Фрагмент для ознакомления
2
Лидерство – процесс, посредством которого человек оказывает влияние на группу для достижения общих целей, – обнаруживает сложности, выходящие за рамки простых директивных действий; оно представляет собой одновременно искусство и науку, заключающую в себе способность мотивировать, вдохновлять и направлять других [G. Kane, 2020]. Центральное место в концепции лидерства занимают ключевые характеристики, отличающие эффективных лидеров: способность реализовывать видение, адаптивность к смене стратегий в ответ на изменения окружающей среды и навыки создания инклюзивной атмосферы, способствующей сплочению команды и коллективной эффективности [M. Vasilescu, 2019].
Важнейшее значение для понимания лидерства имеет определение основных качеств, присущих лидерам, к которым относятся, в частности, решительность, целостность и эмпатия – качества, помогающие ориентироваться в сложном взаимодействии между действиями лидера и реакцией группы [V. Kessler, 2021]. Навыки, которые должен развивать лидер, варьируются от стратегического предвидения, которое включает в себя предвидение будущих проблем и возможностей, до навыков межличностного общения, которые позволяют эффективно общаться и разрешать конфликты в разнородных командах [S. Benmira & M. Agboola, 2021].
При этом эволюция теорий лидерства, как отмечают исследователи, свидетельствует о переходе от авторитарных стилей к более партисипативным и трансформационным подходам, которые соответствуют современной организационной динамике и культурным сдвигам [E. Mango, 2018]. Эта трансформация стиля руководства подтверждается эмпирическими исследованиями, свидетельствующими о том, что современное лидерство, в котором особое внимание уделяется эмоциональному интеллекту и этическим практикам, существенно влияет на успех и устойчивость организации [C. Gill et al., 2018].
Нам следует отметить, что многогранная природа лидерства, обогащенная спектром теоретических перспектив и практических приложений, подчеркивает его ключевую роль в формировании организационных траекторий и влиянии на более широкий управленческий аспект [K. Goulas, 2022]. Как таковое, лидерство не только направляет, но и трансформирует, что делает его важнейшим предметом изучения в стремлении понять и повысить эффективность управления организацией.
1.2. Определение и ключевые характеристики менеджмента
Менеджмент как концепция по своей сути воплощает систематическую координацию ресурсов – человеческих, финансовых и технологических – для достижения заранее определенных целей организации; это определение включает в себя как оперативные, так и стратегические аспекты организации и контроля деятельности внутри организации [M. Vasilescu, 2019]. Центральное место в функциональности менеджмента занимают ключевые характеристики: планирование, организация, руководство и контроль – основополагающие столпы, которые не только определяют, но и очерчивают рамки менеджмента как дисциплины [G. Kane, 2020]. Эти элементы, по необходимости, тесно переплетаются с лидерством, поскольку эффективное применение методов управления часто зависит от лидерских качеств, позволяющих вдохновлять и направлять команды на достижение эффективности и производительности [S. Benmira & M. Agboola, 2021].
Планирование – важнейшая характеристика менеджмента – предполагает дальновидное определение целей и стратегий их достижения; этот процесс требует глубоких аналитических способностей для прогнозирования будущих тенденций и соответствующей подготовки [E. Mango, 2018]. Затем следует организация как структурная основа, которая распределяет ресурсы и ставит задачи, создавая тем самым оперативный план, поддерживающий стратегическое видение [Y. Wang, 2020].
Контроль, последняя отличительная черта менеджмента, обеспечивает соответствие организационной деятельности установленным планам путем последовательного мониторинга и корректировки операций, что является процессом, в основе которого лежат принципы обратной связи и адаптации [В. Кесслер, 2021]. Т.о., практика управления, хотя и ориентирована на стабильность и эффективность, динамично взаимодействует с лидерством для создания среды, способствующей инновациям и быстрому реагированию – важнейшим атрибутам на быстро развивающемся глобальном рынке [A. Scott, 2023].
Итак, многогранные роли менеджеров – принятие решений, руководство, поддержание связей и контроль – в совокупности обусловливают их ключевое положение в организационной иерархии, где их действия и стратегии оказывают значительное влияние на общее состояние и успех предприятия.
