Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Государственный долг: сущность, история появления 5
1.1 Сущность государственного долга 5
1.2 История появления государственного долга РФ, его развитие 11
Глава 2. Анализ государственного долга РФ 15
2.1 Внешний государственный долг Российской Федерации: 1995-2022 гг 15
2.2 Анализ внутреннего долга РФ: 2016-2022 гг 22
Глава 3 Проблемы государственного долга и способы их решения 24
3.1 Проблемы государственного долга и способы их решения: опыт мировых стран 24
3.2 Перспективы развития государственного дога в РФ 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Привлечение зарубежных источников финансирование обеспечивается за счет выпуска особых ценных бумаг в иностранной валюте, называемых еврооблигациями, со сроком погашения от 1-40 лет. Размещение данных еврооблигаций на международных финансовых рынках позволяет государству вовлекать в собственную экономику зарубежные капиталы не только конкретных стран, но и международных организаций и отдельных институтов, таких как банки, денежные фонды и кредитные агентства . История образования внешнего государственного долга Российской Федерации берет свое начало в 1993 г., когда новообразовавшееся государство взяло на себя долговые обязательства бывшего СССР, что было обусловлено совокупностью политических факторов, оказывающих непосредственное влияние на экономику страны, так как поток зарубежного капитала не мог быть возобновлен без определения ответственных субъектов за исполнение внешних обязательств. Итогом реструктуризации внешнего долга стало снижение ежегодных выплат странам-кредиторам до приемлемого размера с одновременным увеличением общего объема задолженности, следствием чего послужила капитализация консолидированных процентов платежей. За счет использования специальных механизмов, способствующих облегчению исполнения внешне долговых обязательств, а также благодаря вступлению в Парижский клуб стран-кредторов, Российской Федерации удалось урегулировать вопрос с внешним долгом, однако, на фоне внезапно возросшей долговой нагрузки государство столкнулось с угрозой кризиса. Проблемой данного экономического явления послужила неспособность регулирования бюджетного дефицита и постоянно растущих потребностей в краткосрочной перспективе. В настоящее время, в связи с текущими событиями в мире, РФ вновь оказалась под угрозой финансового кризиса, вызванного техническим дефолтом.
Глава 2. Анализ государственного долга РФ
2.1 Внешний государственный долг Российской Федерации: 1995-2022 гг
Экономическая стабильность государства находится в прямой зависимости от сбалансированности его бюджета. Назначение государственного долга в рамках рассматриваемого элемента финансовой деятельности институтов заключается не только в механике инструмента привлечения денежных средств, но и в регуляторе геополитических и внутригосударственных отношений.
С целью дальнейшего анализа названной категории необходимо определить точную дефиницию. Толкование государственного долга дается и законодательством, и учеными-юристами. Определение по первому источнику предлагается статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации . Так, государственным долгом в соответствии с легальным определением являются возникшие в результате государственных заимствований обязательства административных единиц Российской Федерации в отношении физических я юридических лиц, а также иностранных представителей и зарубежных субъектов, а также иные долговые обязательства, возникшие в том числе до принятия Бюджетного кодекса. Советские исследователи дают более лаконичное определение, сформулированное еще до введения в действие настоящего кодекса. Так, «государственный долг – это сумма задолженности по непогашенным внутренним государственным займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным на определенную дату» . Современные юристы поддерживают общую концепцию: государственный долг представляет результат кредитно-денежных отношений в пользу бюджета Российской Федерации, возникший на основе принципов заимствования при перемещении ресурсов из национального или иностранного частного сектора. На основании данных определений и в соответствии с Бюджетным кодексом, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний .
Рисунок 1 – Структура внешнего и внутреннего долга РФ
Несмотря на привычную отрицательную характеристику понятия «долг», внешний государственный долг является закономерным и абсолютно естественным элементом экономики каждого государства, который не подразумевает кризисных тенденций. Главный критерий – объем данного долга и платежеспособность страны по возникшим обязательствам в иностранной валюте. Среди научного дискурса и на практике распространено универсальное мнение о причине возникновения долговых обязательств государственного уровня – дефицит бюджетов. «Дефицит вынуждает отвлекать большее количество средств на обслуживание долга в ущерб расходам социально-экономического характера», – отмечают исследователи Норки А. В., Смирнова И. А., Коробова В.Ф. .
Статьи 103 и 104 Бюджетного кодекса РФ также определяют цели заимствований – уже упомянутое прежде покрытие дефицита федерального бюджета, либо погашение иных государственных долговых обязательств.
Возвращаясь к ретроспективе, стоит отметить фатальное влияние распада СССР для последующего критического положения экономики в силу тотальной реконструкции формы экономической системы, а потому внушительную часть государственного долга РФ на сегодняшний день попрежнему составляют кредитные обязательства бывшего Союза (рисунок 2).
Рисунок 2- Внешний государственный долг Российской Федерации по данным на 1 января каждого года
Основными кредиторами России являются коммерческие банки из 24 европейских стран, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития. В силу необходимости покрытия дефицита бюджета и, как причины и следствия, нецелесообразного использования внешних займов проводилось постоянное рефинансирование задолженности. С учетом невыплаченных процентов это приводило лишь к увеличению суммы кредитов перед Парижским и Лондонским клубами.
Исследователями-правоведами отмечается, что колоссальное значение для систематизации управления внешним долгом Российской Федерации играло принятие Бюджетного кодекса в 1999 году, где стали четко определены основные понятия и категории регулирования государственных финансов, меры по сдерживанию внешних заимствований. Как следует из рисунка 1, данные меры стали катализатором снижения общей задолженности и относительной стабилизации положения вплоть до преддверия кризиса 2008 г.
