наличия фактического уровня определенной неудовлетворенности, как среди населения, так и непосредственных работников в области здравоохранения, реализуемой сферой медицинских услуг, его качеством, доступностью и т.д., налицо необходимость в комплексном изучении основного нормативного массива в анализируемой сфере, его исторической изменчивости, с последующей актуализацией под условия современности.
Конституция РФ [3] задает основные направления социально - экономического и правового развития государства и общества. В отношении управления в сфере здравоохранения считаем возможным привести следующие положения:
1) «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» (ч. 2 ст. 21). Норма дублирует предписания Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. [4], устанавливая неприкосновенность права человека на здоровье и невозможность принудительного медицинского вмешательства.
2) «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ч. 1 ст. 23). Приведенное положение не только является гарантом для успешной реализации предыдущего права, но также формирует первооснову для соблюдения принципа врачебной тайны.
2) «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию» (ч.1 и ч.2 ст. 41). Рассматриваемое положение в рамках правовых вопросов регулирования государственного управления в сфере здравоохранения играет весомую роль, устанавливая конкретные меры по реализации системы: финансирование программ охраны здоровья, развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья.
Кодексы представляют собой достаточно комплексный и, одновременно, обобщенный источник правового регулирования. В вопросах здравоохранения отметим следующее:
1) Уголовный кодекс РФ [10] устанавливает ответственность в диспозиции соответствующих статей в отношении недобросовестной деятельности медицинских работников. Хотя нормы направлены на конкретно определенных лиц, иногда (ввиду реализуемых нарушений) не имеющих никакого отношения к здравоохранению и государственному управлению, в частности, реализуемая идея общей и частной превенции оказывает влияние на весь государственно - общественный строй в целом;
2) Кодекс об административных правонарушениях РФ [2] также предусматривает ответственность, однако, за менее тяжкие правонарушения;
3) Гражданский кодекс РФ [1] регламентирует вопросы наличия и пользования личными неимущественными правами, возможности заключения договоров и сделок в сфере услуг по охране здоровья и т.д.
Федеральные законы, как правило, направлены на правовое регулирование отдельных вопросов здравоохранения. Основным нормативным актом рассматриваемого уровня является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 - Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [12]. Закон устанавливает основы государственной политики в сфере здравоохранения, определяет права и обязанности граждан в области охраны здоровья, а также принципы организации и функционирования системы здравоохранения.
Глава 3 Закона определяет, какие полномочия по охране здоровья присущи федеральным органам власти (статья 14), которые, в большинстве своем, осуществляются Правительством РФ. В связи с чем, к источникам правового регулирования государственного управления в сфере здравоохранения также можно отнести положения Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [14]. Именно Правительство РФ определяет ключевые направления политики и, в соответствии со статьей 16 указанного Федерального конституционного закона. Правительство принимает постановления, устанавливающие нормативные правила и стандарты в сфере здравоохранения, включая правила лицензирования медицинской деятельности, стандарты качества медицинской помощи и другие вопросы.
Помимо Правительства РФ, огромный вклад в развитие политико - правовых вопросов охраны здоровья осуществляет само Министерство здравоохранения РФ. Данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, помимо уже озвученных функций, также полномочия в области реализации обязательного медицинского страхования, фармацевтической деятельности, поставки нового оборудования, обеспечения развития курортного дела и т.д. Основными нормативными актами являются Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [14], а также постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 г. № 533 «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико - биологического агентства» [8], более подробное рассмотрение которого будет осуществлено далее. Здесь же отметим, что ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 №323 определяет перечень полномочий Министерства здравоохранения РФ;
К органам государственной власти субъектов Российской Федерации Министерство здравоохранения РФ относит департаменты, комитеты и министерства субъектов. Например, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент здравоохранения города Севастополя, издающие в пределах своей территории приказы по различным направлениям деятельности. Министерства субъектов также формируют достаточно обширную нормативную базу.
К органам местного самоуправления (статья 17) отнесены не только муниципальные органы по соответствующему направлению деятельности, но также некоторые аптечные и фармацевтические организации, издающие нормативные акты подзаконного уровня по отдельным вопросам охраны здоровья.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 05.05.2024)
2) "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 05.05.2024)
3) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дат обращения 05.05.2024)
4) Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 год// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения 05.05.2024)
5) Паспорт национального проекта "Здравоохранение" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)// https://base.garant.ru/72185920/ (дата обращения 05.05.2024)
6) Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 "Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155646/ (дата обращения 05.05.2024)
7) Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 305 (ред. от 29.12.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162187/ (дата обращения 05.05.204)
8) Постановление Правительства РФ от 31.05.2012 N 533 (ред. от 30.09.2022) "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130463/ (дата обращения 05.05.2024)
9) "Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Правительством РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157978/ (дата обращения 05.05.2024)
10) "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 05.05.2024)
11) Указ Президента РФ от 06.06.2019 N 254 (ред. от 27.03.2023) "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326419/ (дата обращения 05.05.2024)
12) Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 05.05.204)
13) Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/ (дата обращения 05.05.204)
14) Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 05.05.2024)
Статьи, учебники, монографии
15) Бурсов А.И. Применение искусственного интеллекта для анализа медицинских данных // Альманах клинической медицины. 2019. № 47. С. 1-5
16) Гомалеев А.О. Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №.5-1. С. 7-10
17) Гуркина Н. В. Социологические «зарисовки» современного российского здравоохранения//Право и глобальный социум No2. 2019. С. 53-59
18) Иванов Ю.А. и др. Гигиеническое образование и воспитание населения, должностных лиц и работников (правовые, теоретические и методические основы): Руководство по медико-профилактической работе / Ю.А. Иванов, А.П. Щербо, И.А. Мишкич; под ред. Ю.Н. Коржаева СПб.: ИЦ Эдиция, 2020. С. 95-100
19) Кислицына О., Национальный индекс деятельности системы здравоохранения: методологические подходы и результаты для России // Общество и экономика. — 2022. — № 2. — С. 31-33
20) Мавликаева Ю. А. Предупреждение потерь трудового потенциала вследствие нарушений здоровья населения// ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. 2018. № 1. С. 112-115
21) Ракша А. В. К вопросу о правовом регулировании государственного управления в сфере здравоохранения// ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 августа 2023 г. г. Калуга). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 139-145
22) Рассказова А.Н., Рассказов С.В. Тенденции и проблемы цифровизации здравоохранения//ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОНОМИКА И ИНДУСТРИЯ 5.0 (ИНПРОМ). Сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 302-305
23) Соломонова Т. С., Сизов А. А. Система здравоохранения Чехии, Сербии, Великобритании и Российской Федерации//НАУКА МОЛОДЫХ - БУДУЩЕЕ РОССИИ. сборник научных статей 8-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Курск, 2023. С. 359-405
24) Стародубов В.И., Сидоров К.В., Зарубина Т.В. Нормативно-справочная информация: принципы построения и перспективы развития на этапе создания единого цифрового контура в здравоохранении // Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2020. № 35(4). С. 14-15
25) Тришкин Д.В., Фисун А.Я., Макиев Р.Г., Черкашин Д.В. Современное состояние и перспективы развития персонализированной медицины, высокотехнологичного здравоохранения и технологий здоровьесбережения в медицинской службе Вооруженных сил Российской Федерации//ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ. 2019. № 3. С. 145-150
26) Чернецкий В. Ю.Ю, Климова П. А. Особенности менеджмента в здравоохранении//МЕНЕДЖЕР. 2021. № 1. С. 149-155