1.3. Сравнительный анализ лидерства и менеджмента
Хотя лидерство и управление часто кажутся взаимосвязанными в организационном контексте, их разные роли и эффекты требуют детального сравнительного анализа. Лидерство в первую очередь связано с влиянием и мотивацией людей для достижения целей организации, часто с помощью дальновидных и вдохновляющих стратегий [S. Benmira & M. Agboola, 2021], тогда как управление сосредоточено на установлении порядка и последовательности посредством планирования, организации, комплектования штата, руководства и контроля над ресурсами организации [K. Goulas, 2022]. Соответственно, лидерство можно рассматривать как подмножество менеджмента, но при этом оно отличается тем, что направлено на создание изменений и продвижение организации к цели.
Динамика взаимоотношений между лидерством и менеджментом показывает, что эффективные лидеры выходят за рамки традиционных управленческих обязанностей и берут на себя роли, способствующие инновациям и адаптивности – качествам, которые имеют решающее значение в современной быстро меняющейся бизнес-среде [M. Vasilescu, 2019]. И наоборот, менеджеры обеспечивают стабильность и эффективность, необходимые для поддержания повседневной деятельности и достижения краткосрочных целей, что подчеркивает более процедурный, методичный подход к управлению организацией [Y. Wang, 2020]. Это сопоставление подчеркивает важный момент: лидерство развивает потенциал и принимает изменения, в то время как менеджмент стремится использовать этот потенциал, внедряя структуры и процессы, обеспечивающие устойчивый прогресс [E. Mango, 2018].
Различия между лидерством и менеджментом еще больше подчеркиваются их теоретическими основами: теории лидерства часто фокусируются на чертах характера, поведении и ситуативных взаимодействиях лидеров и их последователей, что предполагает более подвижную и динамичную модель взаимодействия [G. Kane, 2020]. Теории управления, напротив, часто вращаются вокруг системного выполнения задач и могут предполагать более жесткие рамки и управление, основанное на правилах [V. Kessler, 2021]. Интеграция лидерства в управленческие практики не только повышает эффективность управленческих функций, но и привносит жизненно важный стратегический компонент в операционную структуру организации, предполагая, что синтез лидерских и управленческих способностей может привести к превосходным организационным результатам [A. Scott, 2023]. Т.о., этот сравнительный анализ не только определяет различные, но взаимодополняющие роли лидерства и менеджмента, но и формирует повествование, подчеркивающее их коллективное влияние на организационный успех.
1.4. Теории лидерства
Традиционные теории лидерства, такие как траекторный и поведенческий подходы, предлагают фундаментальное понимание природы и развития эффективного лидерства; траекторные теории, включая теорию «Великого человека» и теорию черт, утверждают, что лидеры рождаются с врожденными качествами, которые предрасполагают их к лидерским ролям – эти теории подчеркивают врожденность лидерских качеств, предполагая предопределенный путь к лидерству на основе личных характеристик [G. Kane, 2020]. Напротив, поведенческие теории утверждают, что лидерству можно научиться, и оно проявляется в конкретных формах поведения, а не во врожденных чертах; эта точка зрения была значительно продвинута в исследованиях, проведенных в Университете штата Огайо и Мичиганском университете, которые выявили два основных измерения лидерского поведения: ориентированное на задачу и ориентированное на людей [S. Benmira & M. Agboola, 2021].
Развивая поведенческие теории, исследователи выделили ключевые модели поведения, которые отличают эффективных лидеров, включая демократическое участие, поддерживающее взаимодействие и четкую ориентацию на выполнение задачи; эти модели поведения, систематизированные по категориям, помогают прояснить, как лидеры могут влиять на эффективность и сплоченность группы своими действиями и решениями [V. Rennison, 2018]. Эволюция от траекторных к поведенческим теориям ознаменовала значительный сдвиг в исследованиях лидерства, перейдя от сосредоточения на статичных атрибутах лидеров к более динамичному пониманию лидерства как интерактивного, ситуативного процесса, который включает в себя непрерывное обучение и адаптацию [E. Mango, 2018].