Фискальные меры поддержки населения и рынка, очевидно, не окажут профицитного влияния на состояние государственного бюджета, а следовательно, многие страны (в том числе рассмотренные в Проекте «ключевые» страны сектора глобального рынка – США, Китай, Япония, Германия) будут подвержены дефициту бюджета в обход плановых положительных балансов. По прогнозам Международного валютного фонда, в общем государственный долг в мире достигнет рекордного 101,5% глобального ВВП .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 23.05.2024)
2) Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 95 (с изм. от 03.03.2023) "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410994/ (дата обращения 23.05.2024)
Статьи, монографии, учебники
3) Аврамчиков т. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019.
4) Агур И., Денежно-кредитная экспансия и инфляционные риски (оценка МВФ) // Экономист. — 2021. — № 10. — С. 86-90
5) Акматалиева А. С., Харькина Е. В. Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России // Молодой ученый. – 2020. – No23 (313). – С. 346-350
6) Афанасьев М. П., От профицитной к дефицитной бюджетной политике // Проблемы прогнозирования. — 2021. — № 5. — С. 42-50
7) Баранова А.Е., Макарова Е.С. Государственный долг: понятие, виды, динамика в России//НАУКА И СТУДЕНЧЕСТВО: ПУТЬ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ. Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Елец, 2023. С. 290-293
8) Беляков И. В., О долге российского государственного сектора // Вопросы экономики. — 2021. — № 2. — С. 48-50
9) Богомолова Ю.А. Оценка управления государственным долгом и государственными финансовыми активами РФ / Ю.А. Богомолова. – 2022. – № 23-2(202). – С. 30-32.
10) Брагинская, Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности: монография / Л. С. Брагинская. - Москва: Университетская книга, 2020.
11) Буряк А. С., Бирюков В. В. Анализ состояния внутреннего долга на современном этапе// ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. С. 50-55
12) Государственные финансы : учебное пособие / В. М. Федосов, Л. Д. Буряк, Д. Д. Бутаков и др.; под ред. В. М. Федосова, С. Я. Огородника, В. Н. Суторминой. – Киев, 1991.
13) Ершов М. В., Новые проблемы в мире: нарастание неопределенности // Современная Европа. — 2022. — № 7. — С. 120-134
14) Заиченко А. А., Саранчук Ю. М. Внешний государственный долг РФ: ретроспектива и современное состояние// Экономика и инновации : сборник статей участников межвузовской научно-практической конференции. 17 ноября 2022 г. : в 3 т. – Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2023. С. 90-95
15) Запольский С. В., К вопросу о концепции реформирования бюджетного законодательства // Государство и право. — 2023. — № 6. — С. 73-80
16) Игонина Л. Л., Государственный долг и долговая нагрузка субъектов РФ: ключевые тенденции 2010–2022 гг. // Финансы. — 2023. — № 5. — С. 18-25
17) Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.:Эксмо, 2019
18) Киряева В. Е., Мохов И. А. Государственный долг и его последствия для национальной экономики// УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Сборник статей 11-й Международной научно-практической конференции. Том 1. Курск, 2021. С. 241-245
19) Липчуи Н.В., Храмченко А.А., Захарова Д.П., Клевцов Д.В. Оценка внешнего долга Российской Федерации // Вестник академии знаний. – 2022. – No 51 (4). – С. 402-410
20) Макарова С. Н., Турлыбекова Ю. В. Факторы, влияющие на внутренний государственный долг РФ//СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ. Сборник научных трудов 12-й Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Том 2. Курск, 2023. С. 18-22
21) Мохнаткина, Л. Б. Государственный и муниципальный долг: учебное пособие / Л.Б. Мохнаткина. - Москва: ИНФРА-М, 2022.
22) Николайчук, О. А. Внешний долг России: монография / О.А. Николайчук, Н.О. Люшнина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2019.
23) Норкин А. В., Смирнова И. А., Коробова В. Ф. Государственные заимствования субъекта Российской Федерации в контексте нового понятия «долговой устойчивости» региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – No 7-2. – С. 61-65
24) Объём и структура государственного внутреннего долга Российской Федерации // Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт. – 2023. – URL:https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/ (Дата обращения 23.05.2024)
25) Полидуц С. А. Экономическое содержание категории «Государственный долг // Вестник ЧелГУ. – 2012. – No 10 (264). – С. 32-40
26) Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Сочинения. Т. 1 [Текст] / Давид Рикардо. – Москва : Государственное издательство политической литературы, 1955. – 860 с.
27) Саврадым В. М. Финансовая стабильность государства: индикативный подход//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. Труды XXI Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2022. С. 199-205
28) Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 684 с.
29) Унежева А.Я. Оценка современного состояния внешнего государственного долга России // Университетская наука – региону: сборник научных трудов / ответственный редактор Л.И. Ушвицкий. – Ставрополь, 2020. – С. 279-285
30) Хамалинский И. В. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние // Вестник МИЭП. – 2017. – No 1 (26). – С. 32-40
31) Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования./ А.А. Храмченко, Вакуленко А.А., Салова А.А./Вестник Академии знаний. 2020. No 5 (40). С. 447-450
32) Цареградская Ю. К., Суверенный дефолт: теория и практика правоприменения // Финансовое право. — 2022. — № 11. — С. 11-15
33) Цареградская Ю.К., Государственный долг России в системе финансового права: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. — 166 с.