Фактически, традиционные теории лидерства представляют собой спектр перспектив, варьирующихся от генетической предрасположенности к лидерству до развития лидерства через выученное поведение и взаимодействие; эти теории, ставшие основой для изучения лидерства, проложили путь к более тонким современным теориям, которые объединяют как черты, так и поведение в более широком организационном и общественном контексте [K. Goulas, 2022]. Постоянное изучение и критика этих теорий продолжают обогащать дискурс лидерства, подчеркивая сложность эффективного руководства в разнообразных и меняющихся условиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Arifah, A., Tariq, M., Syahira, R., Rosliza, A., & Juni, M., 2018. LEADERSHIP THEORIES IN DISEASE OUTBREAK MANAGEMENT. International Journal of Public Health and Clinical Sciences, 5, pp. 1-16.
2. Benmira, S., & Agboola, M., 2021. Evolution of leadership theory. BMJ Leader, 5, pp. 3 – 5. https://doi.org/10.1136/leader-2020-000296.
3. Benmira, S., & Agboola, M., 2021. Evolution of leadership theory. BMJ Leader, 5, pp. 3 – 5. https://doi.org/10.1136/leader-2020-000296.
4. Deshwal, V., & Ali, M., 2020. A Systematic Review of Various Leadership Theories. , 8, pp. 38-43. https://doi.org/10.34293/commerce.v8i1.916.
5. Gentsoudi, V., 2022. LEADERSHIP THEORIES REVIEW. Entrepreneurship. https://doi.org/10.37708/ep.swu.v10i1.4.
6. Gill, C., Gardner, W., Claeys, J., & Vangronsvelt, K., 2018. Using theory on authentic leadership to build a strong human resource management system. Human Resource Management Review. https://doi.org/10.1016/J.HRMR.2018.02.006.
7. Goulas, K., 2022. A REVIEW OF TRADITIONAL APPROACHES OF STUDYING LEADERSHIP STYLES. Entrepreneurship. https://doi.org/10.37708/ep.swu.v10i1.5.
8. Harrison, C., 2018. Leadership Research and Theory. , pp. 15-32. https://doi.org/10.1007/978-3-319-68672-1_2.
9. Kane, G., 2020. Leadership Theories. . https://doi.org/10.4135/9781473917132.n1.
10. Kessler, V., 2021. A plea for leadership Theories. Acta Theologica. https://doi.org/10.18820/23099089/actat.sup31.11.
11. Mango, E., 2018. Rethinking Leadership Theories. , 7, pp. 57-88. https://doi.org/10.4236/OJL.2018.71005.
12. Nasibullah, K., 2023. Leaders’ Leadership Theory in a Management Perspective. American Journal of Multidisciplinary Research and Innovation. https://doi.org/10.54536/ajmri.v2i5.2064.
13. Oral, M., 2019. Meaning Management: A Framework for Leadership Ontology. Journal of Values-Based Leadership. https://doi.org/10.22543/0733.122.1273.
14. Rennison, B., 2018. Theories of leadership. , 3, pp. 185-199. https://doi.org/10.5040/9781492595670.ch-005.
15. Scott, A., 2023. Leadership and management in healthcare: using theory to motivate staff to achieve organisational goals. International Journal for Advancing Practice. https://doi.org/10.12968/ijap.2023.1.1.33.
16. Swanson, S., Billsberry, J., Kent, A., Skinner, J., & Mueller, J., 2020. Leader prototypicality in sport: The implicit leadership theories of women and men entering sport management careers. Sport Management Review, 23, pp. 640-656. https://doi.org/10.1016/J.SMR.2019.08.002.
17. Swanwick, T., 2019. Leadership and management: what’s the difference?. BMJ Leader, 3, pp. 100 – 99. https://doi.org/10.1136/leader-2019-000153.
18. Vasilescu, M., 2019. Leadership Styles And Theories In An Effective Management Activity. Annals – Economy Series, 4, pp. 47-52.
19. Wang, Y., 2020. Research on Team Building Ability of Middle-level Managers in Enterprises Based on Leadership Theory. . https://doi.org/10.2991/assehr.k.201214.507.